Анри Вьётан и Антон Рубинштейн. Концертный дуэт для скрипки и фортепиано на темы из оперы Дж. Мейербера «Пророк». Автограф из собрания Санкт-Петербургской консерватории

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.007

Анри Вьётан и Антон Рубинштейн. Концертный дуэт для скрипки и фортепиано 
на темы из оперы Дж. Мейербера «Пророк».
Автограф из собрания Санкт-Петербургской консерватории

Скачать pdf  .

Авторы

Лариса Алексеевна Миллер 

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, larmiller@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0375-1075

Владимир Александрович Сомов

Санкт-Петербург, Россия, vassom@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-8973-3814

Аннотация

Статья посвящена совместному сочинению двух знаменитых музыкантов — А. Вьётана и А. Г. Рубинштейна, двойной автограф которого, хранящийся в Научно-исследовательском Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, был ранее неизвестен исследователям. Рассматривается история создания, исполнений, а также ставших уже библиографической редкостью первых изданий Дуэта в России и за рубежом. Затрагиваются вопросы взаимоотношений Вьётана и А. Рубинштейна, их контакты с Дж. Мейербером, российскими и европейскими издательскими фирмами (М. Бернард, «Сыновья Шотта», «Рикорди»). Привлечение документальных источников позволяет уточнить и дополнить новыми сведениями уже известные факты биографий выдающихся музыкантов. Публикация приурочена к 160-летию основанной А. Г. Рубинштейном Санкт-Петербургской консерватории.

Ключевые слова: Анри Вьётан, А. Г. Рубинштейн, Дж. Мейербер, опера «Пророк», Санкт-Петербургская консерватория, музыкальная культура России середины XIX века, М. Бернард, издательство «Сыновья Шотта», издательство «Рикорди» 

Благодарности: Авторы благодарят за помощь в работе над статьей старшего научного сотрудника Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, кандидата исторических наук О. Н. Блескину, научного сотрудника Российского национального музея музыки, кандидата искусствоведения А. В. Комарова, заведующего Кабинетом рукописей Российского института истории искусств Г. В. Копытову, библиографа РНБ В. Н. Носова, ведущего научного сотрудника РИИИ, доктора искусствоведения, профессора Н. А. Огаркову, сотрудника редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургской консерватории, кандидата искусствоведения М. А. Серебренникова, старшего научного сотрудника ГИИ, кандидата искусствоведения Т. З. Сквирскую, К. Ю. Шорохова (PhD Université de Nantes). 

Для цитирования: Миллер Л. А., Сомов В. А. Анри Вьётан и Антон Рубинштейн. Концертный дуэт для скрипки и фортепиано на темы из оперы Дж. Мейербера «Пророк». Автограф из собрания Санкт-Петербургской консерватории // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 4. С. 126–165.  https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.007.

Статья поступила в редакцию: 20.09.2022; одобрена после рецензирования: 26.09.2022; принята к публикации: 30.09.2022; опубликована: 10.10.2022.

Список источников

[1] Автографы музыкальных деятелей 1889 — Автографы музыкальных деятелей 1839–1889. Приложение к премии журнала «Нувеллист» за 1889 год. Санкт-Петербург: Типо-лит. Р. Голике, 1889. 48 с.

[2] Баренбойм 1957 — Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: [в  2  т.]. Т. 1: 1829–1867. Ленинград: Государственное музыкальное издательство. 1957. 455 с.

[3] Баренбойм 1962 — Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: [в 2 т.] Л., 1957. Т. 2. 1867–1894. Ленинград: Государственное музыкальное издательство. 1962. 491 с.

[4] Берфорд — Берфордм Т. В. Вьётан // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 16: XIX век. Персоналии: В / отв. ред. Н. А. Огаркова. Санкт-Петербург: (в печати).

[5] Виардо 1968 — Виардо П. Письма к Матвею Юрьевичу Виельгорскому / перевод и публ. А. С. Розанова // Музыкальное наследство: сб. по истории музыкальной культуры СССР / редкол.: М. П. Алексеев и др. Москва: Музыка, 1968. Т. 2. Ч. 2. С. 5–134.

[6] Вольман 1970 — Вольман Б. Русские нотные издания XIX — начала XX века. Ленинград: Музыка, 1970. 215 с.

[7] Всеобщая адресная книга 1867–1868 — Всеобщая адресная книга Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург: Издание Гоппе и Корнфельда, 1867–1868. V. Отдел: Домовладельцы Петербурга. 987 с. (См.: Сеть электронных библиотек Vivaldi, 2010–2022. URL: http://vivaldi.nlr.ru/bx000050217/view, дата обращения: 20.09.2022).

[8] Гинзбург 1983— Гинзбург Л. С. Анри Вьётан. Москва: Музыка, 1983. 176 с.

[9] Глинка 1973 — Глинка М. И. Записки // Глинка М. И. Литературные произведения и переписка. Т. 1 / подгот. А. С. Ляпунова. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1973. 511 с. (Глинка М. И. Полное собрание сочинений / редкол.: Т. Н. Ливанова и др.).

[10] Григорьев 1973 — Григорьев В. Ю. Вьетан в России (в отзывах русской прессы) // Музыкальное исполнительство. Вып. 8 / общ. ред. Г. Я. Эдельмана и В. А. Натансона. Москва: Музыка, 1973. С. 189–212.

[11] Дамке 1849 — Дамке Б. Музыкальные новости: Париж // Библиотека для чтения: журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. 1849. Т. 96. Ч. 1. № 7 (июль). Отд. VII: Смесь. С. 93–102.

[12] Долгушина, Пуртов 2019 — Долгушина М. Г., Пуртов Ф. Э. Бернард // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 15: XIX век. 1801–1861. Персоналии: А–Б / отв. ред. Н. А. Огаркова. Санкт-Петербург: Союз композиторов Санкт-Петербурга: Российский институт истории искусств: Композитор • Санкт-Петербург, 2019. С. 353–359.

[13] Каталог музея 1902 — Каталог музея имени А. Г. Рубинштейна в здании С. Петербургской консерватории Императорского Русского музыкального общества. Санкт-Петербург: Печатня Р. Голике, 1902. 107 с.

[14] Копытова 2009 — Копытова Г. В. К истории музеев Глинки и Рубинштейна в Петербургской консерватории // Opera musicologica. 2009. № 1. С. 101–118.

[15] Корабельникова 1994 — Корабельникова Л. З. А. Г. Рубинштейн // История русской музыки: в 10 т. Т. 7: 70–80-е годы XIX века. Ч. 1. Москва: Музыка, 1994. С. 77–126.

[16] Манн 1849 — И. М. [Манн И. А.] Петербургская летопись // Санкт-Петербургские ведомости. 1849. № 273. 6 дек. С. 1096.

[17] Новоселова 2018 — Новоселова Е. Ю. Русское эхо «Пророка»: к проблеме литературной рецепции оперы Дж. Мейербера // Культура и искусство. 2018. № 1. С. 24–38.

[18] Нувеллист. 1850. № 1 — Литературное прибавление к Нувеллисту. 1850. № 1, январь. С. 6–7. Петербургская Хроника.

[19] Нувеллист. 1850. № 2 — Литературное прибавление к Нувеллисту. 1850. № 2. С. 16.

[20] Нувеллист. 1850. № 3 — Об опере Мейербера «Пророк» (Статья первая) // Литературное прибавление к Нувеллисту. 1850. № 3, март. С. 23.

[21] Нувеллист. 1850. № 4 — Об опере Мейербера «Пророк» (Статья вторая) // Литературное прибавление к Нувеллисту. 1850. № 4, апрель. С. 25–27.

[22] Одоевский 1956 — Выписка из письма кн. В Ф О в Москву к А. Н. Верстовскому Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вступ. ст. и примеч. Г. Б. Бернандта. Москва: Музыка, 1956. 723 с.

[23] Отчет ИРМО 1877 — Отчет С.-Петербургского отделения РМО и Консерватории за 1875 / 76 год. Санкт-Петербург: Типография Р. Голике, 1877. 175 с.

[24] Памятная книжка 1837 — Памятная книжка на 1838 год. Санкт-Петербург: Военная типография, 1837. 319 с.

[25] Петров 2012 — Петров Д. Р. Фантазия и вариации на тему из «Прециозы» К. М. Вебера (Петербургский автограф совместного сочинения Игнаца Мошелеса и Феликса Мендельсона-Бартольди. К восстановлению первоначальной редакции) // Страницы истории музыкальной культуры. Новые архивные материалы: cборник статей / сост. и отв. редактор Т. З. Сквирская. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2012. С. 18–37. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 10).

[26] Петровская 2009 — Петровская И. Ф. Вьётан Анри // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь-исследование. Т. 10: 1801– 1917. Кн. 1: А–Л. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. 573 с.

[27] Петровская 2010 — Петровская И. Ф. Рубинштейн Антон Григорьевич // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь-исследование. Т. 11: 1801–1917. Кн. 2: М–Я. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2010. 559 с.

[28] Раабен 1961 — Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961. 475 с.

[29] Раевская 1898 — Раевская Е. И. Воспоминания // Исторический вестник. 1898. Т. 74. № 11. С. 523–556.

[30] Рубинштейн 1954 — Рубинштейн А. Г. Избранные письма. Москва: Музгиз, 1954. 101 с.

[31] Рубинштейн 1983 a — Рубинштейн А. Г. Автобиографические рассказы // Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. Т. 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступ. ст. Л. А. Баренбойма. Москва: Музыка, 1983. С. 65–104.

[32] Рубинштейн 1983b — Рубинштейн А. Г. Разговор о музыке (Музыка и ее мастера) // Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. Т. 1: Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступит. статья Л. А. Баренбойма. Москва: Музыка, 1983. С. 110–162.

[33] Рубинштейн 1984 — Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. Т. 2. Письма (1850–1871) / cост., текстолог. подготовка, коммент. и вступит. статья Л. А. Баренбойма. Москва: Музыка, 1984. 219 с.

[34] Серов 1984 — Серов А. Н. Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 1. 1847–1853 / сост., ред. и коммент. Вл. Протопопова. Москва: Музыка, 1984. 414 с.

[35] Соколова 2017 — Соколова А. И. Встречи и знакомства. Москва: Новое литературное обозрение, 2017. 538 с. (Россия в мемуарах).

[36] Соллертинский 1956 — Соллертинский И. И. Джакомо Мейербер // Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды / вступ. ст. Д. Д. Шостаковича; ред.-сост. М. Друскин. Ленинград: Музгиз, 1956. С. 101–118.

[37] Тургенев 1980 — Тургенев И. С. Несколько слов об опере Мейербера «Пророк» (Письмо к редактору) // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом); [редкол.: М. П. Алексеев (гл. ред.) и др.]. Москва: Наука, 1980. Т. 4: Повести и рассказы. Статьи и рецензии. 1844–1854 / [примеч. И. А. Битюговой и др.]. С. 455–459.

[38] Шумигорский 1912 — Шумигорский Е. С. Императорское женское патриотическое общество (1812–1912). Санкт-Петербург: Государственная Типография, 1912. 226 с.

[39] Cornaz 2008 — Cornaz M. Henry Vieuxtemps. Sur les traces d’un jeune violoniste virtuose // Monte Artium: Journal of the Royal Library of Belgium. 2008. Vol. 1. Р. 57–72.

[40] Fétis 1867 — Fétis Fr.-J. Vieuxtemps (Henri) // Fétis Fr.-J. Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique. 2e éd. T. 8. Paris: Firmin Didot, 1867. P. 344–346.

[41] Radoux 1891 — Radoux J.-Th. Vieuxtemps: sa vie, ses oeuvres. Liège: Aug. Benard, 1891. 166 р.

[42] Taylor 2007 — Taylor Ph. S. Anton Rubinstein: A Life in music. Bloomington; Indianapolis: Indiana Univ. Press, 2007. 376 р.

Original article

Henri Vieuxtemps, Anton Rubinstein. Duo Concertant for violin and piano
on themes from G. Meyerbeer’s “Le Prophète”.
Autograph from the Saint Petersburg Conservatory collection

Authors

Larisa A. Miller 

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, larmiller@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0375-1075

Vladimir A. Somov

St. Petersburg, Russia, vassom@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-8973-3814

Abstract. The article is devoted to the collaboration of two famous musicians — H. Vieuxtemps and A. Rubinstein, whose double autograph, kept in the Research Department of Manuscripts of the Library of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, was previously unknown to researchers. The authors discuss the history of creation, dedication, performances, as well as the first editions of the Duet in Russia and abroad, which have already become a bibliographic rarity. The article also covers history of mutual relations of the musicians, their contacts with J. Meyerbeer, Russian and foreign publishing companies (M. Bernard, “Sons of Schott”, “Ricordi”). The documentary sources allow us to clarify the already known facts of the biographies of the musicians and supplement them with new information. The publication is time to the 160th anniversary of the Saint Petersburg Conservatory founded by Anton Rubinstein.

Keywords: Henri Vieuxtemps, Anton G. Rubinstein, Giacomo Meyerbeer, the opera “Prophète”, Saint Petersburg State Conservatory, musical culture of Russia in the middle of the 19th century, Moritz Matthäus Bernard, publishing house “Sons of Schott”, publishing house “Ricordi”

Acknowledgements. The authors would like to thank O. N. Bleskina, senior researcher at the Department of Manuscripts of the Russian National Library, PhD in Historical Sciences, A. V. Komarov, researcher at the Russian National Museum of Music, PhD in Art History, G. V. Kopytova, Head of the Cabinet of Manuscripts of the Russian Institute of Art History, V. N. Nosov, bibliographer of the National Library of Russia, Professor N. A. Ogarkov, leading researcher at the Russian Institute of Arts, Doctor of Arts, M. A. Serebrennikov, a staff member of the editorial and publishing department of the St. Petersburg Conservatory, PhD in art history, T. Z. Skvirskaya, senior researcher at the State Institute of Arts candidate of art criticism, K. Yu. Shorokhov (PhD Université de Nantes).

For citation: Miller L. A., Somov V. A. Henri Vieuxtemps, Anton Rubinstein. Duo Concertant for violin and piano on themes from G. Meyerbeer’s “Le Prophète”. Autograph from the Saint Petersburg Conservatory collection. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 4. Р. 126–165. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.007.

The article was submitted 20.09.2022; approved after reviewing 26.09.2022; accepted for publication 30.09.2022; published: 10.10.2022.

References

[1] ________ (1889). Avtografy muzykal’nykh deyateley. 1839–1889. Prilozhenie k premii zhurnala “Nuvellist” za 1889 god [Autographs of musical figures. 1839–1889. Supplement to the award of the magazine “Nuvellist” for 1889]. St. Petersburg: Tipolitografiya R. Golike, 48 р. (in Russian).

[2] Barenboym, Lev А. (1957). Anton Grigoryevich Rubinstein: Zhizn’, artisticheskiy put’, tvorchestvo, muzykal’no-obshchestvennaya deyatel’nost’ [Anton Grigoryevich Rubinstein: Life, artistic path, creativity, musical and social activities]: in 2 vols. Vol. 1: 1829–1867. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 455 p. (in Russian).

[3] Barenboym, Lev А. (1962). Anton Grigoryevich Rubinstein: Zhizn’, artisticheskiy put’, tvorchestvo, muzykal’no-obshchestvennaya deyatel’nost’ [Anton Grigoryevich Rubinstein: Life, artistic path, creativity, musical and social activities]: in 2 vols. Vol. 2: 1867– 1894. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 491 p. (in Russian).

[4] Berford, Tat’yana V. “Vieuxtemps” [“Vieuxtemps”]. In Muzyka’nyy Peterburg: entsiklopedicheskiy slovar’ [Musical Petersburg: Encyclopedic Dictionary]. Vol. 16: XIX vek. Personalii [19th century. Personalities], editor-compiler Nataliya A.  Ogarkova. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, рр. 306–341 (in Russian).

[5] Viardo, Polina (1968). “Pis’ma k Matveyu Yur’evichu Viel’gorskomu” [“Letters to Matvey Yurievich Vielgorsky”], translation and publication by Aleksandr S. Rozanov. In Muzykal’noe nasledstvo: sbornik po istorii muzykal’noy kul’tury SSSR [Musical legacy: collection on the history of the musical culture of the USSR]. Vol. 2. Part 2. Editors-compilers Mikhail P. Alekseev and others. Moscow: Muzyka, pp. 5–134 (in Russian).

[6] Vol’man, Boris L. (1970). Russkie notnye izdaniya XIX — nachala XX veka [Russian printed music editions of the 19th — early 20th century]. Leningrad: Muzyka, 215 p. (in Russian).

[7] ________ (1867–1868). Vseobshchaya adresnaya kniga Sankt-Peterburga [General address book of St. Petersburg]. St. Petersburg: Izdanie Goppe i Kornfel’da, V. Otdel: “Domovladel’cy Peterburga”, 987 p. (in Russian). Vivaldi, 2010–2022. Available at: http://vivaldi.nlr.ru/bx000050217/view (accessed date: 20.09.2022).

[8] Ginzburg, Lev S. (1983). Henri Vieuxtemps [Henri Vieuxtemps]. Moscow: Muzyka, 176 p. (in Russian).

[9] Glinka, Mikhail I. (1973). “Zapiski” [“Notes”]. In Mikhail I. Glinka, Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Literary works and correspondence]. Vol. 1., edited by Anastasiya S. Lyapunova. (Mikhail I. Glinka, Polnoe sobranie sochineniy [Mikhail I. Glinka, Complete Works, editors-compilers Tamara N. Livanova and others). Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 511 p. (in Russian).

[10] Grigor’ev, Vladimir Yu. (1973). “Vieuxtemps v Rossii (v otzyvakh russkoy pressy)” [“Henri Vieuxtemps in Russia (in the reviews of the Russian press)”]. In Muzykal’noe ispolnitel’stvo [Musical performance]. Iss. 8, edited by Grigoriy Ya. Edelman, Vladimir A. Natanson. Moscow: Muzyka, рр. 189–212 (in Russian).

[11] Damke, Bertold (1849). “Muzykal’nye novosti: Parizh” [“Music News: Paris”]. In Biblioteka dlya chteniya: zhurnal slovesnosti, nauk, khudozhestv, promyshlennosti, novostey i mod [Library for reading: journal of literature, sciences, arts, industry, news and fashion]. Vol. 2. Part 2. № 7 (July). Otd. VII: Smes’ [Section. VII: Compound], pp. 93–102 (in Russian).

[12] Dolgushina, Marina G.; Purtov, Feliks Je. (2019). “Bernard” [“Bernard”]. In Muzykal’nyy Peterburg: entsiklopedicheskiy slovar’ [Musical Petersburg: encyclopedic Dictionary]. Vol. 15: XIX vek. 1801–1861. Personalii: A–B [19th century. 1801–1861 Persons: A–B]. St. Petersburg: Soyuz kompozitorov Sankt-Peterburga: Rossiyskiy institut istorii iskusstv, Kompozitor • Sankt-Peterburg, pp. 353–359 (in Russian).

[13] ________ (1902). Katalog muzeya imeni A. G. Rubinsteina v zdanii S.-Peterburgskoy konservatorii Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva [Catalog of the Museum named after Anton G. Rubinstein in the building of the St. Petersburg Conservatory of the Imperial Russian Musical Society]. St. Petersburg: Pechatnya R. Golike, 107 p. (in Russian).

[14] Kopytova, Galina V. (2009) “K istorii muzeev Glinki i Rubinsteina v Peterburgskoy konservatorii” [“On the History of the Mikhail Glinka and Anton Rubinstein Museums at the St. Petersburg Conservatory”]. In Opera musicologica. 2009. No. 1, рр. 101–118 (in Russian).

[15] Korabel’nikova, Lyudmila Z. (1994). “A. G. Rubinstein” [“Anton G. Rubinstein”]. In Istoriya russkoy muzyki [History of Russian music]: in 10 vols. Vol. 7: 70–80s of the 19th century. Ch. 1. Moscow: Muzyka, pp. 77–126 (in Russian).

[16] Mann, I. A. (1849). “Peterburgskaya letopis’ ” [“Petersburg chronicle”]. In Sankt-Peterburgskie vedomosti. 1849. No. 273 (December 6), р. 1096. (in Russian). Note: published under the pseudonym I. M. [

17] Novoselova, Evgeniya Yu. (2018). “Russkoe ekho ‘Proroka’: k probleme literaturnoy retseptsii opery G. Meyerbeera” [“The Russian Echo of ‘The Prophet’: On the Problem of the Literary Reception of the Opera by Giacomo Meyerbeer”]. In Kultura i iskusstvo [Culture and art]. 2018. No. 1, рр. 24–38 (in Russian).

[18] ________ (1850). “Peterburgskaya Khronika” [“Petersburg Chronicle”]. In Literaturnoe pribavlenie k “Nuvellistu” [Literary supplement to the “Nuvellist”]. 1850. No. 1 (Jan.), pp. 6–7 (in Russian).

[19] ________ (1850). “Ob’yavleniya ob izdaniyakh” [“Publication announcements”]. In Literaturnoe pribavlenie k “Nuvellistu”. [Literary supplement to the “Nuvellist”]. 1850. No. 2 (Feb.), p. 16 (in Russian).

[20] ________ (1850). “Ob opere Meyerbeer’a ‘Prorok’ (Stat’ya pervaya)” [“About Meyerbeer’s opera ‘The Prophet’ (Article One)”]. In Literaturnoe pribavlenie k “Nuvellistu” [Literary supplement to the “Nuvellist”]. 1850. No. 3 (March), p. 23 (in Russian).

[21] ________ (1850). “Ob opere Meyerbeer’a ‘Prorok’ (Stat’ya vtoraya)” [“About Meyerbeer’s opera ‘The Prophet’ (Article Two)”]. In Literaturnoe pribavlenie k “Nuvellistu” [Literary supplement to the “Nuvellist”]. 1850. No. 4 (Apr.), pp. 25–27 (in Russian).

[22] Odoyevsky, Vladimir F. (1956). “Vypiska iz pis’ma kn. V F O v Moskvu k A. N. Verstovskomu” [“Extract from a letter from Duke V. F. Odoevsky to Moscow to A. N. Verstovsky”]. In Vladimir F. Odoyevsky, Muzykal’no-literaturnoe nasledie [Musical and literary heritage]. Moscow: Muzyka, 723 p. (in Russian).

[23] ________ (1877). Otchet S.-Peterburgskogo otdeleniya RMO i Konservatorii za 1875 / 76 god [Report of the St. Petersburg branch of the Russian Musical Society and the Conservatory for 1875 / 76]. St. Petersburg: Tipografiya R. Golike,175 p. (in Russian).

[24] ________ (1837). Pamyatnaya knizhka na 1838 god [Commemorative book for 1838]. St. Petersburg: Voennaya tipografiya, 319 p. (in Russian).

[25] Petrov, Daniil R. “Fantazija i variacii na temu iz ‘Preciozy’ Webera” (Peterburgskiy avtograf sovmestnogo sochineniya Ignaza Moschelesa i Felixa Mendelssohna-Bartholdy. K vosstanovleniyu pervonachal’noy redaktsii [Fantasy and variations on a theme from K. M. Weber’s Preciosa (The St. Petersburg autograph of the team composition by Ignaz Moscheles and Felix Mendelssohn-Bartholdy (to the restoring of the original version)]. In Stranitsy istorii muzykal’noy kul’tury. Novye arkhivnye materialy [Pages from history of musical culture. New archival materials: collected articles], edited by Tamara Z. Skvirskaya. St. Petersburg: Izdatel’stvo Politehnicheskogo universiteta, рр. 18–37 (Peterburgskiy muzykal’nyy arkhiv [Sant Petersburg Music Archives]. Vol. 10) (in Russian).

[26] Petrovskaya, Ira F. (2009). “Vieuxtemps Henri” [“Vieuxtemps Henri”]. In Ira F.  Petrovskaya, Muzykal’nyy Peterburg: entsiklopedicheskiy slovar’-issledovanie [Musical Petersburg: Encyclopedic Dictionary-Research]. Vol. 10: 1801–1917. Book. 1: A–L. St. Petersburg: Kompozitor • Kompozitor Sankt-Peterburg, 573 p. (in Russian).

[27] Petrovskaya, Ira F. (2010). “Rubinstein Anton Grigoryevich” [“Rubinstein Anton Grigoryevich”]. In Irа F. Petrovskaya, Muzykal’nyy Peterburg: entsiklopedicheskiy slovar’-issledovanie [Musical Petersburg: Encyclopedic Dictionary-Research]. Vol.  11: 1801–1917. Book. 2: M–Yа. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 559 p. (in Russian).

[28] Raaben, Lev N. (1961). Instrumental’nyy ansambl’ v russkoy muzyke [Instrumental ensemble in Russian music]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 475 p. (in Russian).

[29] Raevskaya, Ekaterina. I. (1898). “Vospominaniya” [“Memories”]. In Istoricheskiy vestnik [Historical messenger]. 1898. Vol. 74. No. 11, pp. 523–556 (in Russian).

[30] Rubinstein, Anton G. (1954). Izbrannyye pis’ma [Selected letters]. Moscow: Muzgiz, 101 p. (in Russian).

[31] Rubinstein, Anton G. (1983a). “Avtobiograficheskie rasskazy” [“Autobiographical stories”]. In Anton G. Rubinstein, Literaturnoe nasledie [Literary heritage]: in 3 vols. Vol. 1: Stat’i. Knigi. Dokladnye zapiski [Articles. Books. Memos]. Moscow: Muzyka, pp. 65–104 (in Russian).

[32] Rubinstein, Anton G. (1983b). “Razgovor o muzyke (Muzyka i ee mastera)” [“Talk about music (Music and its masters)”]. In Anton G. Rubinstein, Literaturnoe nasledie [Literary heritage]: in 3 vols. Vol. 1: Stat’i. Knigi. Dokladnye zapiski [Articles. Books. Memos]. Moscow: Muzyka, pp. 110–162 (in Russian).

[33] Rubinstein, Anton G. (1984). Literaturnoe nasledie [Literary heritage]: in 3 vols. Vol. 2: Pis’ma (1850–1871) [Letters (1850–1871)]. Moscow: Muzyka, 219 p. (in Russian).

[34] Serov, Aleksandr N. (1984). Stat’i o muzyke [Articles about music]: in 7 iss. Iss. 1: 1847– 1853, сompiling editor and comments by Vladimir V. Protopopov. Moscow: Muzyka, 414 p. (in Russian).

[35] Sokolova, Aleksandra I. (2017). Vstrechi i znakomstva [Meetings and acquaintances]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 538 p. (in Russian). (Rossiya v memuarakh [Russia in Memoirs]).

[36] Sollertinsky, Ivan (1956). “Giacomo Meyerbeer” [“Giacomo Meyerbeer”]. In Ivan Sollertinsky, Muzykal’no istoricheskie etyudy [Musical and historical studies]. Leningrad: Muzgiz, pp. 101–118 (in Russian).

[37] Turgenev, Ivan. S. (1980). “Neskol’ko slov ob opere Meyerbeera ‘Prorok’ (Pis’mo k redaktoru)” [“A few words about Meyerbeer’s opera “The Prophet” (Letter to the editor)”]. In Ivan S. Turgenev, Polnoe sobranie sochineniy i pisem [Complete Works and Letters]: in 30 vols. Vol. 4: Povesti i rasskazy. Stat’i i retsenzii. 1844–1854 [Leads and stories. Articles and reviews. 1844–1854]. Moscow: Nauka, pp. 455–459 (in  Russian).

[38] Shumigorsky, Evgeny S. (1912). Imperatorskoe zhenskoe patrioticheskoe obshhestvo (1812–1912) [Imperial Women’s Patriotic Society (1812–1912)]. St. Petersburg: Gosudarstvennaya Tipografiya, 226 p. (in Russian).

[39] Cornaz, Marie (2008). Henry Vieuxtemps. Sur les traces d’un jeune violoniste virtuose. In Monte Artium: Journal of the Royal Library of Belgium. 2008. Vol. 1. Р. 57–72.

[40] Fétis, François-Joseph (1867). Vieuxtemps (Henri). In Fr.-J. Fétis, Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique. 2e éd. T. 8. Paris: Firmin Didot, рp. 344–346.

[41] Radoux, Jean Théodore (1891). Vieuxtemps: sa vie, ses oeuvres. Liège: Aug. Benard, 166 р.

[42] Taylor, Philip (2007). Anton Rubinstein: A Life in music. Bloomington; Indianapolis: Indiana Univ. Press, 376 р.