СОКОВНИН, Александр Львович (1912–1993)

Кафедра специального фортепиано
Доцент

СОКОВНИН, Александр Львович (18 ноября / 1 декабря 1912, г. Кривой Рог Новороссийской губернии Российской империи, ныне Украина – 29 апреля 1993, Кишинёв, Республика Молдова) — пианист, педагог, музыкальный общественный деятель. Профессор (1950). Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР. Награжден медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945) и орденом «Знак Почета» (1948). 

Родился в семье адвоката. С детства проявил музыкальные способности. Учился игре на фортепиано у частного педагога. Окончил среднюю трудовую школу (1927) и поступил в музыкальное училище г. Днепропетровска в кл. фортепиано Е. Ю. Гейман (1927/1928). Продолжил обучение в Третьем государственном музыкальном техникуме по кл. фортепиано у П. А. Серебрякова (1928–1932). Работал пианистом тапёром в оркестрах Интернационального кинотеатра (1931) и кинотеатра «Темп» (1932).

Окончил Консерваторию по кл. игры на фортепиано у Л. В. Николаева (1932–1937). Начал преподавать фортепиано в музыкальном училище г. Ижевска, где заведовал учебной частью (1937/1938). В 1938–1939 был пианистом Концертного бюро Ленинградской государственной филармонии.

В Ташкентской консерватории: преподаватель кл. фортепиано (1939), доцент (1942–1944) кл. фортепиано. 

Во время эвакуации Ленинградской консерватории в Ташкент, преподавал специальное фортепиано в Музыкальном училище при Консерватории и Музыкальной школе-десятилетке при Консерватории. Одновременно работал в Узбекской филармонии и Радиокомитете, выступая с сольными концертами и в симфонических программах. Был начальником Музыкального отдела Управления по делам искусств Узбекской ССР (1944).

В Ленинградской консерватории: доцент (1944), ассистент в кл. специального фортепиано А. Д. Каменского; осуществлял функции помощника декана фортепианного ф-та (1945).

В Музыкально училище при Консерватории: преподаватель кл. фортепиано (1944–1947).

Обладая широкой художественной эрудицией, приобщал своих учеников к разным стилям и разнообразным формам фортепианной литературы разных эпох. Оказывал методическую помощь молодым преподавателям музыкальных вузов и средних учебных заведений. Принимал участие в организации фортепианных фестивалей, участвовал в жюри представительных конкурсов, был консультантом и председателем государственных комиссий на выпускных экзаменах. 

Педагогическую деятельность совмещал с исполнительством. Являясь одним из ярких представителей «николаевской школы» пианизма, обладал прекрасным техническим аппаратом, отточенным чувством формы, гибкостью агогики и мастерством колорирования звучания. Его исполнение отличалось стилистической точностью, разнообразием репертуара и безупречностью вкуса. Среди наиболее любимых артистом авторов — Ф. Шуман, Ф. Шопен, Й. Брамс, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский и, особенно, А. Н. Скрябин.  

В Каунасской консерватории: заместитель директора (1947–1949).

В 1950 был командирован в Кишинёв. 

В Кишинёвской консерватории: директор (1950), заведующий каф. специального фортепиано (1951–1993).

Вел концертную деятельность в пределах Молдавской республики.

Среди многочисленных учеников — известные пианисты А. З. Бандурянский, И. З. Столяр, С. С. Коваленко, А. Б. Аксёнов и другие, а также композиторы З. М. Ткач, В. Г. Загорский, В. А. Ротару, дирижер Е. М. Богдановский, музыковед И. Б. Милютина и многие другие видные музыкальные деятели.

Библиография

Литература: Соковнин Александр Львович: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 271; Милютина И. Для меня Петербург начинался в Кишиневе // Милютина И. Между прошлым и будущим. Gutenberg, 2004. С. 102–107; Плакидина Н. Прикасаясь к источнику духовности: вопросы педагогики: к 100-летию памяти Александра Львовича Соковнина посвящается. Кишинев, 2005. 20 с.; Александр Львович Соковнин (стр. 1, 2) // Livejournal. dem_2011. November 2nd, 2013. URL: https://dem-2011.livejournal.com/144977.html. Содерж.: отрывки из кн. Стояр И., Милютиной И., а также ст. Л. Няги «Осмысляя пройденное», М. Дрейзлера «С признательностью к наставнику»; Стоянова В. Школа имени Столярского определила мою жизнь. Из интервью с Людмилой Ваверко // Musicus. 2014. № 3 (39). С. 37–44. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus_39_Stoianova.pdf

Архивные источники

Личное дело А. Л. Соковнина. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студнтов за 1932–1954. Д. 211. С. 210–228; Личная карточка А. Л. Соковнина. Архив СПбГК. Личные карточки аспирантов, студентов Консерватории, музыкального училища, Рабфака за 1923–1942. Д. 17. С. 79, об.; Личная карточка А. Л. Соковнина. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих, уволенных за 1950. Д. 483. С. 66, об.

Н. Б. Селиверстова, 2016