ТУДОРОВСКИЙ, Александр Александрович (1913 – после 1977)

Кафедра теории музыки
Преподаватель

ТУДОРОВСКИЙ, Александр Александрович (19 февраля / 4 марта 1913, Санкт-Петербург – после 1977) — музыковед, педагог. Награжден медалью «За победу над Германией» (1945). 

Родился в семье научного работника. Окончил 204-ю Единую трудовую школу (1930) и поступил на музейный факультет Ленинградского института истории, философии и лингвистики по специальности «истории доклассового общества» (1930–1933). По окончании остался в институте в качестве библиотекаря музейно-краеведческого и исторического кабинета (1934–1935).

Окончил историко-теоретический факультет Консерватории по специальности «музыковед-теоретик» (1935–1940). Был принят в аспирантуру Государственного научно-исследовательского института театра и музыки, где обучался под руководством Б. В. Асафьева (1940–1942). 

Одновременно с обучением преподавал теоретические дисциплины в Музыкальном училище при Консерватории (1937–1941). 

Добровольцем вступил в Ленинградскую армию Народного ополчения (1941–1942). Был демобилизован по ходатайству ГНИИ театра и музыки для продолжения занятий в аспирантуре. 

В 1942 году был принят на работу в Консерваторию в качестве преподавателя теоретических дисциплин.

Эвакуировался в Йошкар-Олу, откуда был мобилизован в Рабоче-крестьянскую Красную армию, где служил при ансамбле красноармейской самодеятельности в музыкальном взводе № 30 (1942–1945). 

Вернувшись в Ленинград, продолжил преподавать в Консерватории и был назначен и. о. начальника учебной части военно-морского факультета Консерватории (1945–1949). 

Поступил в аспирантуру Консерватории на каф. всеобщей истории музыки, окончил ее под руководством А. В. Оссовского (1945–1949). Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Основные проблемы русской оперной классики XIX столетия» (1950). [Решение о присуждении ученой степени кандидата искусствоведения отменено Высшей аттестационной комиссией при Министерстве высшего образования СССР, ввиду того, что предъявленная к защите работа не отвечает требованиям, предъявленным к диссертации на соискание ученой степени кандидата наук].

В Консерватории: преподаватель теории музыки (1945–1952); заведующий лабораторией истории русской музыки с обязанностями завуча по совместительству (1949); временно и. о. заведующего каф. оперной режиссуры (1950); ученый секретарь (1950–1952). 

Писал статьи в ленинградских газетах о советском джазе.

Читал лекции по истории русской музыки в Военно-политическом училище имени Ф. Энгельса (1949). Был уволен по ходатайству администрации училища с формулировкой «за принижение мирового значения русской музыки».

В 1952 году перешел на основную работу в Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета. Был художественным руководителем отдела музыкальных ансамблей Ленинградского отделения Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО). 

Библиография

Сочинения: Концерт Сергея Прокофьева // Искусство и жизнь. 1941. № 1. С. 38–39; К проблеме формы и содержания в музыке // Временник ТКФ. 1947. № 1. С. 16–44; Основные проблемы русской оперной классики XIX столетия: автореферат дис. ... канд. иск. ЛОЛГК, 1949. 29 л.;  Драгоценные мысли // Музыкальные кадры. 1949. № 10. 17 окт. С. 2 [Мысли Б. В. Асафьева о Шопене]; Шаг назад. «Пиковая дама» в оперной студии // Музыкальные кадры. 1949. № 4. 21 ноября. С. 4; Еще раз о «Пиковой даме» // Музыкальные кадры. 1951. № 2. 24 янв. С. 2 [рецензия на постановку оперы Чайковского на сцене Оперной студии Конс.]; Передовой творческий коллектив. На спектаклях Свердловского театра музыкальной комедии // Ленинградская правда. 1952. № 180. 3 августа. С. 3 (совм. с В. Богдановым-Березовским); Некоторые вопросы науки о музыке в свете работы И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» // Вестник ЛОЛГК. 1952. № 1. С. 50–92; Заметки об оформлении оперных спектаклей // Вечерний Ленинград. 1954. № 217. 13 сентября. С. 3; Творчество молодых // Ленинградская правда. 1955. № 163. 2 июля. С. 3 [Рецензия на радиопостановку оперы Д. Верди «Дон Карлос»]; Гастроли французского джаз-оркестра (на эстрадах города) // Ленинградская правда. 1957. № 179. 1 августа. С. 4; «Дикие» оркестры и их покровители // Вечерний Ленинград. 1958. 24 сентября. С. 3; Симфонические концерты в садах и парках // Вечерний Ленинград. 1959. № 195. 19 августа. С. 3; Хороший концерт. Выступление джаз-оркестра Молдавии // Вечерний Ленинград. 1959. № 169. 20 июня. С. 3; Во имя стилизации. О выступлении джаз-оркестра под руководством О. Лундстрема // Вечерний Ленинград. 1959. 10 июня. С. 3; На сцене — опера Бетховена // Вечерний Ленинград. 1959. 10 февраля. С. 3 [рецензия на постановку «Фиделио» в малом оперном театре].

Литература: Тудоровский Александр Александрович // 100 лет Ленинградской консерватории. 1862–1962. Исторический очерк. Л.: Музгиз, С. 277.

Архивные источники

Личное дело А. А. Тудоровского. Архив СПбГК. Личные дела доцентов, рабочих, служащих, аспирантов и студентов за 1938–1952 год. Д. 233. Л. 1–60; Личное дело А. А. Тудоровского. Архив СПбГК. Личные дела на почасовиков за 1948 год. Д. 4б. Л. 60–64; Личная карточка А. А. Тудоровского. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1952. Д. 556. Л. 197–198.

Н. Б. Селиверстова, 2017