СОЛОВЬЁВ, Владимир Николаевич (1888–1941)

Кафедра режиссуры музыкального театра
Профессор

СОЛОВЬЁВ, Владимир Николаевич (22 мая / 3 июня 1888, Санкт-Петербург – 1941, Ленинград[?], ныне Санкт-Петербург) — режиссер драмы и музыкального театра, театровед, педагог, театрально-общественный деятель. Профессор (1940).

Окончил словесное отделение историко-филологического ф-та Санкт-Петербургского университета (1906–1912).

Работал в петербургской Студии Вс. Э. Мейерхольда в качестве режиссера и преподавателя (1911–1916). Режиссер Народной комедии (1920–1921), организатор, художественный руководитель и режиссер Лиговского драматического театра (1921–1923), режиссер и преподаватель Театра-студии Акдрамы (1924–1929), режиссер Государственного академического театра драмы (1929–1933). Режиссерская работа также протекала в Эрмитажном театре (1919), Театре новой драмы, Молодом театре, МАЛЕГОТ’е, Ленинградском Театре музыкальной комедии и др. В числе работ, вызвавших наибольший интерес публики и критики, постановка «Тартюфа» Ж.-Б. Мольера (Государственный академический театр драмы, 1929).

В Школе актерского мастерства (ШАМ, с 1922 — Институт сценических искусств (ИСИ, ныне — СПбГАТИ): преподаватель (1919), профессор (1922–1941) каф. режиссуры.

Профессор и руководитель театральной работы Курсов мастерства сценических постановок (1919–1922).

В Государственном институте истории искусств (ГИИИ): профессор, действительный член и ученый секретарь театрального отдела (1920–1930).

Преподаватель Академии художеств (1929–1931, 1934–1935–?), читал лекции и вел практические занятия на балетмейстерском отделении Ленинградского государственного хореографического училища. Преподавал «Общее театроведение», «Историю французского театра XVI–XVIII вв.», «Теорию и практику режиссуры». Среди многочисленных учеников — актеры, режиссеры, педагоги театральных учебных заведений.

В Консерватории: преподаватель (1929), доцент (1930), профессор (1934–1941) оперно-режиссерского ф-та. Читал курсы «Эволюция театральных форм» и «История сценических учений».

Автор работ по истории и теории театра. Основной круг научных интересов: Comedia dell arte, итальянско-французские театральные отношения в XVII и XVIII вв. С 1911 сотрудничал с журналами «Студия», «Новая студия», «Аполлон». Был одним из постоянных авторов театрального журнала «Любовь к трем апельсинам» — изданием экспериментальной студии Мейерхольда. Совместно с К. Вогаком и Мейерхольдом сделал сценическую обработку сказки К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам», впоследствии положенную С. С. Прокофьевым в основу либретто оперы. Вместе с Л. М. Лавровским написал либретто для постановки балета «Фадетта» Л. Делиба на сцене МАЛЕГОТ’а (1936).

Член Театральной комиссии при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов (1917–1918). В Театральном отделе Наркомпроса (1918–1919): секретарь Историко-театральной секции; после ухода поэта А. Блока исполнял обязанности председателя Репертуарной секции. Председатель Репертуарной комиссии Петроградского Театрального отдела (1919–1921).

Основная сценография

Драматические спектакли: Мольер Ж. Б. «Господин де Пурсоньяк» (Народная комедия); Роллан Р. «Взятие Бастилии» (Лиговский драматический театр); Франс А. «Восстание ангелов» (Театр новой драмы); Мольер Ж. Б. «Смешные жеманницы» (Институт Современного Искусства), Ибсен Г. «Нора» (Институт Современного Искусства), Голсуорси Дж. «Серебряная коробка» (Институт Современного Искусства), Бальзак О. де «Памелла Жиро» (Институт Современного Искусства); Серебряков Н., Тарвид Е. «Энтузиасты» (Молодой театр), Кайзер Г. «Кинороман» (Молодой театр); Мольер Ж. Б. «Дон Жуан, или Каменный гость» (Государственный академический театр драмы, 1922 и 1932, совм. с Мейерхольдом), Мольер Ж. Б. «Тартюф» (Государственный академический театр драмы, 1929), Крюковский М. В. «Пожарский» (Государственный академический театр драмы); Скриб Э. «Товарищество, или Лестница славы» (театр «Комедия»); Островский А. «Бесприданница» (Красный театр, 1933).

Музыкальные спектакли: Зуппе Ф. «Боккаччо» (МАЛЕГОТ); Кальман И. «Фиалка Монмартра» (Театр муз. комедии, 1933), Штраус И. «Летучая мышь» (Театр муз. комедии, 1935), Обер Д. «Черное домино» (Театр муз. комедии, 1937), Дунаевский И. «Золотая долина» (Театр муз. комедии, 1937).

Библиография

Основные сочинения: К истории сценической техники commedia dell’ arte: (Из речи, читанной на открытии Студии Вс. Э. Мейерхольда) // Любовь к трём апельсинам. 1914. № 1, с. 10–14; № 2, с. 34–43; № 3, с. 79–84; № 4–5, с. 56–66; № 6–7, с. 70–83; Театральный традиционализм // Аполлон. 1914. № 4. С. 44–54; Опыт разверстки «Сцены ночи» в традициях итальянской импровизованной комедии // Любовь к трем апельсинам. 1915. № 1–3. С. 57–70; К вопросу о теории сценической композиции // Любовь к трем апельсинам. 1915. № 4–7. С. 171–178; А. Я. Головин, как театральный мастер // Аполлон. 1917. № 1. С. 24–30; Судейкин // Аполлон. 1917. № 8–10. С. 15–29; Театр Мольера // Очерки по истории европейского театра. Средние века и Возрождение / под ред. А. А. Гвоздева и А. А. Смирнова. Пг., 1923. С. 280–298; О технике нового актера // Театральный Октябрь: Сборник 1. Л.; М., 1926. С. 39–48; Игра вещей в театре // О театре: временник отдела истории и теории театра ГИИИ. Вып. 1. Л., 1926. С. 51–59; «Бесприданница» А. Н. Островского // Наша работа над классиками: сб. статей ленинградских режиссеров. Л., 1936. С. 235–268; Работа над либретто // Фадетта: балет в 3 действиях, музыка Лео Делиба: сб. статей к постановке балета в Государственном Академическом Малом оперном театре / [отв. ред. Адр. Пиотровский]. Л., 1936. С. 19–20.

Основная литература: Дмитриев П. В. Псевдонимы В. Н. Соловьёва в журнале «Аполлон» // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Вып. 4/5 / ред. П. В. Дмитриев. СПб.: Гиперион, 2003. С. 93–99; Рождественская Н. В. Учитель и ученик: (В. Н. Соловьёв и А. И. Райкин: уроки профессионализма) // Театрон: научный альманах. 2008. № 2. С. 88–93; Галанина Ю. Е. Владимир Николаевич Соловьёв: к истории становления науки о театре // Временник Зубовского института. Вып. 9: Зубовский институт: времена, поколения, судьбы. СПб.: Российский институт истории искусств, 2012. С. 41–58; Галанина Ю. Е. Воспоминания современников о театральной жизни 1917-1920-х гг. // Театральная мемуаристика: одиннадцатые Международные научные чтения «Театральная книга между прошлым и будущим»: [сб. материалов]. М.: Три квадрата, 2015. С. 68–83.

Архивные источники

Личное дело В. Н. Соловьёва. Архив СПбГК. Личные дела преп., раб., служ., аспирантов и студ. за 1937–1953. Д. 220. Л. 22–40.; [Личное дело В. Н. Соловьёва]. Ленинградский государственный театральный музей. 1893–1941. 54 ед. хр.

М. И. Алейников, 2012