ОРЛОВ, Георгий Павлович (1900–1940)

Музыковедческий факультет
Преподаватель

ОРЛОВ, Георгий Павлович (26 января / 07 февраля 1900, г. Астрахань – 7 апреля 1940, г. Москва) — библиограф, источниковед, музыковед, педагог.

Окончил петербургскую Ларинскую гимназию (1910–1918), при выпуске был награжден серебряной медалью. В это же время брал частные уроки игры на фортепиано и композиции.

В 1920 поступал в класс теории музыки Петроградской консерватории.

В 1920–1923 обучался на факультете истории музыки Российского института истории искусств (РИИИ).

В 1921 подавал документы о зачислении в Консерваторию в кл. спец. композиции и кл. ударных инструментов; был зачислен в кл. специальной теории и композиции В. П. Калафати; в 1925 переведен на инструкторско-педагогическое отделение, которое окончил в 1926.

Одновременно с обучением работал в различных организациях: в статистическо-экономическом отделе Совнархоза (1918–1919); преподавателем теории и истории музыки в 33-й единой трудовой школе I и II ступеней (1920–1922); зав. учебной частью и преподавателем истории музыки в 5-м Государственном музыкальном техникуме имени А. П. Бородина (1925).

В Российском институте истории искусств: сотрудник библиотеки (1921–1922); науч. сотрудник 2-й кат. (1923–?). Написал работы «Монтеверди и его оперы “Орфей” и “Коронование Поппеи”»; «Франческо Арайя, его деятельность в России и творчество»; «Романсы С. И. Танеева», «Квартеты А. К. Глазунова»; изучал историю русской оркестровой литературы, исследовал неизданную рукопись М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе», пытался воссоздать процесс сочинения Первой симфонии А. К. Глазунова.

В Консерватории: преподаватель общего курса музыкально-теоретических дисциплин (1923/1924), преподаватель гармонии у студентов кл. И. А. Вишневского (1927); зав. библиотекой (1925–1931), секретарь научно-композиторского факультета (1927–?). Принимал активное участие в общественных организациях: член (1923), председатель академической секции творческого отд., член академической секции научно-теоретического отд., член Президиума академической секции.

В 1926–1931 — аспирант научно-композиторского факультета Консерватории; под руководством Б. В. Асафьева работал над диссертацией на тему «Боэций и боэцианство как основной источник музыкального мировоззрения раннего средневековья» (не защитил).

В Третьем (Втором) гос. музыкальном техникуме: преподаватель истории музыки (1928–1930).

В 1930–1935 — зам. председателя, инспектор (с 1932) Ассоциации музыкальных библиотек Ленинграда.

В 1931–1937 — заведующий библиотекой Ленинградской филармонии.

В Московской консерватории: директор библиотеки (1937–1940).

В Центральном заочном музыкально-педагогическом институте: декан историко-теоретического факультета (1939/1940); читал лекции по истории музыки.

С 1938 — председатель секции музыкальной библиографии при Всесоюзной Книжной палате и редактор отдела музыкального источниковедения в Советском музыкальном словаре. Работал над диссертацией «Анализ творческого процесса П. И. Чайковского по рукописям “Пиковой дамы”» (не защитил).

Библиография

Сочинения опубл.: Краткое описание рукописей М. П. Мусоргского, хранящихся в библиотеке Ленинградской государственной консерватории // Музыка и революция. 1926. № 5. С. 9–11; Забытый композитор // Жизнь искусства. 1927. № 35. С. 7; Музыка и октябрь // Музыка и быт. 1927. № 6. С. 1–2; История музыки в рабклубе // Музыка и быт. 1927. № 9. С. 5; «Октябрь» — симфоническая рапсодия И. Шиллингера // Персимфанс. 1927–1928. № 3–4. С. 11–16; Ленинградская Государственная Консерватория в 1926 году // Музыка и революция. 1928. № 4. С. 36–38. Прим.: в соавт. с В. Городинским; Массовая работа в музыкальных библиотеках // Музыкальная самодеятельность. 1934. № 10. С. 13–18; Музыкальная литература: библиогр. указ. книжной и журн. литературы о музыке на рус. языке. Л., 1935. 223 с.; Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского / под общ. ред. В. В. Яковлева. М.; Л., 1940. 189 с.;

неопубл.: «Франческо Арайя, его деятельность в России и опера “Цефал и Прокрис”»; «Музыкально-стилистический анализ “Ночи на Лысой горе” Мусоргского»; «Неизданные письма А. Н. Скрябина к М. П. Беляеву»; «Неизданные письма А. Н. Серова»; «Письма о М. И. Глинке (неизданные письма современников)»; Боэций Дакийский «О музыке» / пер. Г. Орлов; Аберт Г. «Музыкальное мировоззрение средних веков» / пер. Г. Орлов.

Литература: Характеристики на Г. П. Орлова, данные проф. Б. В. Асафьевым и Р. И. Грубером. 1939 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 206. Оп. 1. Д. 45. Л. 1–4; Успенская С. Г. П. Орлов // Советская библиография. 1940. № 1 (18). С. 223–224; Г. П. Орлов: [некролог] // Советское искусство. 1940. № 21. С. 4; Г. П. Орлов // Советская музыка. 1940. № 7. С. 96. Прим.: ст. опубл. под псевд. Б. Яг.; Шестериков С. «Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского» // Советская музыка. 1941. № 2. С. 95–96. Прим.: рецензия на книгу Г. П. Орлова; Орлова А. А. Орлов Г. П.: (статья для Музыкальной энциклопедии). 1974 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 206. Оп. 2. Д. 29. Л. 1–2; Орлова А. К истории одной дружбы. Из переписки Б. Асафьева // Советская музыка. 1975. № 10. С. 76–88; Орлов Георгий Павлович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1976. Стб. 103; Гончарова Е. В. Рукописный фонд Петроградской-Ленинградской консерватории в 1917–1938 годах // Musicus. 2009. № 2 (15). С. 55–58; Кубальчук В. Р. Орлов Георгий Павлович // Московская консерватория. От истоков до наших дней, 1866–2006: биогр. энцикл. словарь. М., 2007. С. 393.

Архивные источники

Аспирант Г. П. Орлов. 1921–1938 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 2370. Л. 1–34; Орлов Г. и др. Заявление в президиум Российского института истории искусств. 1924 г. ОР РНБ. Ф. 1156. Д. 962. Л. 1; Г. П. Орлов. 1925–1931 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 2369. Л. 1–57; Тезисы реорганизации Ленинградской государственной консерватории. 1929 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 206. Оп. 1. Д. 52. Л. 1–22. Прим.: Г. П. Орлов упоминается как реорганизатор внутр. работы библиотеки; Орлов Г. П. Автобиография. 1934 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 206. Оп. 1. Д. 43. Л. 1.

М. В. Михеева, 2016