ШУЛЬПЯКОВ, Олег Федорович (1936–2013)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

ШУЛЬПЯКОВ, Олег Федорович (23 июля 1936, Уральск – 9 ноября 2013) — скрипач, педагог. Доктор искусствоведения (1987). Профессор (1989).

В 1959 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу скрипки профессора В. С. Хесса, в 1968 — аспирантуру Ленинградского государственного института театрального и музыкального искусства (ныне Российский институт истории искусств) под руководством Л. Н. Раабена по специальности «История, теория и методика смычкового искусства». В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-исполнителя».

В 1970–1977 преподавал в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории в должности доцента (утвержден в 1974).

В Ленинградской консерватории: доцент (1977), профессор (1987–2013) кафедры скрипки и альта. Наряду со специальностью вел курсы истории и теории смычкового искусства.

Автор исследований по проблемам методологии исполнительской деятельности, а также исследовательских работ, посвященных творчеству крупнейших исполнителей М. И. Ваймана, Б. Л. Гутникова, Ю. М. Крамарова.

В 1987 году защитил диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения на тему «Музыкально-исполнительская техника и художественный образ». В 1980-х разработал современную теоретическую концепцию психофизического единства интерпретаторского творчества. Созданный на ее основе курс лекций читался во многих консерваториях и музыкальных вузах СССР (Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Минск, Новосибирск, Рига, Вильнюс, Таллин, Владивосток). Работа «Техническое развитие музыканта-исполнителя» (1973) была переведена и издана в Словакии (1978) и Польше (1982). Идеи О. Ф. Шульпякова легли в основу нового направления в музыкальной науке и развивались его учениками В. П. Сраджевым, А. А. Станко, О. П. Сильдом, С. М. Шальманом и другими.

Под его руководством защищены 10 кандидатских диссертаций, прошли творческую стажировку свыше 20 специалистов вузовского образования, в том числе профессор К. И. Векслер, доценты Н. К. Кузнецов и Н. Я. Давыдов; а также иностранцы Э. Фельтц (ГДР), П. де Лено (Нидерланды), Чжан Бейли (КНР). Выступал оппонентом на защитах диссертаций, рецензировал научные и учебные труды.

Как педагог специального класса воспитал свыше 100 скрипачей. Среди них лауреаты и дипломанты региональных и международных конкурсов, концертмейстеры и артисты известных коллективов (Мариинского и Малого оперного театров, Ленинградской филармонии), а также большое количество камерных исполнителей и педагогов.

В разное время О. Ф. Шульпяков входил в состав жюри международных конкурсов скрипачей, в том числе имени К. Липиньского и Г. Венявского (Люблин, 1997), Захара Брона в Новосибирске (1994, 1998). Был постоянным членом Методического совета при Министерстве культуры СССР, заместителем председателя Методического совета при Министерстве культуры РСФСР. Работал за рубежом.

Библиография

Сочинения: Техническое развитие музыканта-исполнителя. Л., 1973; М. Вайман — исполнитель и педагог. Л., 1984. Примечание: в соавторстве с Л. Раабеном; Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986; Б. Гутников о скрипичной игре. Л., 1988; Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб., 2006; Скрипичное исполнительство и педагогика. СПб., 2006.

В. А. Якубовская, А. Н. Цветкова, 2017