ЖАРНИКОВА, Светлана Васильевна (1945–2015)

Кафедра этномузыкологии
Преподаватель

ЖАРНИКОВА, Светлана Васильевна (27 декабря 1945, Владивосток – 26 ноября 2015, Санкт-Петербург) — советский и российский этнограф, искусствовед.

Кандидат исторических наук (1988). Действительный член Русского географического общества. 

Родилась в семье военнослужащего. 

Окончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде (1970). После окончания института работала в г. Анапе Краснодарского края и г. Краснодаре. 

В 1978–2002 жила и работала в Вологде: научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (1978–1990); научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского научно-методического центра культуры (1990–2002).

Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в Вологодском государственном педагогическом институте. 

Обучалась в аспирантуре Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (1984–1988). Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)» под рук. д.и.н. Н. Р. Гусевой (1988).

С 2001 года член Международного клуба учёных (неакадемическая организация с либеральными условиями для вступления). Соучредитель международного научно-общественного движения «Северная традиция». В 2003 года переехала из Вологды в Санкт-Петербург. 

В Консерватории: преподаватель-почасовик в должности доцента на кафедре музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства (1992–1997), на кафедре истории отечественной музыки (2003–2004), на кафедре этномузыкологии (2005–2008) вела учебные курсы «Этнография восточных славян», «Этнология», «Народное прикладное искусство».

Скончалась 26 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге. Похоронена в Шексне, рядом с супругом — архитектором Германом Ивановичем Виноградовым. 

Основной круг научных интересов — арктическая прародина индоевропейцев, ведические истоки северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера, обряды и обрядовый фольклор, семантика народного костюма. 

Библиография 

Сочинения: Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980–1981 гг. Тезисы докладов. Нальчик, 1982. С. 147–148; О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г. П. Дурасова) // Советская этнография. № 1. 1983. С. 87–94; Архаические мотивы северорусской вышивки и браного ткачества и их параллели в древнейшем искусстве народов Евразии// Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО). Вып. 6–8. М.: Наука, 1985. С. 12–31; Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. (На материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях. Л.: ГМИРиА, 1986. С. 96–107; Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско-индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука, 1987. С. 330–146; Архаические мотивы северорусской орнаментики: К вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 1988. – 27 с.; О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор: Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов. Ч. 1. М., 1988. С. 112–114; Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. М.: РАН Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998. С. 101–129; Гидронимы Русского Севера: (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. М.: РАН Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998. С. 209–220; О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Всесоюзная школа-семинар по семиотике культуры. Архангельск, 1989. С. 72–75; Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света. 1989. № 3. С. 38–41; Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско). Вып. 16. М: Наука, 1990. С. 84–103; Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов (на материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях: Сб. науч. тр. / Гос. музей истории религии и атеизма. Л.: ГМИРИА, 1990. С. 94–108; Обрядовые функции северорусского женского народного костюма: Методические рекомендации для руководителей фольклорных коллективов. Вологда, 1991. – 45 с.; Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вологодское краеведение, его научные и воспитательные задачи: Тез. докл. и сообщ. Вологда, 21-22 апр. 1989 г. / II Краевед. науч.-практ. конф.; [Редкол.: Ю. С. Васильев (отв. ред.) и др.]. Вологда, 1989; Узоры ведут по древним тропам // Слово. № 10. 1992. С. 14–15; Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно-практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо-Западного региона России. Тезисы докладов. Вологда, 1993. С. 10–12; Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. Bып. I. M.: Витязь, 1994. С. 40–52; Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Вып. 2. М.: Витязь, 1994. С. 59–73;  Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2. М: Палея, 1996. С. 93–125; Узоры ведут в древность // Радонеж. №6. 1995. С. 40–41; Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь. №5. 1997. С. 30–34; Мир образов русской прялки. Вологда, 2000. – 48 с.; Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра. № 2. 2000. С. 94–96; Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение. № 2. 2000. С. 128–140; Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света. № 1. 2001. С. 7–8; Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Новый Петербургъ. №18. 2001; Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Новый Петербургъ. №22. 2001; Восточная Европа как прародина индоевропейцев (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект. Т. 6. №3. СПб., 2002. С. 119–121; Золотая нить. Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2003. – 221 с., илл. (24 с.); Исторические корни календарных обрядов. Вологда: ОНМЦК и ПК, 2003. – 83 с.; Архаические корни традиционной культуры русского Севера: Сборник научных статей. Вологда: «МДК», 2003. – 98 с.; Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар. Вологда. № 7(11). 2003. С. 6–9; Реки – хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север – прародина индо-славов. М.: Вече, 2003. С. 253–257; Древние танцы Русского Севера // Русский Север – прародина индо-славов. М.: Вече, 2003. С. 258–289; Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север – прародина индо-славов. М.: Вече, 2003. С. 290–299; А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север – прародина индо-славов. М.: Вече, 2003. С. 300–310; Гусли — инструмент гармонизации Вселенной // Материалы первого Всероссийского конгресса ведической культуры ариев-индославов. Санкт-Петербург, 2009. URL.: https://veles.site/news/svetlana-zharnikova-gusli-instrument-garmonizatsii-vselennoj; След ведической Руси. М.: Концептуал, 2015. – 288 с.; Сборник статей. Выпуск 1. Издательский сервис Ridero, 2016. – 254 с.; Сборник статей. Выпуск 2. Издательский сервис Ridero, 2016. – 232 с.; Библиография в иностранных изданиях приведена на ресурсе: URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Жарникова, Светлана Васильевна.

Литература: URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Жарникова, Светлана Васильевна; Жарникова Светлана Васильевна // Международный клуб ученых. Интернет-представительство. URL: http://mku.shaping.ru/jarnikova.asp; Чудинов В. А. Памяти Светланы Васильевны Жарниковой. URL: http://chudinov.ru/zharnikova/; Русский язык изначален по отношению к санскриту (о работах С. В. Жарниковой) // Русские вести: Новости. Политика. События. URL: http://russkievesti.ru/novosti/istoriya/russkij-yazyik-iznachalen-po-otnosheniyu-k-sanskritu.html; Ехалов А. Нечерноземье — житница России? (Беседа с канд. ист. наук, этнографом С. В. Жарниковой) // Русский Север-Пятница. 20 января, 1995; Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается. Об исследовании этнографа С. В. Жарниковой // Известия. 18 апреля, 1996; Солдатов П. Русский Север — священная прародина арьев! (Беседа с С. В. Жарниковой) // Русский Север-Пятница. 22 ноября, 1996; И первой об этом сказала «Авеста»: Беседа с этнологом С. Жарниковой, автором концепции программы «Великий Устюг — родина Деда Мороза» / Записала А. Горина // Вологодская неделя. 2–9 ноября 2000 г.; Наше время где-то на подходе: Беседа с этнографом С. Жарниковой. Беседовала Н. Серова // Красный Север (Зеркало). 7 января 2004 г.

Е. А. Пархомова, 2018