ПАВЛОВСКАЯ-БОРОВИК, Вера Ильинична (1886–1975)

Кафедра сольного пения
Профессор

ПАВЛОВСКАЯ-БОРОВИК, Вера Ильинична (13/25 сентября 1886, м. Чёрмоз Соликамского уезда Пермской губернии – 20 декабря 1975, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Большеохтинское кладбище, в могиле Б. А. Альмедингена) — оперная и концертная певица (лирико-драматическое сопрано), артистка драмы. Заслуженная артистка Кабардино-Балкарской АССР (1951). Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), Орденом Трудового Красного Знамени (1954). Муж [?] — Б. А. Альмединген.

В 1910 окончила Школу сценического искусства (пению училась у И. П. Прянишникова и Ф. В. Литвин) и начала оперную карьеру — оперные сцены г. Гельсингфорса (Хельсинки) и Самары. В 1912/1913 была в составе оперной труппы Гамбургского театра, в 1914–1918 — солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В 1920–1925 — артистка Первого передвижного драматического театра под руководством П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. В 1924–1933 — постоянный участник концертов Общества камерной музыки.

В репертуаре — около 30 исполненных оперных партий, в том числе Лизы («Пиковая дама») и Татьяны («Евгений Онегин») П. И. Чайковского, Маргариты («Фауст» Ш. Гуно), Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Маши («Дубровский» Э. Ф. Направника), Дездемоны («Отелло» Дж. Верди) и другие.

В области камерно-вокальной музыки — свыше 350 романсов (на русском, французском, немецком, итальянском и испанском языках). Автор переводов на русский язык либретто опер «Луиза Миллер» Дж. Верди (с вокальной редакцией), «Фауст» Ш. Гуно, «Так поступают все» В. А. Моцарта, «Таинственный замок» («Страшный двор») С. Монюшко.

В Государственном музыкальном научно-исследовательском институте (Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки): вела научно-исследовательскую работу в вокальной секции методико-исполнительского отдела (1938–1941).

В 1918 начала педагогическую работу в ленинградских музыкальных школах (до 1930).

В Центральном музыкальном техникуме: преподаватель вокального кл. (1926–1930).

Во Втором государственном музыкальном техникуме (с 1932 — Ленинградский государственный радиотехникум, ныне Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова): преподаватель сольного пения (1930–1934)

В 1931–1933 — преподаватель сольного пения в Театре Рабочей Молодежи (Ленинградском ТРАМе; в конце 1930-х был объединен с Красным и Новым театром в Театр имени Ленинского комсомола, ныне Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»).

В Консерватории: преподаватель сольного пения на оперно-хоровом отделении и заведующий вокальной частью Оперной студии (1933–1936), преподаватель сольного пения на инструкторском отд. (1935–1938); руководитель кл. камерного пения (1936–1960); декан вокально-режиссерского ф-та (1945–1948); и. о. профессора (1953–1960).

В годы Великой Отечественной войны оставалась в Ленинграде, продолжая вести занятия в Консерватории. С 1942 до окончания войны выступала как концертная певица в передвижных концертах в госпиталях и воинских частях.

Среди учеников по камерному классу — Е. В. Болдырева, И. В. Добрынская, Н. Н. Громов, [?] Холшевникова, Н. А. Калашникова, [?] Ковзалина, Л. [?] Чистова, М. А. Смурова, В. Т. Беззубенко, Н. Н. Аксючиц, А. Б. Литовский, Э. А. Шмаукстель (Ризниченко).

В методике воспитания Павловской-Боровик придерживалась принципа единства художественно-исполнительского и технического развития, всестороннего совершенствования, в том числе в художественно-эстетическом плане («Певцу надлежит любить и ценить книгу не меньше, чем оперный клавир или сборник романсов» — См.: «Об исполнительских задачах певца». С. 57).

Партнеры по оперной сцене — К. И. Петраускас, Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин. Пела под управлением оперных дирижеров: Ф. Вейнгартнера, О. Клемперера, А. Коутса, С. А. Кусевицкого, Д. И. Похитонова.

Библиография

Сочинения: Стать взыскательными художниками // Музыкальные кадры. 1946 (30 апр.) № 4. С. 2–3; Глазами партнерши // Н. Н. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы. Л., 1968. С. 50–63; Воспоминания об Артуре Никише // Артур Никиш и русская музыкальная культура. Л., 1975. С. 37–45; Об исполнительских задачах певца // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л., 1982. С. 57–70; О методике преподавания пения Ф. В. Литвин // Вокальная школа Санкт-Петербургской консерватории: страницы истории / ред.-сост. З. М. Гусейнова, Т. В. Лымарева. СПб., 2008. С. 82–112;

Литература: Из воспоминаний Веры-Ильиничны Павловской-Боровик // Музыкальная жизнь. 1987. № 22. С. 3; Концерты в Петербурге // Русская музыкальная газета. 1919. № 13/14. Стб. 338. Прим.: рецензия на концерт В. И. Павловской; Конский П. Концерт В. Павловской // Рабочий и театр. 1929. № 16 (апр.) С. 7; Лушин Б. Большая жизнь // Вечерний Ленинград. 1966. № 222 (21 сент.) С. 3; Любарский А. Она пела с Карузо // Смена. 1967. № 94 (21 апр.) С. 4; Равель М. [Два письма М. Равеля В. И. Павловской-Боровик. Монфор-л’Амори, 11 дек. 1925, 6 дек. 1927] // Письма зарубежных музыкантов. Из русских архивов. Л., 1967. С. 211–212.

Иконография

Павловская-Боровик, Вера Ильинична (1886–1975). Фото (5,7 х 3,5 см.). Архив СПбГК. Личные дела преп., раб., служ., асп. и студ. за 1933–1955. Д. 190. Л. 110. Прим.: вклейка в личное дело; Павловская-Боровик, Вера Ильинична (1886–1975). Фото в личном листке по учету кадров (4 х 2,2 см.). Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1960. Д. 33. Л. 18. Прим.: повреждена (обрезана по левому краю).

Архивные источники

Личное дело Павловской-Боровик В. И. Архив СПбГК. Личные дела преп., раб., служ., асп. и студ. за 1933–1955. Д. 190. Л. 109–136; Личное дело Павловской-Боровик В. И. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1960. Д. 33. Л. 16–68; Личная карточка Павловской-Боровик В. И. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1960. Д. 1020. Л. 57–61.

Д. А. Варуль, 2015