История Малого зала имени А.К. Глазунова

В 1887 году, к 25-летию Санкт-Петербургской консерватории — первого в России высшего музыкально-образовательного учреждения, Император Александр III повелел перестроить здание Большого театра на Театральной площади для Консерватории. В конкурсе проектов победила работа Владимир Николя (1852-1902), для которого проект перестройки театрального здания стал вершиной карьеры инженера-архитектора. Перестройка здания театра затянулась до 1896 года и обошлась в колоссальную для того времени сумму – около двух миллионов рублей.

На третьем этаже консерваторского здания В.Николя спроектировал концертный зал на 600 мест и назвал его “Залом квартетных собраний”. Чтобы добиться особого акустического эффекта, стены зала одели в каркас из еловых досок с отступом от кирпичной кладки - для создания необходимой воздушной “подушки”. С особой заботой В.Николя проектировал интерьер зала, соединяя в его декоре мотивы раннего классицизма с элементами рококо, симметрию – со свободой изысканных плавных линий. Гармоничное единство с декором составила роспись потолка, изображающая Апполона-Мусагета, его жену Калиопу и сына Орфея, а также муз Полигимнию и Эвтерпу.

Плафон зала, выполненный известным художником Андреем Рябушкиным в 1894 году, неоднократно подвергался реставрациям и изменениям, а во время Великой Отечественной войны был практически уничтожен. В 1970 году группа художников воссоздала живописный плафон зала. Эскиз воссоздания по сохранившимся рисункам А.Рябушкина выполнил художник-реставратор А.Трескин.

Практически сразу после открытия зала в нем был установлен орган Дрезденской фирмы Walcker, деревянные стулья, специально заказанные для зала в Вене, вместе с деревянным каркасом создали замечательный акустический резонанс. Праздничность убранства зала подчеркнули хрустальные люстры и бра.

В 1920 году Малому залу было присвоено имя директора Консерватории А.К.Глазунова (1865-1936), чья жизнь почти четверть века была связана с консерваторским домом.

Со времени первого концерта, состоявшегося 12 декабря 1896 года, и вплоть до наших дней Концертный Зал имени А.К.Глазунова – центр академической и художественной жизни Консерватории. Выполняя функции учебной сцены и открытого концертного зала, он оберегает духовную ауру Консерватории, приумножает ее традиции и аккумулирует мощную артистическую энергию многих поколений музыкантов, выступавших в нем.

В конце 90-х годов ХХ века, после более 100 лет интенсивной эксплуатации консерваторского зала без капитального ремонта, назрела срочная необходимость в его реставрации. В 1999 году руководством Малого зала им. А.К.Глазунова был подготовлен проект реставрации зала в рамках Проекта реконструкции центра Санкт-Петербурга. Фонд поддержки культуры Офиса Всемирного банка по результатам конкурса среди учреждений культуры, входящих в Свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, предоставил Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова грант в сумме USD 160 000 для реставрации Глазуновского зала. Правительство России выделило дополнительно для ремонта прилегающих к залу помещений 5 853 000 рублей (около USD 205 000).

В процессе реконструкции в Малом зале, Большом и Малом фойе были заменены системы отопления, электрооборудования и паркетные полы; реконструированы несущие опоры балкона; проведена реставрация живописи, лепного декора, окон, дверей, люстр, бра и стульев; произведен ремонт главной лестницы и вестибюля.

В ответственном процессе реставрации памятника архитектуры, каким является Малый зал имени А.К.Глазунова, было необходимо найти специфические методики сохранения существующих исторических и воссоздания утраченных деталей интерьера, которые бы не нанесли вреда акустическим достоинствам зала. Все методики ремонтно-реставрационных работ разрабатывались специалистами фирмы «Ника» при участии НИИ «Спецпроектреставрация» и проходили под контролем КГИОП - Комитета по Государственному Контролю, Использованию и Охране Памятников Истории и Культуры.

Церемония торжественного открытия Малого зала им. А.К.Глазунова после масштабной реставрации состоялась 18 мая 2001 года. К этому событию Консерватория приурочила открытие I фестиваля «Международная неделя консерваторий».

Возрождение к открытой концертной деятельности Зала имени А.К.Глазунова, входящего в число лучших камерных залов Европы по своей историко-архитектурной ценности и уникальной акустике, стало подарком первой российской Консерватории Санкт-Петербургу к празднованию 300-летнего юбилея города.

Малый зал им. А.К. Глазунова по-прежнему выполняет функции учебной сцены: здесь проводятся концертные учебные мероприятия исполнительских кафедр и факультетов, репетиции хоровых и оркестровых коллективов, переводные и государственные экзамены. Параллельно зал работает как открытая городская концертная площадка: каждый год в нем проводится более 100 открытых концертов, в которых участвуют студенты, аспиранты, выпускники и профессора Консерватории, а также приглашенные музыканты. На прославленной сцене зала проходят консерваторские фестивали, отмечаются торжественные события и юбилейные даты, проводятся семинары и конкурсы, осуществляются совместные творческие проекты с российскими и зарубежными партнерами. Сохраняя традиции музыкального просветительства, Глазуновский зал организовывает абонементные концертные циклы для разных возрастных категорий слушателей, проводит благотворительные акции для ветеранов и блокадников. Многие петербургские музыкальные фестивали организовывают на консерваторском подиуме свои камерные, хоровые и симфонические вечера.

В октябре 2009 года в Малом зале им. А.К. Глазунова, после практически 20 лет молчания вышедшего из строя органа чехословацкой фирмы Riger, который в 1961 году заменил немецкий Walcker, был открыт новый концертный орган немецкой фирмы Eule. Консерватория стала обладателем самого большого механического концертного инструмента в Петербурге. Новый орган насчитывает 56 регистров, разделенных на 3 мануала (ручные клавиатуры) и педаль, в нем более 4000 труб. В звуковом отношении орган представляет собой универсальный инструмент с большими стилистическими возможностями, позволяющими достоверно исполнять на нем органную литературу различных эпох и стилей.

История консерваторского Малого зала продолжается…