ПОДЪЕЛЬСКИЙ, Вячеслав Андреевич (1902–1974)

Факультет народных инструментов
Доцент

ПОДЪЕЛЬСКИЙ, Вячеслав Андреевич (22 января / 2 февраля 1902, п. Климово Новозыбковского уезда Черниговской губ. Российской империи, ныне Брянская область – 1974) — инструментатор, руководитель музыкальной самодеятельности, педагог. Доцент (1940).

В 1912–1918 учился в Новозыбковском реальном училище, которое вынужден был оставить из-за недостатка средств и перейти в Учительскую семинарию (1918–1919). Вернувшись в п. Климово в середине 1919, поступил работать делопроизводителем Корреспондентского пункта Отдела труда, после чего поступил на службу во 2-й район Новозыбковской Угормилиции младшим милиционером, где прослужил до 1923.

Будучи учеником реального училища, Подъельский, как музыкант-самоучка, научился играть на народных и духовых инструментах; изучил теорию музыки по учебным пособиям А. Ф. Казбирюка («Популярное изложение основных начал музыкальной теории, приспособленное к самоучению». 1-е изд. — Киев, 1885; «Руководство к практическому изучению гармонии». СПб., 1883), М. М. Бернацкого («Основы музыки (сообразно требованиям консерватории)». 2-е изд. — М., 1911) и П. И. Чайковского («Руководство к практическому изучению гармонии». 1-е изд. — М., 1872; «Краткий учебник гармонии». М., 1875); познакомился с историей музыки и биографиями русских музыкальных деятелей. В 1919 организовал оркестр народных инструментов, который использовался уездным Политпросветом для проведения различных мероприятий по уезду. В 1920 им же был организован духовой оркестр. В 1920–1922 Уполитпросвет назначил Подъельского (по совместительству) районным инструктором музыкальной секции УПП.

В 1933 окончил Ленинградскую консерваторию, где обучался по классу кларнета у В. Ф. Бреккера на оркестровом отделении исполнительского факультета (1923–1927); в 1925 окончил образовательные классы; в 1927–1933 — обучался на музыкально-теоретическом отделении и отделении общемузыкального образования инструкторско-педагогического факультета.

Во время учебы периодически выступал в Красном театре и работал (1925–1929) в качестве руководителя клубных самодеятельных кружков — Клуб имени [А. С.] Ракова союза Нарпит (Союза работников народного питания) и др., являясь также членом общегородской методической комиссии Облпрофсовета по музыкальной самодеятельности.

В Центральном государственном музыкальном техникуме (ныне Государственное музыкальное училище имени М. П. Мусоргского): преподаватель оркестрового класса народных инструментов (1929–1939).

С 1931 последовательно работал редактором, главным редактором, заместителем управляющего в ленинградском отделении «Музгиза».

Работал над диссертацией «Основные предпосылки методики преподавания игры на народных инструментах» (не защитил).

В Консерватории: секретарь деканата инструкторско-педагогического факультета (1927); заведующий производственной практикой (1931/1932); преподаватель (1936–1940) игры на народных инструментах; доцент (1940/1941) класса игры на народных инструментах, оркестровки и чтению партитур кафедры народных инструментов дирижерско-хорового факультета.

В 1941 был мобилизован в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Последнее место службы — 1-й Белорусский фронт (сержант). Согласно приказу № Д/067 от 15.04.1945 был осужден по ст. 58 1б «Измена Родине» Уголовного кодекса РСФСР и был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

О дальнейших годах жизни сведения не выявлены. Дата смерти указана в каталожной карточке Отдела нот Российской национальной библиотеки.

Нотография

Марш из балета «Конек-Горбунок» / музыка Пуни; оркестровка В. А. Подъельского. «Красная молодежь» (Мы пойдем без страха…) / музыка Васильева-Буглая; оркестровка В. И. Зубарева. «Марш мандолинистов» / музыка Меццакапо; оркестровка З. Войцеховского. «Неаполитанская серенада» из оперы «Рафаэль» / муз. Аренского; оркестровка В. И. Зубарева. Партитура. Л., 1928. 33 с., 13 парт.; Две пьесы / переложение для неаполитанского оркестра В. А. Подъельского. М., 1930. 10 парт. Примечание: содержание: Григ Э. Норвежский танец: ор. 35, № 3; Мошковский М. Испанский танец: № 1; Бетховен Л. ван. Alla polacca из струнного трио: (соч. 8) / переложение для малого неаполитанского оркестра или секстета В. А. Подъельского. М., 1931. 14 с.; Бетховен Л. ван. Largo из фортепианной сонаты: соч. 10, № 3 / переложение для большого неаполитанского оркестра В. А. Подъельского. М., 1931. 14 с.; Бетховен Л. ван. Романс (из сонатины соль мажор) для мандолины или скрипки с гитарой. М., 1932. 3 с.; Моцарт В. А. Симфония C-dur. I часть для оркестра 4-струнных домр и балалаек или неаполитанского оркестра / инструментовал В. Подъельский. Партитура. М., 1932. 27 с.; Шуберт Ф. Экоссезы. Шотландские танцы / переложение для мандолины, балалайки и гитары В. А. Подъельского. М., 1932. 3 с.; Бетховен Л. ван. Andante cantabile из 1-й симфонии C-dur для оркестра мандолин и гитар: ор. 21. / инструментовка В. Подъельского. Партитура. М., 1934. 10 с.; Сборник пьес для начинающего оркестра народных инструментов (домры, балалайки) / оркестровка В. А. Подъельского. Л., 1937. 44 с.; Верди Дж. Вступление к опере «Травиата» / переложение для оркестра русских народных инструментов В. Подъельского. Партитура. Л.; М., 1939. 9 с.; Госсек Ф. Ж. Тамбурин / Госсек Ф. Ж. Алегретто / Крейслер Ф. / в переложении для трехструнной домры и фортепиано А. Подъельского. М., 1961. 11 с.; Аренский А. С. Романс. Соч. 5 № 3 / в переложении для трехструнной домры с сопровождением фортепиано В. Подъельского. М., 1962. 9 с.; Чайковский П. И. Сентиментальный вальс / переложение для трехструнной домры в сопровождении фортепиано В. Подъельского: редакция партии домры В. Евдокимова. М., 1962. 7 с.; Чайковский П. И. «Жалоба»: ноктюрн в переложении для трехструнной домры с сопровождением фортепиано / переложение В. Подъельского; редакция партии домры В. Евдокимова. М., 1963. 7 с.; Бетховен Л. ван. Траурный марш из сонаты № 12 ор. 26 / переложил для неаполитанского оркестра В. Подъельский. М., б. г. 5 с.; Григ Э. «Смерть Озы» из сюиты «Пер Гюнт».: oр. 46, № 2 / переложение для неаполитанского оркестра В. А. Подъельского. М., б. г. 4 с.;

переложения для народных инструментов соло и оркестров (не опубликовано): Бетховен Л. ван. Allegretto из сонаты № 14 ор. 27 № 2: оркестровка для оркестра смешанных народных инструментов; Бетховен Л. ван. Largetto из Симфонии № 2 ор. 36: переложение для оркестра русских народных инструментов; Бетховен Л. ван. Прометей: увертюра ор. 43: переложение для домро-балалаечного оркестра; Жарковский Е. Э. Походный марш: оркестровка для хора с сопровождением духового оркестра; Жарковский Е. Э. Походная стрелковая: оркестровка для оркестра народных инструментов и массового хора (ad libitum); Заранек С. А. Физкультурный марш: оркестровка для духового оркестра; Книппер Л. К. Степная Кавалерийская «Полюшко-поле»: переложение для хора в сопровождении оркестра народных инструментов; Моцарт В. А. Менуэт из Симфонии D-dur: оркестровка для смешанного оркестра народных инструментов; Мусоргский М. П. Песня Грицько из оперы «Сорочинская ярмарка»: оркестровка для смешанного оркестра народных инструментов; Томилин В. К. Песня о Матиасе Ракоши: для хора с сопровождением оркестра народных инструментов; Томилин В. К. Песня о Тельмане: инструментовка для хора с сопровождением оркестра народных инструментов; Чайковский П. И. Танец лебедей из балета «Лебединое озеро»: переложение для духового оркестра; Шуберт Ф. Марш; Экосез h-moll ор. 27 № 3: переложение для смешанного оркестра народных инструментов; Шуберт Ф. Военный марш ор. 51 № 2: переложение для смешанного оркестра народных инструментов.

Иконография

Подъельский, Вячеслав Андреевич (1902–1974). Фото на документы (35 х 25 мм.) 1941 г. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих и студентов за 1923–1955. Вставка между лл. 44–45.

Архивные источники

Личное дело В. А. Подъельского. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих и студентов за 1923–1955. Д. 178. Л. 1–46 об.; Личная карточка В. А. Подъельского. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1930–1943. Д. 54. Л. 79–79 об.; Протоколы заседания Правления ЛГК. 1926–1927. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 1. Д. 130. Л. 1–133. Примечание: о Подъельском на с. 104 об.

М. В. Михеева, 2018