11 марта 2024 в Санкт-Петербургской консерватории открывается выставка, посвященная двум великим русским композиторам, составляющим славу и гордость отечественного искусства, юбилеи которых отмечаются в этом году: 18 марта исполняется 180 лет со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова, 21 марта — 185 лет со дня рождения М.П. Мусоргского. Искренняя, бескорыстная и благородная дружба двух музыкантов в истории русской музыки является редким примером творческого содружества, их ранние сочинения создавались в совместном обсуждении замыслов и музыкальных идей, в этот период композиторы даже жили в одной квартире. Именно Мусоргский предложил Римскому-Корсакову написать симфоническую пьесу на сюжет былины о Садко, его же первая опера, «Псковитянка», была начата под непосредственным воздействием Мусоргского, который в конце 60-х годов завершал своего «Бориса Годунова». После смерти Мусоргского (1881) Римский-Корсаков счел своим долгом отредактировать написанные и завершить неоконченные сочинения Мусоргского — благодаря этой самоотверженной работе сочинения Мусоргского стали известными во всем мире.
Выставка основана на подлинных документах, хранящихся в Научной музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской консерватории. В Научно-исследовательском отделе рукописей хранятся подлинные манускрипты сочинений и М. П. Мусоргского, и Н. А. Римского-Корсакова. Творческое наследие Мусоргского представлено полной партитурой первой редакции симфонического интермеццо «Ночь на Лысой горе», вокальными сочинениями, среди которых — знаменитая песня «Светик Савшина», переложениями для фортепиано сочинений Л. Бетховена и М. И. Глинки. Сохранились также и фрагменты ранней неоконченной оперы «Саламбо» («Ливиец»), и несколько редакций «Хора народа» из трагедии «Эдип». В консерватории хранится последнее из известных к настоящему времени писем Мусоргского, адресованное именно Римскому-Корсакову.
Рукописи музыкальных сочинений Римского-Корсакова представлены полными партитурами опер «Майская ночь» и «Пан Воевода», фрагментами опер «Псковитянка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Млада», «Царская невеста», «Сервилия», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок». Интерес представляет рукопись партитуры Первой симфонии первой редакции (1862—1865), сочинявшейся под руководством М. А. Балакирева, содержащая авторские критические пометки.
На выставке представлены и другие документы, связанные с жизнью и деятельностью двух музыкантов — письма, издания с дарственными надписями, фотографии, рисунки, программки и афиши концертов разного времени, фотографии исполнителей.