ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, Ольга Осиповна (1871–1962)

Кафедра режиссуры балета
Преподаватель

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, Ольга Осиповна (Иосифовна) (21 января / 2 февраля 1871, Санкт-Петербург – 27 декабря 1962, Париж) — балерина, педагог. Артистка Императорских (Академических) театров (1909).

В 1889 окончила Санкт-Петербургское театральное училище (ныне Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой). Обучалась у Л. И. Иванова, М. И. Петипа, Х. П. Иогансона; позднее брала уроки у К. Беретта, Э. Чеккетти, Й. Хансена.

В 1889–1909 — артистка балетной труппы Мариинского театра (с 1900 — ведущая танцовщица). Исполнительница главных ролей более чем в 35 классических балетах, среди которых «Корсар» (Гюльнара) А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго и Ц. Пуни, «Фея кукол» (Фея) Й. Байера, «Коппелия» (Сванильда) Л. Делиба, «Времена года» (Колос), «Барышня-служанка» (Изабелла), «Раймонда» (заглавная роль) А. К. Глазунова, «Капризы бабочки» (Бабочка) Н. С. Кроткова, «Пахита» (заглавная роль) Л. Минкуса, «Лебединое озеро» (Одетта), «Спящая красавица» (Аврора), «Щелкунчик» (Маша, фея Драже) П. И. Чайковского и др.; выступала в балетах М. М. Фокина «Египетские ночи» (Береника), «Павильон Армиды» (Армида), «Шопениана».

С 1895 гастролировала в Англии, Германии, Италии, Франции и Южной Америке, пропагандируя русскую школу классического танца.

В 1914–1921 занималась педагогической деятельностью: в Петроградском государственном театральном (балетном) училище (1914–1917, 1919–1921) и Школе русского балета А. Л. Волынского (1917–1921) — классический танец; в Государственном Мариинском театре (1920–1921) — руководитель класса пластики при оперной труппе.

В Консерватории: преподаватель класса танцев и пластики (январь – март 1921).

В 1921 эмигрировала. Преподавала в Милане, Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине. С 1923 проживала в Париже, где основала собственную балетную студию. Среди учеников — И. М. Баронова, Н. Вырубова, С. А. Головин, Х. Лейн, М. Мискович, Т. М. Рябушинская, Ж. Скибин, М. Славенска, Т. В. Туманова, Л. Черина, И. И. Юшкевич.

Библиография

Литература: Светлов В. Я. О. О. Преображенская. СПб., 1902. 64 с.; Юбилей О. О. Преображенской // Жизнь искусства. 1918. № 5 (2 ноября). С. 5; [О заключении контракта Миланского театра La Scala с Преображенской на зимний сезон] // Жизнь искусства. 1921. № 798–803 (9–14 авугста). С. 11; Скородумов Л. Зритель и кино // Пролетарское кино. № 19/20. С. 49–61. Прим.: о Преображенской на с. 59; в параграфе «Выбор зрителя» — о восприятии ее танца советскими женщинами-зрителями; Преображенская Ольга Иосифовна // Всё о балете: словарь-справочник / сост. Е. Я. Суриц. М.; Л., 1966. С. 276; Дюкина Е. Н. Преображенская Ольга Иосифовна // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М., 1981. С. 414–415; Деген А., Ступников И. Ленинградский балет, 1917–1987: словарь-справочник. Л., 1988. С. 165–166; Тихонова Н. Девушка в синем. М., 1992. 366 с. Примечание: о Преображенской на с. 62–68, 71–73, 79; Красовская В. М. Преображенская Ольга Иосифовна // Русский балет: энциклопедия / гл. ред. А. П. Горкин. М., 1997. С. 368; Абызова Л. Превращение «горбатого черта» в богиню // Смена. 2001. № 28. С. 10; Абызова Л. И. Горбатый черт // Вечерний Петербург. 2005. № 102. С. 13.

Иконография

Преображенская, Ольга Осиповна (1871–1962). Фото 1920-х гг. // Тихонова Н. Девушка в синем. М., 1992. С. 64.

Архивные источники

Костровицкая В. С. Ольга Осиповна Преображенская: воспоминания, 1972–1973. ЦГАЛИ СПб. Ф. 157. Оп. 1. Д. 24. Л. 1–41 об. Рукопись; Ленинградское управление государственных академических театров Народного комиссариата просвещения РСФСР. Преображенская Ольга Осиповна. 1920–1921. ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 2792. Л. 1–4; Список служащих по состоянию на 1 февраля 1921. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 58. Л. 8 об.

М. В. Михеева, 2017