Александр Дмитриевич Кастальский в Пролеткульте: к вопросу о музыкальных аспектах построения пролетарской культуры

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.004

Александр Дмитриевич Кастальский в Пролеткульте:
к вопросу о музыкальных аспектах построения пролетарской культуры

Скачать pdf  .

Автор: Ямамото Акихиса

Государственный институт искусствознания, Москва, Россия
akixisay@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4927-7820

Аннотация

Статья посвящена деятельности А. Д. Кастальского в Пролеткульте, остающейся одной из малоизученных страниц биографии выдающегося композитора и педагога. Недостаточно известен и тот факт, что после революции видные представители русской музыкальной культуры играли значительную роль в деятельности Пролеткульта. Кастальский был одним из них: именно ему поручили составление программ местных и Центральной музыкальных студий, где музыканты-инструкторы вели музыкальные классы для рабочих, он участвовал и в работе Научно-Технического подотдела Музыкального отдела (МУЗО) Московского Пролеткульта. В статье восстанавливается история этой сферы деятельности Кастальского, приводятся необнародованные ранее факты его личной биографии. Сравниваются дореволюционная и пореволюционная просветительская деятельность Кастальского с точки зрения того, какую роль сыграла работа в Пролеткульте в жизни и творчестве композитора. Особое внимание на этом примере уделено проблеме отношения Пролеткульта к классическому наследию (академической, а также народной и духовной музыке). Автор приходит к выводу, что отличительной чертой программы Кастальского для студий Московского Пролеткульта является то, что МУЗО положил в ее основу музыкальную классику, считая именно эту музыку необходимой для просвещения рабочих масс, и что отношение к ней в рассмотренных программах продолжает линию, начатую дореволюционной деятельностью композитора.

Ключевые слова: Александр Дмитриевич Кастальский, Пролеткульт, пролетарская музыка, рецепция музыкального наследия, музыкальное образование масс, Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ)

Для цитирования: Ямамото А. Александр Дмитриевич Кастальский в Пролеткульте: к вопросу о музыкальных аспектах построения пролетарской культуры // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 4. С. 62–81. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.004.

Статья поступила в редакцию: 21.03.2023; одобрена после рецензирования: 26.04.2023; принята к публикации: 25.09.2023; опубликована: 10.11.2023.

Список источников

[1] Горбунов 1974 — Горбунов В. В. В. И. Ленин и Пролеткульт. Москва: Издательство политической литературы, 1974. 239 с.

[2] Дикушина, Швецова 1971 — Дикушина Н. И., Швецова Л. К. Пролеткульт // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. Т. 6: Присказка — «Советская Россия». Москва: Советская энциклопедия, 1971. С. 36–37.

[3] Зверева 1999 — Зверева С. Г. Александр Кастальский: Идеи, творчество, судьба. Москва: Вузовская книга, 1999. 239 с.

[4] Зверева 2006 a — Зверева С. Г. О А. Д. Кастальском и посвященной ему книге // Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост., авт. вступ. статьи и коммент. С. Г. Зверева. Т. 5.: Александр Кастальский: Статьи, материалы, воспоминания, переписка. Москва: Знак, 2006. С. 11–30.

[5] Зверева 2006b — Список опубликованных музыкальных сочинений и обработок А. Д. Кастальского // Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост., авт. вступ. статьи и коммент. С. Г. Зверева. Т. 5: Александр Кастальский: Статьи, материалы, воспоминания, переписка. Москва: Знак, 2006. С. 959–969.

[6] Кастальский 2006 a — Кастальский А. Д. Анкетный лист // Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост., авт. вступ. статьи и коммент. С.  Г.  Зверева. Т. 5.: Александр Кастальский: Статьи, материалы, воспоминания, переписка. Москва: Знак, 2006. С. 84–88.

[7] Кастальский 2006b — Кастальский А. Д. К вопросу об организации музыкальных занятий в Центральной студии Московского Пролеткульта // Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост., авт. вступ. статьи и  коммент. С. Г. Зверева. Т. 5.: Александр Кастальский: Статьи, материалы, воспоминания, переписка. Москва: Знак, 2006. С. 137–141.

[8] Келдыш 1970 — История музыки народов СССР: в 2 т. / отв. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1: 1917–1932. Москва: Советский композитор, 1970. 435 с.

[9] Красин 1918 а — Красин Б. Б. Доклад тов. Б. Б. Красина // Протоколы первой Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций. 15–20 сентября 1918 г. / ред. П. И. Лебедев-Полянский. Москва: Пролетарская культура, 1918. С. 126–128.

[10] Красин 1918б — Красин Б. Б. Задачи музыкального отдела (Доклад о деятельности Музыкального Отдела Московского Пролетариата, читанный на Первой Всероссийской Конференции пролетарских культурно-просветительных организаций) // Горн. 1918. №. 1. С. 58–61.

[11] Красин 1920 — Красин Б. Б. С чего и как начинать работу в области музыкального искусства // Пролетарская культура. 1920. № 17–19. С. 68–74.

[12] Пасхалов 2006 — Пасхалов В. В. Встречи и воспоминания // Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост., авт. вступ. статьи и коммент. С. Г. Зверева. Т. 5: Александр Кастальский: Статьи, материалы, воспоминания, переписка. Москва: Знак, 2006. С. 409–416.

[13] Пекелис 1924 — Пекелис М. С. Наше музыкальное наследство // Музыкальная новь. 1924. № 10. С. 13.

[14] Раку 2014 — Раку М. Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. Москва: Новое литературное обозрение, 2014. 717 с.

[15] Смирнов 2000 — Смирнов Д. В. Музыкально-этнографическая комиссия. История создания и основные направления деятельности // Традиции русской художественной культуры: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Москва ; Волгоград: МГК им. П. И. Чайковского, ВМИИ им. П. А. Серебрякова, 2000. С. 213–232.

[16] Шевлягина 1975 — Шевлягина В. Ф. Московская народная консерватория и ее роль в музыкальном просвещении народных масс России (1906–1916 гг.): дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Московский гос. ин-т культуры. Москва, 1975. 204 с.

[17] Ямамото 2022 — Ямамото А. Музыкальное просвещение Пролеткульта: идеологическая программа и повседневная практика // Музыкальная академия. 2022. № 2. С. 202–217. DOI: 10.34690/244.

[18] Edmunds 2000 — Edmunds N. The Soviet Proletarian Music Movement. Bern: Peter Lang, 2000. 407 p.

[19] Nelson 2004 — Nelson A. Music for the Revolution: Musicians and Power in Early Soviet Russia. Philadelphia: The Pennsylvania State University, 2004. 346 p.

Original article

Alexander Kastalsky in the Proletkult:
On the Musical Aspects of Construction of the Proletarian Culture

Author: Yamamoto Akihisa

The State Institute for Art Studies, Moscow, Russia
akixisay@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4927-7820

Abstract 

This paper examines the unknown activity of a composer and teacher Alexander D. Kastalsky at the Proletkult. The fact insufficiently covered by the research was that after the Russian Revolution many musicians joined the Music Department (MUZO) of the Proletkult, the  prominent ones among them occupying quite a representative place. Kastalsky was one of such musicians of the organization commissioned to prepare programs of local and Central music studios, where music instructors led music classes for workers, and participated in the activities of the Scientific-Technical Subdivision of the MUZO of the Moscow Proletkult. After confirming the importance of the organization in the context of the history of Russian Soviet music, the author uses the programs he compiled for the studios of the Moscow Proletkult MUZO to present features of Kastalsky’s work in the post-revolutionary period. We pay special attention to the organization’s attitude toward musical classics (artistic, folk, and sometimes spiritual music). Pre-revolutionary and post-revolutionary activities of Kastalsky are compared in terms of the role that work at the Proletkult played in the composer's life and work, which reconstructs unknown aspects of his personal biography. We conclude that the distinctive feature of the programs for the studios of the Moscow Proletkult is that they used the musical classics as the basis for educating the working masses, and that the attitude to the musical classics in the programs considered is also closely connected with the pre-revolutionary activity of the composer.

Keywords: Alexander Dmitriyevich Kastalsky, Proletkult, proletarian music, reception of musical classics, musical education for the masses, Russian Association of Proletarian Musicians (RAPM)

For citation: Yamamoto Akihisa. Alexander Kastalsky in the Proletkult: On the Musical Aspects of the Construction of Proletarian Culture. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 4. Р. 62–81. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.004.

The article was submitted: 21.03.2023; approved after reviewing: 26.04.2023; accepted for publication: 25.09.2023; published: 10.11.2023.

References

[1] Gorbunov, Vladimir V. (1974). V. I. Lenin i Proletkul’t [V. I. Lenin and the Proletkult]. Moscow: Izdatel’stvo politicheskoy literatury, 237 p. (in Russian).

[2] Dikushina, Nina I.; Shvetsova, Lyudmila K. (1971). “Proletkul’t.” In Kratkaya literaturnaya entsiklopediya [Concise Literary Encyclopedia]: in 9 vols, edited by Aleksey A.  Surkov. Vol. 6: Priskazka — “Sovetskaya Rossiya” [Saying — “Soviet Russia”]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, pp. 36–37 (in Russian).

[3] Zvereva, Svetlana G. (1999). Aleksandr Kastal’skiy: Idei, tvorchestvo, sud’ba [Alexander Kastalsky: Ideas, Creativity, Destiny]. Moscow: Vuzovskaya kniga, 239 p. (in Russian).

[4] Zvereva, Svetlana G. (2006a). “O A. D. Kastal’skom i posvyashchennoy emu knige” [“About A. D. Kastalskiy and the Book Dedicated to him”]. In Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh [Russian Spiritual Music in Documents and Materials]. Vol. 5: Aleksandr Kastal’skiy: Stat’i, materialy, vospominaniya, perepiska [Alexander Kastalsky: Articles, Materials, Memoirs, Correspondence], edition, preface and commentary by Svetlana G. Zvereva. Moscow: Znak, pp. 11–30 (in Russian).

[5] Zvereva, Svetlana G. (2006b). “Spisok opublikovannykh muzykal’nykh sochineniy i obrabotok A. D. Kastal’skogo” [“List of Published Musical Compositions and Arrangements of Alexander D. Kastalsky”]. In Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh [Russian Spiritual Music in Documents and Materials]. Vol. 5: Aleksandr Kastal’skiy: Stat’i, materialy, vospominaniya, perepiska [Alexander Kastalsky: Articles, Materials, Memoirs, Correspondence], edition, preface and commentary by Svetlana G. Zvereva. Moscow: Znak, pp. 959–969 (in Russian).

[6] Kastalsky, Alexand(e)r D. (2006 a). “Anketnyy list” [“Questionnaire”]. In Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh [Russian Spiritual Music in Documents and Materials]. Vol. 5: Aleksandr Kastal’skiy: Stat’i, materialy, vospominaniya, perepiska [Alexander Kastalsky: Articles, Materials, Memoirs, Correspondence], edition, preface and commentary by Svetlana G. Zvereva. Moscow : Znak, pp. 84–88 (in Russian).

[7] Kastalsky, Aleksand(e)r D. (2006b). “K voprosu ob organizatsii muzykal’nykh zanyatiy v Tsentral’noy studii Moskovskogo Proletkul’ta” [“On the organization of musical classes in the Central Studio of the Moscow Proletcult”]. In Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh [Russian Spiritual Music in Documents and Materials]. Vol. 5: Alexander Kastalsky: Stat’i, materialy, vospominaniya, perepiska [Alexander Kastalsky: Articles, Materials, Memoirs, Correspondence], edition, preface and commentary by Svetlana G. Zvereva. Moscow: Znak, pp. 137–141 (in Russian).

[8] Keldysh, Yuriy V. (1970). Istoriya muzyki narodov SSSR [History of the Music of the Peoples of the USSR]: in 2 Vols., edited by Yuriy V. Keldysh. Vol. 1: 1917–1932. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 435 p. (In Russian).

[9] Krasin, Boris. B. (1918 a). “Doklad tov. B. B. Krasina” [“Boris B. Krasin’s Report”]. In Protokoly pervoy Vserossiyskoy konferentsii proletarskikh kul’turno-prosvetitel’nykh organizatsiy. 15–20 sentyabrya 1918 g. [Minutes of the First All-Russian Conference of Proletarian Cultural and Educational Organizations. 15–20 September 1918], edited by Pavel I. Lebedev-Polyanskiy. Moscow: Proletarskaya kul’tura, pp. 126–128 (in Russian).

[10] Krasin, Boris B. (1918b). “Zadachi muzykal’nogo otdela (Doklad o deyatel’nosti Muzykal’nogo Otdela Moskovskogo Proletariata, chitannyy na Pervoy Vserossiyskoy Konferentsii proletarskikh kul’turno-prosvetitel’nykh organizatsiy)” [“Tasks of the Music Department (Report on the activities of the Music Department of the Moscow Proletariat, read at the First All-Russian Conference of proletarian cultural and educational organizations)”]. In Gorn. 1918. No. 1, pp. 58–61 (in Russian).

[11] Krasin, Boris B. (1920). “S chego i kak nachinat’ rabotu v oblasti muzykal’nogo iskusstva” [“With What and How to Start Work in the Field of Musical Art”]. In Proletarskaya kul’tura [Proletarian Culture]. 1920. No. 17–19, pp. 68–74 (in Russian).

[12] Paskhalov, Vyacheslav V. (2006). “Vstrechi i vospominaniya” [“Meetings and Memoirs”]. In Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh: T. 5. Aleksandr Kastal'skiy: Stat'i, materialy, vospominaniya, perepiska [Russian Spiritual Music in Documents and Materials: Vol. 5. Alexander Kastalsky: Articles, Materials, Memoirs, Correspondence], edition, preface and commentary by Svetlana G. Zvereva. Moscow: Znak, pp. 409–416 (in Russian).

[13] Pekelis, Mikhail S. (1924). “Nashe muzykal’noe nasledstvo” [“Our Musical Inheritance”]. In Muzykal’naya nov’ [Musical Virgin Soil]. 1924. No. 10. P. 13 (in Russian).

[14] Raku, Marina G. (2014). Muzykal’naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [Musical Classics in the Myth-making of the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 717 p. (in Russian).

[15] Smirnov, Dmitriy V. (2000) “Muzykal’no-etnograficheskaya komissiya. Istoriya sozdaniya i osnovnye napravleniya deyatel’nosti” [“Musical-Ethnographic Commission. History of Creation and Main Directions of Activity”]. In Traditsii russkoy khudozhestvennoy kul’tury [Traditions of Russian Artistic Culture]: an Interuniversity Collection of Scientific Works. Vol. 3. Moscow ; Volgograd: MGK im. P. I. Chaykovskogo, VMII im. P. A. Serebryakova, pp. 213–232 (in Russian).

[16] Shevlyagina, Vera F. (1975). Moskovskaya narodnaya konservatoriya i ee rol’ v muzykal’­ nom prosveshchenii narodnykh mass Rossii (1906–1916 gg.) [Moscow People’s Conservatory and its role in the musical enlightenment of the masses of Russia (1906–1916)]: Cand. Sci. (Pedagogical) dissertation: 13.00.05, Moscow State Institute of Culture, responsible organization. Moscow, 204 p. (in Russian, unpublished).

[17] Yamamoto, Akihisa (2022). “Muzykal’noe prosveshchenie Proletkul’ta: ideologicheskaya programma i povsednevnaya praktika” [“Music Enlightenment of the Proletkult: Ideological Programs and Daily Practices”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy]. 2022. No. 2, pp. 202–217, doi: 10.34690/244. (in Russian).

[18] Edmunds, Neil (2000). The Soviet Proletarian Music Movement. Bern: Peter Lang, 407 p.

[19] Nelson, Amy (2004). Music for the Revolution: Musicians and Power in Early Soviet Russia. Philadelphia: The Pennsylvania State University, 346 p.