Ученая степень - кандидат искусствоведения.
Ученое звание - доцент.
Образование - Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. Музыковедение (1982).
Сведения о диссертациях. Кандидатская диссертация по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство на тему: «Тембровый слух: онтологический и гносеологический аспекты» (научный руководитель — В.А. Гуревич). По результатам работы издана монография: «Тембровый слух: теория и практика» (2012 г.).
Преподаваемые дисциплины: сольфеджио (для специальностей: композиция, дирижирование оперно-симфоническим оркестром, Искусство концертного исполнительства: орган, клавесин), сольфеджио и гармония (для специальностей: музыкально-театральное искусство, искусство оперного пения).
Сфера научных интересов: теория тембра, исторические и теоретические аспекты взаимодействия инструментального тембра и голоса в вокальной музыке, функциональное взаимодействие вокальной и инструментальной партий в оперных ариях, различные аспекты теории тембрового мышления, тембрового слуха и специфики его развития в контексте различных типов профессиональной деятельности и этапа обучения.
Повышение квалификации. «Современные проблемы теории и истории музыкального искусства», 2010; «Теория музыки - многоотраслевая современная наука: инновации и дискуссионные проблемы», 2013; «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве», 2015; «Современная музыка Запада и Востока. Пути взаимодействия», 2021 (онлайн).
Общий трудовой стаж с 1997 года. С 1989 года по 2019 год основное место работы - Специальная музыкальная школа при Санкт-Петербургской консерватории.
Педагогический стаж работы в СПбГК с 1993 года.
Выступления с докладами на международных и всероссийских конференциях, семинарах, форумах, конгрессах:
- Международная научно-практическая конференция «Современное сольфеджио». МГК им. П.И. Чайковского. Москва, 2011;
- Первый и Второй конгрессы теории музыки. Московская государственная консерватория. Москва, 1915;
- Международная научно-практическая конференция «Music Science Today: the permanent and changeable», Даугавпилс, 2014;
- Международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование: диалог времен» (2014);
- Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование». Санкт-Петербург, ежегодно;
- Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкально-теоретические дисциплины в детской школе искусств XXI века: в движении к новому качеству образования». Екатеринбург, 2017;
- Всероссийская научно-творческая педагогическая конференция «Цифровые технологии в теории и практике обучения музыкальному искусству и творчеству». Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2018 г.;
- Международная научно-практическая конференция «Музыкальное и художественное образование: традиции и инновации», г. Таганрог, 2018;
- Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы вокального образования», Москва, РАМ им. Гнесиных, 2022.
Лекции, семинары, мастер-классы:
- в учебных заведениях высшего образования (Московская государственная консерватория, Российская Академия музыки им. Гнесиных, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-петербургский институт культуры, Казанская, Уральская консерватория им. М.П. Мусоргского, Белорусская государственная академия музыки, Тюменский государственный институт культуры,Таджикская государственная консерватория;
- в учебных заведениях среднего звена (Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского, Псковское музыкальное училище;Тюменский музыкальный колледж;
- в учебных заведениях начального музыкального образования, в учебно-методических центрах на Курсах повышения квалификации преподавателей ДМШ и ДШИ (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Петрозаводске, Ярославле, Подольске, Костроме, Иркутске, Красноярске, Барнауле, Тюмени, Сургуте, Луганске.
Т.А. Литвинова - член жюри Международного конкурса вокалистов им. С. Монюшко в Минске (2014), V Международного молодежного конкурса русской классической музыки «Русская Альборада» в Барселоне (2020), приглашённый член жюри Международного конкурса теоретических работ «Волшебный мир искусства», организуемый Институтом музыкального развития образования «Орфей» Департамента культуры г. Москвы, Регионального конкурса теоретических работ «Музыка-универсальный язык человечества» (2020), а также постоянный член Редакционного совета интернет-журнала «Музыка в заметках».
Т.А. Литвинова - организатор концертов «И голос, и арфа...», «Орган и голос в единении», «С аккордеоном по России, Франции и Италии...», цикла «Об инструментах из уст исполнителей», ежегодных концертов цикла «Тембр-Гала» с участием студентов и аспирантов Санкт-Петербургской консерватории исполнительских факультетов в рамках Всероссийского Смотра выпускников-вокалистов музыкальных ВУЗов России.
Награды:
- Благодарность от Комитета по культуре Санкт-Петербурга за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга» (2016).
- Звание Лауреата III Всероссийского творческого конкурса научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования. Санкт-Петербург, 2019.
Монографии, учебно-методические пособия:
1. «Тембровый слух: теория и практика». Saarbrucken: Lap Lambert Academic Publishing, 2012.
2. «Тембровое сольфеджио», ч.1 (на материале инструментальной музыки). Санкт-Петербург. Изд-во «Союз художников», 2013.
3. «Тембровое сольфеджио», ч.2 (на материале вокальной музыки). Санкт-Петербург. Изд-во «Союз художников», 2016.
4. «Хрестоматия по гармоническому анализу» (на материале вокальной музыки). Санкт-Петербург, изд-во «Композитор», 2024.
5. «Слуховой гармонический анализ». Санкт-Петербург, изд-во «Союз художников», 2013.
6. «Мелодии для гармонизации» (совместно с М.Г. Людько). Санкт-Петербург, изд-во «Композитор», 2018.
7. «Готовимся к тембровому диктанту». Санкт-Петербург, изд-во «Союз художников», 2021.
Основные публикации:
1. «Тембровый слух и тембровое мышление: к определению понятий» // «Музыковедение», 2009, №6. С. 45 – 48.
2. Развитие музыкального слуха как проблема современного музыкального образования // Культурная жизнь юга России. №1 (30), 2009. С.131–132.
3. «Тембровый слух: стратегия и подходы» // «Music Science Today: the permanent and changeable». Вып. 6. Даугавпилс, изд-во «Saule», 2014. С. 297–302.
4. Тембровое сольфеджио для вокалистов / Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. Ред.-сост. М.С. Агин. М.- Санкт-Петербург, 2014. С. 42–49.
5. «Тембровый слуховой анализ в курсе сольфеджио» // Журнал Общества теории музыки: выпуск 2015/2 (10) (электронный). С. 8–13.
6. «Тема «Тембр звука» и сведения по акустике в курсе элементарной теории музыки // Теория музыки: актуальные вопросы методики преподавания. Сборник статей / Сост. и отв. ред. Е. С. Дерунец. М: РАМ им. Гнесиных, 2015. С. 18–32.
7. «К вопросу освоения метро-ритмических особенностей таджикской традиционной музыки в курсе сольфеджио» // Фалак: услуби пажухиш ва омузиш. Душанбе: изд-во «Адиб», 2015. С. 313–332.
8. «Тембровый слух: вопросы методологии и практики // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. № 4 (42) Нижний Новгород, 2016.
9. «Эскизы к факультативному курсу по тембровому сольфеджио для студентов фортепианного факультета» // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования. Вып. 10. СПб: изд-во «Скифия-принт», 2016. С. 224–229.
10. «Тембровый слух в контексте различных типов музыкальной профессиональной деятельности». «Искусство и образование» № 5(109). 2017. С. 17–24.
11. «О фактурной и композиционной функциях инструментального тембра в вокальной музыке: к проблеме развития тембрового слуха у вокалистов» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования» №2 (44). 2017. С. 63–65.
12. «О семантической функции инструментального тембра в свете теории музыкального содержания» // «Музыкальное и художественное образование: традиции и инновации». Сб. Материалов II Международной научно-практической конференции. Таганрог: Таганрогский институт им. А.П. Чехова «РГЭУ (РИНХ)», 2018. Электронное издание. С. 78–85.
13. «Солирующая арфа в оперных ариях» // Вопросы вокального образования. РАМ им. Гнесиных, Москва, 2019. С. 291–295.
14. «Солирующая флейта в оперных ариях» // Вопросы вокального образования, М.: РАМ им. Гнесиных, 2020. С. 299–304.
15. «Тембровый диктант: вопросы методики» // XIX международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование – 2020», СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. С. 62–66.
16. «Солирующие медные духовые инструменты в оперных ариях» // Вопросы музыкального образования. Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции 17–18 мая 2021 г. Санкт-Петербург, СПбГК, 2021. С. 295–304.
17. «Солирующие струнные инструменты в оперных ариях: виолончель, контрабас» // Вопросы музыкального образования. Сб. Научных трудов / Ред.-сост. М.С. Агин. М.: Мультипринт, РАМ им. Гнесиных, 2022. 356 с.
18. «Формат тембрового диктанта: каков он?» // Музыка в системе культуры. Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 29. Екатеринбург, 2022. С. 18–24.