Горячих Владимир Владимирович

Кафедра теории музыки
Доцент

Ученая степень: кандидат искусствоведения

Образование: высшее профессиональное, послевузовское профессиональное (аспирантура): Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 1997; 1999

Сведения о диссертациях: диссертация кандидата искусствоведения «„Золотой петушок“ Н. А. Римского-Корсакова. К проблеме жанра и стиля» (СПбГК, 1999; научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Е. А. Ручьевская)

Преподаваемые дисциплины: анализ музыкальных произведений; музыкальная драматургия оперы; древнерусские роспевы в духовной музыке и литургическое творчество русских композиторов второй половины XVII-XXI веков; специальный класс

Сфера научных интересов: музыкальный анализ, опероведение, история и текстология русской музыки, русская духовная музыка XVIII–XXI вв., творчество Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. Н. Серова, Ю. В. Кочурова, Р. К. Щедрина

Сведения о руководстве дипломными работами, диссертационными исследованиями: руководитель 10 выпускных квалификационных работ.

Ответственный редактор научных трудов Е. А. Ручьевской (опубликовано 10 томов); научный редактор 25 и 26 томов Полного Академического собрания сочинений М. П. Мусоргского (подготовлены к печати), ряда научных и учебно-методических изданий, в том числе книги «Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским» (2004).

С 2005 по 2013 год — заведующий кафедрой теории и истории музыкальных жанров и форм Санкт-Петербургской государственной консерватории; с 2016 по 2019 год — главный редактор Вестника Санкт-Петербургской консерватории “Musicus”; с 2001 года — доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.

Музыкальный консультант спектакля «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. Михайловский театр (2014, режиссер А. Могучий). В качестве музыкального консультанта, редактора, автора текстов сотрудничал с Мариинским и Михайловским театрами, Санкт-Петербургской государственной филармонией им. Д. Д. Шостаковича, Ленфильмом, Леннаучфильмом.

Список основных научных работ:

1. «Золотой петушок» Римского-Корсакова — «Небылица в лицах» (К проблеме жанра и стиля) // Пушкин в русской опере. «Каменный гость» Даргомыжского, «Золотой петушок» Римского-Корсаков. СПб., 1998. С. 247–398.

2. «„Золотой петушок“ Н. А. Римского-Корсакова: к проблеме жанра и стиля»: автореферат диссертации кандидата искусствоведения. СПб., 1999.

3. «Хованщина» М. П. Мусоргского в редакции Н. А. Римского-Корсакова: материалы и документы // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств. Вып. 2. СПб., 2003. С. 224–235.

4. М. А. Балакирев и «Русалка» А. С. Даргомыжского: К истории текста оперы // М. А. Балакирев. Личность. Традиции. Современники. Сб. статей и материалов. СПб., 2004. С. 108–117.

5. «Хованщина» М. П. Мусоргского и ее редакция Н. А. Римского-Корсакова: наблюдения над рукописями // Ручьевская Е. А. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. СПб., 2005. С. 352–377.

6. «Русалка» А. С. Даргомыжского: к истории сюжета и либретто оперы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. Вып. 1. Январь, 2006. С. 39–46.

7. Ария Ивана Грозного и некоторые вопросы истории создания 2-й редакции «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова // Рукописные памятники. Вып. 10. Мировая музыкальная культура в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб., 2006. С. 37–54.

8. О купюрах в автографе «Хованщины» М. П. Мусоргского // Альманах. Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Вып. III. М., 2007. С. 543–566.

9. О музыке раскольников в «Хованщине» М. П. Мусоргского // История и культура. 2007. № 6. С. 119–138.

10. Древнерусские источники в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 103. С. 147–155.

11. О жанровой природе «Сказания о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре. К 100-летию со дня смерти композитора: сб. статей по материалам конференции «Келдышевские чтения – 2008». М., 2009. С. 105–112.

12. Из наблюдений над творческим методом Н.А. Римского-Корсакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 101. С. 223–229.

13. «Из Апокалипсиса» Лядова (к проблеме содержания, музыкальной формы, стиля) // Непознанный А. К. Лядов: сб. статей и материалов. Челябинск, 2009. С. 106–119.

14. К проблеме «старого» и «нового» в музыкальной драматургии «Русалки» А. С. Даргомыжского // Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения. Сб. статей. СПб., 2012. С. 421–437.

15. «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова: к проблеме жанра и стиля // Е. А. Ручьевская, Л. В. Сухова, В. В. Горячих. Пушкин в русской опере. «Каменный гость» Даргомыжского, «Золотой петушок» Римского-Корсакова. СПб., 2012.

16. Аналитическая школа Е. А. Ручьевской (совместно с В. П. Широковой) // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 1862-2012. Сб. статей по материалам международного симпозиума, посвященного 150-летию консерватории. СПб., 2013. С. 44–54.

17. «Царская невеста» и русская опера: драматургический аспект // Искусство музыки: теория и история. 2015. № 13. С. 46–59.

18. А. Г. Рубинштейн. Творчество. Историко-аналитический очерк. СПб., 2015.

19. «Вражья сила» А. Н. Серова. «Купец Калашников» A. Г. Рубинштейна. СПб., 2015.

20. О творчестве и стиле М. П. Мусоргского: тезисы // Мусоргский и Римский-Корсаков: две грани великого содружества. Сб. статей. СПб., 2016. С. 8–27.

21. А. С. Даргомыжский. Оперы. Симфоническое творчество: историко-аналитический очерк. Ч. 1. Симфонические произведения. СПб., 2016.

22. Сочинения Ю. В. Кочурова. Аннотированный указатель // Е. А. Ручьевская. Юрий Владимирович Кочуров. Ю. В. Кочуров. Письма и материалы. СПб., 2016. С. 598–634.

23. Римский-Корсаков Николай Андреевич // Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. XVIII–XIX вв. В 5 томах. СПб., 2019. С. 481–487.

24. Время в драматургии «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова // Opera Musicologica. 2019. № 1. С. 33–46.

25. Пространство в опере: драматургический аспект // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сб. статей по материалам Четвертой Международной научной конференции 11-15 ноября 2019 года. Т. 1. М., 2019. С. 91–99.

26. «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Русалка» А. С. Даргомыжского: драматургические параллели // Opera Musicologica. 2020. Т. 12. № 2. С. 6–24.

27. Римский-Корсаков в Мариинском (к 175-летию со дня рождения). Мариинский театр, 2019 // https://www.mariinsky.ru/about/exhibitions/rk175/

28. М. И. Глинка и идея русской симфонии // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020. № 6. С. 148–163.

29. Время и пространство в опере. СПб.; Саратов, 2020.

30. Композиторское творчество. Петербург // История русского искусства. Т. XVI. М.: ГИИ (подготовлен к печати). 3,5 а.л.

 

Другие публикации:

1. «Сны» в «Золотом петушке» Н. А. Римского-Корсакова // «Музыкальное приношение». К 75-летию Е.А. Ручьевской. Сборник статей. СПб., 1998. С. 291–299.

2. О тематизме «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова // Классика и ХХ век. Статьи молодых музыковедов Санкт-Петербургской консерватории. СПб., 1999. С. 29–34.

3. Музыкальная трансформация сказки // Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». СПб.: Мариинский театр, 2004.

4. Памяти Дениса Николаевича Маркова (1968-2009) // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2009. № 6. С. 53–54.

5. «Вишневый сад», опера Николая Мартынова // Музыкальная академия. 2010. № 2. С. 18–22.

6. «Крестьянки из Мурсии» в Санкт-Петербурге // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2011. № 3–4. С. 64–66.

7. Рецензия на издание: Бородин А.П. Князь Игорь. Клавир. Авторская редакция. Критическое издание, подготовленное А. В. Булычёвой. М.: «Классика-XXI», 2012 // Opera Musicologica. 2013. № 1. С. 84–91.

8. О России с печалью. Оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» и «Левша» // XXII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». СПб.: Мариинский театр, 2014. С. 21–23.

9. От исторической драмы к «драме рока» // Чайковский в Мариинском. К 175-летию композитора. «Опричник». СПб.: Мариинский театр, 2015.

10. Быть абсолютно независимым и свободным (интервью с С. М. Слонимским) // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2018. № 1. С. 9–11. № 2. С. 3–5.

11. Чайковский Е. А. Ручьевской // Ручьевская Е.А. «Щелкунчик» П. И. Чайковского: либретто и музыка. Аналитический очерк. Саратов, 2019. С. 3–10.

12. Римскому-Корсакову — 175 // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2019. № 1. С. 3–6.

13. О журнале “MUSICUS” и не только (интервью с Л. Г. Данько) // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2019. № 4 (60). С. 3–6.

14. Римский-Корсаков Н.А. // История фольклористики и этномузыкологии (конец XVIII - XIX век). СПб.; Саратов, 2020. С. 331–337.