ВИЛЛУАН (Villoing), Александр Иванович (1804–1878)

Кафедра специального фортепиано
Преподаватель

ВИЛЛУАН (Villoing), Александр Иванович (27 или 29 февраля / 10 или 12 марта 1804, Москва – 21 августа / 2 сентября 1878, поселок Лесное близ Санкт-Петербурга) — пианист-педагог, композитор, член Академии музыки (Стокгольм, 1859). Адъюнкт. Первый и единственный учитель А. Г. Рубинштейна.

Родился в семье французских эмигрантов. Учился фармацевтике в Голицынской больнице (1816–1817), но бросил, чтобы начать заниматься фортепиано с Францем Гебелем (учеником И. Г. Альбрехтсбергера) и Джоном Фильдом.

Не став виртуозом-исполнителем, обнаружил яркие педагогические способности. Начал давать уроки игры на фортепиано с 19 лет. Жил и преподавал в провинции (1823–1830), затем в Москве, где пользовался репутацией одного из лучших педагогов. В числе его учеников были братья А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, с которыми он занимался в течение 1837–1842 гг.

Вместе с А. Г. Рубинштейном совершил гастрольную поездку по крупнейшим городам западной Европы (1840–1842). Громкий успех гениального ученика обеспечил Виллуану европейскую славу выдающегося педагога. Антон Рубинштейн высоко отзывался о педагогическом мастерстве наставника, вспоминая его вдохновенные уроки, на которых большое внимание уделялось правильной постановке рук и выработке певучего звука на фортепиано.

Явился автором первой в России «Школы для фортепиано» — фундаментального методического труда, одобренного и принятого в качестве руководства в консерватории (1-е издание 1863, 2-е издание 1871). Эпиграфом к обоим изданиям было изречение: «Делайте невозможное, чтобы достичь возможного». Основные положения «Школы» связаны с разработкой методов гармонического соединения технической виртуозности с глубоким осмыслением художественного содержания исполняемого произведения. Стремился расширить музыкальный кругозор ученика, используя навыки быстрого чтения с листа. Считал, что аналитическая активность мысли — фундамент успешного исполнительства. Выдвигал идею тесной взаимосвязи практики и теории в процессе последовательного обучения игре на фортепиано и теоретическим дисциплинам. Полемизировал с устаревшими педагогическими взглядами и приемами, в частности, возражал против тренинга с помощью механических приспособлений, которые часто калечили пианистический аппарат. Стремился воспитать в ученике тот мышечный тонус, который в современной педагогической практике называется «организованная свобода». Вместо системы механического повторения трудных в техническом отношении мест, предложил разучивать их в усложненных вариантах и в разных тональностях (этим методом А. Г. Рубинштейн пользовался до конца жизни).

Среди композиторского наследия Виллуана — романсы и танцы («Признание», Seconde Quadrille, Grande Valse et Mazurka, La folle de Moscou, Ballade), два фортепианных концерта, Большой концерт для скрипки с оркестром, две оркестровые увертюры, фортепианное трио и др. Интонационная природа этих композиций связана с русским городским романсом. Свидетельствуя о лирическом даровании автора, произведения лишены яркой самобытности.

В консерватории: адъюнкт в кл. игры на фортепиано А. Г. Рубинштейна (1863–1865). Среди выдающихся учеников — В. И. Сафонов, А. Н. Есипова, К. Зике, П. И. Губицкий.

Библиография

Сочинения: Школа для фортепиано, принятая Консерваторией, состоящей при высочайше утвержденном Русском музыкальном обществе в СПб. СПб., 1863. VI, 62, 33 с.; Школа для фортепиано. СПб., 1970. VIII, 81, 57 с.; Школа для фортепиано, принятая консерваториями, состоявшими при императорском Русском музыкальном обществе. СПб., ценз. 1883. 151 с.

Литература: Рубинштейн А. Г. Автобиографические воспоминания, 1929–1889 // Русская старина. 1889. Т. 64 (ноябрь). С. 520; Неустроев А. А. А. И. Виллуан и первое концертное путешествие по Европе А. Г. Рубинштейна, 1840–1842 гг. // Русская старина. 1890. Т. 65 (январь). С. 270; Алексеев А. Д. А. И. Виллуан // Алексеев А. Д. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 2. М.; Л., 1948. С. 134–141; Музалевский В. Фортепианная педагогика в России в XIX столетии // Музалевский В. Русская фортепианная музыка. Очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры (XVIII – первая половина XIX ст.). М.; Л., 1949. С. 315–329. Примечание: О А. И. Виллуане на с. 324–329; Рубинштейн А. Г. Автобиографические рассказы (1829–1867) // Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Т. 1. М.; Л., 1957. С. 397–421. Примечание: О А. И. Виллуане на с. 400–403; Баренбойм Л. А. Детские и юношеские годы (1829–1848). Глава вторая // Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Т. 1. М.; Л., 1957. С. 28–42; Мильштейн Я. И. Виллуан Александр Иванович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 784. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1606/Виллуан.

Иконография

Виллуан (Villoing), Александр Иванович (1804–1878). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Н. Б. Селиверстова, 2013