ЮРЬЕВ, Юрий Михайлович (1872–1948)

Кафедра режиссуры музыкального театра
Преподаватель

ЮРЬЕВ, Юрий Михайлович (3/15 января 1872, Москва, по другим сведениям с. Поняки Калязинского уезда Тверской губ. Российской империи – 13 марта 1948, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры) — актер, мастер художественного слова (чтец), писатель, педагог, общественный деятель. Доктор искусствоведения (1947). Лауреат Сталинской премии I степени (1943). Народный артист Республики (1927). Народный артист СССР (1939). Награжден орденами Трудового Красного знамени (1939), Знак Почета (1940), Орденом Ленина (1947) и медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Член ленинградского отделения Союза советских писателей (1945). Член Художественного совета Управления по делам искусств. Председатель ленинградского отделения Всероссийского театрального общества.

Детские годы провел в Москве в доме дяди Сергея Андреевича Юрьева (1821–1888) — переводчика и театрального критика. В 1889 окончил 1-ю мужскую гимназию. Некоторое время учился на филологическом факультете Московского университета. В 1889 поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (класс А. И. Южина), затем перешел на драматические курсы Московского театрального училища (класс А. П. Ленского). В 1892 году дебютировал в спектакле Малого театра «Северные богатыри» Г. Ибсена (Торольф) и «Граф де Ризоор» В. Сарду (заглавная роль).

В Александринском театре: ведущий актер (1893–1917, 1922–1929, 1935–1948); художественный руководитель (1922–1928).

В 1918 в Петрограде основал собственный «Театр трагедии» и осуществил постановки «Царь Эдип» Софокла и «Макбет» У. Шекспира (театр закрылся в том же году).

В 1919–1921 — актер Большого драматического театра, где выступил в спектаклях «Дон Карлос» Ф. Шиллера (Маркиз де Поза), «Король Лир», «Макбет», «Отелло» У. Шекспира (заглавные роли). В 1929–1932 — актер московского Малого театра. В 1933–1934 — актер Государственного театра имени Вс. Мейерхольда. Среди постановок — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.

В годы Великой Отечественной войны в воинских частях выступал с собственной программой «Вечер классического монолога», составленной из фрагментов пьес «Отелло» У. Шекспира, «Лес» А. Н. Островского и «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.

В 1947/1948 — научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института театра и музыки (ныне Российский институт истории искусств).

Выступал как чтец по радио и на эстраде, снимался в кино.

С 1898 работал как театральный педагог (курс «Драматическое искусство»): Императорские драматические курсы (1898–1912); Школа русской драмы (с 1918 — студия Академических театров при Александринском театре, 1912–1929); в Ленинградском театральном институте (ныне Российский государственный институт сценических искусств, 1946–1948). Среди учеников — народные артисты СССР А. Ф. Борисов, М. И. Царёв, народные артисты РСФСР Я. О. Малютин, В. Т. Кибардина, И. П. Дмитриев, заслуженный артист России С. А. Полежаев.

В Консерватории: преподаватель (январь – май 1921) курса «драматическое искусство».

Сценография (Александринский театр)

русский репертуар: Беляев Ю. Д. «Красный кабачок» (Смоляков); Боборыкин П. Д. «Накипь» (Переверзев); Грибоедов А. С. «Горе от ума» (Молчалин, Чацкий); Каменский В. В. «Пушкин и Дантес» (Дантес); Лермонтов М. Ю. «Маскарад» (Арбенин); Мережковский Д. С. «Павел I» (Граф Пален), «Романтики» (Кубанин); Островский А. Н. «Волки и овцы» (Беркутов), «Гроза» (Борис), «Лес» (Несчастливцев), «На всякого мудреца довольно простоты» (Глумов); Пушкин А. С. «Борис Годунов» (Самозванец), «Скупой рыцарь» (Герцог); Сухово-Кобылин А. В. «Свадьба Кречинского» (Кречинский); Толстой А. К. «Царь Фёдор Иоаннович» (Борис Годунов); Толстой Л. Н. «Живой труп» (Каренин); Тургенев И. С. «Месяц в деревне» (Ракитин); Фонвизин Д. И. «Недоросль» (Милон); Чайковский М. И. «Борцы» (князь Ветлужский).

зарубежный репертуар: Байрон Дж. «Сарданапал» (заглавная роль); Гёте И. «Фауст» (заглавная роль); Гуцков К. «Уриэль Акоста» (заглавная роль); Гюго В. «Рюи Блаз» (заглавная роль), «Эрнани» (Дон Карлос); Еврипид. «Ипполит» (заглавная роль); Лессинг Г. «Эмилия Галотти» (Аппиани); Мольер Ж.-Б. «Дон Жуан» (заглавная роль); Пинеро А. «На полпути» (Феррис); Софокл. «Эдип в Колоне» (Полиник); Уайльд О. «Идеальный муж» (Чилтерн); Хардт Э. «Шут Тантрис» (Марк); Шекспир У. «Антоний и Клеопатра» (Марк Антоний), «Гамлет» (Лаэрт), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Укрощение строптивой» (Люченцио); Шиллер Ф. «Коварство и любовь» (Фердинанд), «Разбойники» (Карл Моор).

Фильмография

Глаза баядерки: художественный кинемо-роман в 3-х актах / реж. Георг Якоби; актеры: Ю. Юрьев и др. Берлин, 1913; Душегубец: любовная драма / реж. Георг Якоби; актеры: Ю. Юрьев и др. Берлин, 1913; Строгий юноша: художественный фильм: драма / реж. А. М. Роом; в ролях: Д. Дорлиак, Ю. Юрьев и др. Украинфильм, 1936; Дети капитана Гранта: художественный фильм / реж. В. П. Вайншток; комп. И. Дунаевский; в ролях: Ю. Юрьев и др. Мосфильм, 1936.

Библиография

Сочинения: Старый быт в произведениях А. Н. Островского: альбом / редкол. Ю. М. Юрьев и др. Л., 1929. 15 с.; Будем, все-таки, говорить откровенно // Рабочий и театр. 1929. № 4. С. 5–6. Примечание: полемика с В. Городинским о проблемах советского театра; Пояснение к постановке пьесы // Набатов А. Портрет Изин-Ю. М., 1930. С. 24–30; Мастера о себе // Говорит Москва. 1931. № 11. С. 15. Примечание: о своей творческой биографии, 3 фото в роли Отелло (У. Шекспир), Маркиза де Поза («Дон Карлос» Ф. Шиллера) и Дон-Жуана (Ж.-Б. Мольер); Из воспоминаний о Малом театре // Искусство и жизнь. 1938. № 2. С. 42–46; Мой первый день в Александринском театре // Театр. 1938. № 12. С. 116–127; Записки, 1872–1893. М.; Л., 1939. 234 с.; Творческая беседа с молодыми актерами. Л.; М., 1939. 46 с.; Мой путь к Шекспиру // Театр. 1939. № 4. С. 75–88. Примечание: о своих ролях в пьесах Шекспира — Антоний, Бассанио, Отелло, Ромео и др.; Мои встречи с П. И. Чайковским // Звезда. 1941. № 1. С. 101–123; М. Г. Савина // Театр. 1941. № 2. С. 132–143; Сценическая история комедии «Горе от ума» // Ленинград. 1945. № 1–2. С. 24–25; Зритель старого Петербурга. (Из воспоминаний) // Ленинград. 1945. № 4–5. С. 17–18; В. Ф. Комиссаржевская // Ленинград. 1945. № 13–14. С. 23–27; А. Закушняк в Ленинграде // Ленинград. 1945. № 17–18. С. 23–24; Великолепный подарок // За советское искусство. 1945. № 19 (21 декабря). С. 4. Примечание: о постановке оперы «Орлеанская дева» П. И. Чайковского; Беседы актера. Л., 1946. 64 с.; «Царь Эдип» в цирке // Театр. 1946. № 1–2. С. 94–104. Примечание: о спектакле в заглавной роли; Беседы актера. Л., 1947. Изд. 2-е. 64 с.; Записки, 1872–1919 / ред. Е. Кузнецова. Л.; М., 1948. 719 с.; Записки: в 2 т. / ред. Е. М. Кузнецова. Л.; М., 1963.

Литература: Гастроли Ю. М. Юрьева в Народном Доме // Жизнь искусства. 1918. № 10 (11 ноября). С. 4; Оригинальный проект // Жизнь искусства. 1919. № 63 (23 января). С. 2. Примечание: о проекте переустройства театрального дела в России, предложенного Ю. М. Юрьевым; А. П. Ю. М. Юрьев — Тит Флавий // Жизнь искусства. 1919. № 122 (26 апреля). С. 1; Брянский А. М. Ю. М. Юрьев. 35 лет сценической деятельности // Красная панорама. 1927. № 16. С. 13–14; Кугель А. Р. Ю. М. Юрьев: жизнь и творчество. М.; Л., 1927. 30 с.; Ю. М. Юрьев, 1892–1927: сборник статей / под ред. А. Р. Кугеля. Л., 1927. 75 с.; Юрию Михайловичу Юрьеву — Литературно-художественный кружок 4 мая 1927 г.: сборник статей. Л., 1927. 25 с.; Народный артист СССР Юрий Михайлович Юрьев: 50 лет сценической деятельности. Л., 1939. 44 с.; Малюгин Л. Юрьев и его книга // Театр. 1940. № 2. С. 126–128. Примечание: рецензия на книгу: Юрьев Ю. Записки. М., 1939; Памяти Ю. М. Юрьева // Театр. 1948. № 4. С. 49; Цимбал С. Выдающийся мастер сцены. Памяти Ю. М. Юрьева // Вечерний Ленинград. 1948. № 62 (14 марта). С. 3; Кузнецов Е. Актер-гражданин. Памяти Юрия Михайловича Юрьева // Вечерний Ленинград. 1948. № 63 (15 марта). С. 3; Похороны Ю. М. Юрьева / ЛенТАСС // Вечерний Ленинград. 1948. № 64 (17 марта). С. 4; Памяти друга / Коллектив театра // За советское искусство. 1948. № 7 (31 марта). С. 6; Малютин Я. О. Мой учитель Юрьев // Малютин Я. О. Актеры моего поколения. Л.; М., 1959. С. 71–105; Юрьев, Юрий Михайлович // Театральная энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. П. А. Марков. Т. 5. М., 1967. С. 1068–1070. Примечание: статья подписана псевдонимом С. Ц.; Юрьев Юрий Михайлович // Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. М., 2001. С. 556–557.

Иконография

Головин А. Я. Портрет Ю. М. Юрьева. 1923 г.: фанера, темпера, пастель: 88 х 66. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва); Юрьев, Юрий Михайлович (1872–1948). Фото на документы (36 х 26 мм.) 1945 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 371. Оп. 2. Д. 234. Л. 1.

Архивные источники

Список служащих и профессоров Петроградской государственной консерватории на 6 марта 1921 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 29. Л. 34–37; Ленинградское отделение Союза советских писателей. Юрьев Юрий Михайлович. 1945–1948. ЦГАЛИ СПб. Ф. 371. Оп. 2. Д. 234.

М. В. Михеева, 2018