Фильм Московской консерватории «Симфония органа» будет показан в Санкт-Петербурге

Фильм Московской консерватории «Симфония органа» 
будет показан в Санкт-Петербурге

Первый полнометражный фильм Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского «Симфония органа» будет показан в шести городах России. Два сеанса в Санкт-Петербурге в рамках программы КАРО.Арт состоятся 24 и 25 октября в 18:00 в КАРО 9 Варшавский экспресс (наб. Обводного канала, д. 118 (ТРК «Варшавский экспресс»). 
Зрители впервые увидят расширенную версию картины, посвященной историческому органу Большого зала консерватории — последнему творению великого французского мастера Аристида Кавайе-Колля. В ее основе — уникальные съёмки реставрации инструмента, которая проходила в 2014-2016 годах.

25 октября после показа состоится обсуждение фильма с режиссером и автором сценария Сергеем Уваровым, органистом, заведующим кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, заслуженным артистом России Даниэлем Зарецким и органистом, преподавателем Московской консерватории, главным редактором журнала «Органные салоны» Мариной Воиновой.

Билеты 

https://karofilm.ru/art/film/6481

Трейлеры фильма (720p): 
https://drive.google.com/file/d/1dYuIwIRuudcpsFkb9YGj6ABrJAQX16u4/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1V08FNqTrcGlin-WR-n87j_qqQctn45lF/view?usp=sharing

Кадры из фильма + афиши 
https://drive.google.com/drive/folders/1AJQfZO3YkciZEJe4n9QhNeeWgVxGJwwM

Информация о фильме 

Главный герой 
Орган Большого зала консерватории — один из старейших и крупнейших органов России. К тому же, это последний сохранившийся в мире концертный орган Аристида Кавайе- Колля. Все остальные действующие инструменты этого мастера находятся в церквях (в их числе — орган парижского собора Нотр-Дам). 
Орган для Большого зала был построен в 1899 году и впервые зазвучал в 1900-м – на Всемирной выставке в Париже. Там он завоевал Золотую медаль и Гран-при. После этого инструмент перевезли в Москву, где установили в только что построенном Большом зале. Таким образом, 2020 год для инструмента юбилейный: 120 лет с момента первого звучания на публике. 

Создатели 
«Симфония органа» — первый полнометражный фильм, произведённый Московской консерваторией и получивший в Министерстве культуры прокатное удостоверение. Почти все его создатели учились или работают в консерватории. 
Режиссер, сценарист и монтажер картины — выпускник Московской консерватории, кандидат искусствоведения Сергей Уваров; 
Продюсеры — профессора, доктора искусствоведения, заслуженные деятели искусств РФ Александр Соколов и Марина Карасёва; 
Оператор — Антон Соловьёв; 
Композитор — выпускник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов Денис Писаревский; 
Соавтор сценария, научный консультант и один из героев фильма — главный хранитель органа БЗК Наталия Малина. 
Закадровый текст читает заведующий кафедрой истории зарубежной музыки МГК, профессор, доктор искусствоведения Михаил Сапонов; 
Звукорежиссер — Игорь Соловьёв. 

Съемки
Работа над фильмом началась еще до старта реставрации. Первые кадры, сделанные внутри органа, датируются летом 2014 года. В декабре того же года на сцене Большого зала прошло заседание Комиссии по реставрации органа, утвердившей план реставрационных работ. С этого момента и вплоть до первого концерта после окончания реставрации (декабрь 2016 года) съемочная группа фиксировала все наиболее важные и показательные моменты: демонтаж, вынос деталей органа, исправление фасадных труб, переклейку мехов, возвращение деталей (апрель 2016 года). 
Никогда прежде в России реставрация органа — тем более столь крупного и значимого — на видео не фиксировалась. 

Музыка 
Важнейшую роль в фильме играет музыка. Помимо Токкаты Шарля-Мари Видора, звучащей дважды (в авторской записи 1932 года и в исполнении Константина Волостнова, записанном вживую на первом органном концерте после реставрации инструмента), в картине использованы произведения композитора и органиста, лауреата международных конкурсов Дениса Писаревского. Одно из них — «Симфония для органа» в пяти частях — было создано им в 2009 году. Автор записал это сочинение на органе Большого зала в 2017 году, это была одна из первых студийных записей на отреставрированном органе. Другое произведение — «У горизонта событий» для ансамбля — композитор создал специально для фильма. Запись была сделана в Большом зале консерватории ансамблем Mixtum Compositum под управлением Сергея Акимова. 

Идея и жанр 
Фильм представляет собой жанровый гибрид — сочетание документального и музыкального кино с элементами видеоарта и даже игрового кино. Историческая хроника и новые съемки здесь чередуются с полноценными музыкальными номерами, внутрикадровое повествование — с закадровыми комментариями и воображаемым диалогом наблюдателей.
Форма картины выстроена по музыкальным законам: повествование разделено на два акта, включает увертюру и интерлюдию, а некоторые визуальные образы развиваются по принципам лейтмотивной системы.
Цель сложного звукозрительного контрапункта (термин С. Эйзенштейна) — не просто рассказать объективную информацию об органе, но представить эмоциональный художественный взгляд на инструмент и его историю; показать орган как удивительный живой организм, который может дышать, спать, страдать и, конечно, «говорить» со зрителем. 

Участие в фестивалях и специальные показы 
Фестивальная премьера фильма состоялась в августе 2019 года в Выборге — в рамках официальной программы одного из крупнейших российских кинофестивалей «Окно в Европу». 16 сентября того же года прошла московская премьера в Большом зале консерватории. 14 ноября фильм был показан в Государственном Эрмитаже в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, а 27 ноября — на фестивале современной музыки Sound59 (Пермь). 13 февраля 2020 года состоялся показ в Музее Москвы в рамках цикла, организованного журналом «Органные салоны». Также картина включена в программу Дягилевского фестиваля искусств-2021. 

Избранные публикации в СМИ
Рассказы создателей фильма в журнале «Органные салоны» (№2 за 2019 год)
https://indd.adobe.com/view/bae7d39c-b06f-4b16-8fe5-83f42d512bf8

Рецензия в журнале «Музыкальная жизнь» (№9 за 2019 год)
http://muzlifemagazine.ru/transformaciya-velikolepiya/

Интервью главного органного мастера консерватории Натальи Малиной в журнале «Музыкальная жизнь» (№11 за 2019 год)
http://muzlifemagazine.ru/natalya-malina-u-organa-drugaya-cena-zv/

Обзор культурных событий на телеканале «Культура» (выпуск от 16 сентября 2019 года)
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/350067/

Материал о съемках «Симфонии органа» для портала iXBT.com
https://www.ixbt.com/dv/organ-symphony.html