НИМАН, Фёдор (Theodor Niemann) (1860–1936)

Межфакультетская кафедра
Профессор

НИМАН (Niemann), Фёдор (Theodor, Фёдор Августович) (30 августа 1860, Нюрнберг, Германия – 5 сентября 1936, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — гобоист, альтист, дирижер, композитор, инструментатор, педагог. Заслуженный артист Академических театров (1907). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1929).

До 1873 проживал в Нюрнберге, где окончил реальную школу и музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки.

В 1873–1880 жил в Швейцарии. Первоначально играл в Куроркестре на Фирвальштедском озере (до 1875) как первый флейтист. Затем поступил в большой симфонический оркестр (Nürnberger Konzert-Kapelle), где играл в течение 4 лет и окончательно специализировался в качестве исполнителя на гобое. В 1880 с этим оркестром приехал в Россию и играл летний сезон в Одессе. По окончании сезона получил приглашение в Таганрог и до 1885 последовательно работал в оркестрах Ростова-на-Дону, Новочеркасска и Курска. В 1885 был приглашен в Москву в опереточный театр Сетова в качестве гобоиста.

В 1886 приехал в Санкт-Петербург, где играл в Малом театре оперетты и в симфоническом оркестре «Аквариум». В 1887 поступил в Михаловский театр, где прослужил до 1890 и был переведен в Мариинский театр в качестве гобоиста и солиста на английском рожке. В 1907 за выслугой лет был уволен.

В 1894 познакомился с основателем Императорского Великорусского оркестра В. В. Андреевым. Сначала в работе оркестра Ниман участвовал как исполнитель, потом стал заниматься инструментовкой и гармонизацией народных тем и переложением оригинальных классических произведений русских и зарубежных композиторов для оркестра народных инструментов. В 1919–1934 был главным дирижером Великорусского оркестра имени В. В. Андреева.

В 1907–1917 занимался преподавательской деятельностью в частных и военных музыкальных школах; играл в концертах Императорского Русского музыкального общества и А. И. Зилоти.

В 1911–1923 — капельмейстер большого духового и симфонического оркестров; преподаватель (немецкий язык в школе юнг); помощник управляющего морской музыкальной школой (1922/1923) Гвардейского Экипажа (с 1917 — 1-й морской симфонический оркестр Берегового отряда при ПолитУправлении Балтфлота).

В 1918 вновь был зачислен в оркестр Мариинского театра как исполнитель на альте.

В последние годы жизни был постоянным руководителем и экспертом в музыкальных олимпиадах, самодеятельных кружках рабочих клубов, красноармейских и краснофлотских частей.

В Ленинградской консерватории: профессор (1921–1936) класса специального гобоя оркестрового отделения исполнительского факультета и Рабфака; руководитель (1922–1929) кафедры инструментовки инструкторско-педагогического факультета; преподаватель (1924–1936) класса обязательной игры на альте на оркестровом отделении исполнительского факультета.

Нотография

Сочинения: Марш. Императорский речной яхтклуб. СПб., М. и др., 1913. 5 с.; Школа для гобоя: в 2 ч. М., 1930. 87 с.; Школа для гобоя: в 2 ч. М., 1935. 87 с.; Школа для гобоя: в 2 ч. М., 1938. 87 с.; Школа для свирели. СПб., 1895;. Сборник для семиструнной гитары. СПб., 1896; Сборник для великорусского оркестра. СПб., 1896; Школа для саксофона. СПб., 1897; Сборник для балалайки. СПб., 1910 (указаны автором в личном деле ЛГК).

Инструментовки для оркестра русских народных инструментов: Римский-Корсаков Н. А. Интермеццо и хор опричников из оперы «Царская невеста»: партии для великорусского оркестра / оркестровка Ф. А. Нимана.. Л., 1928. 13 парт.; Солнце скрылось за горою: песня: для оркестра русских народных инструментов. Партитура. М., 1929. 7 с.; «Уж ты, сад»: для оркестра народных инструментов. Партитура. Б. м., 1929. 7 с.; Глинка М. И. Менуэт для оркестра русских народных инструментов (домры, балалайки) / переложил Ф. Ниман. Партитура. М., 1930. 7 с.;Чайковский П. И. Романс. Соч. 5: для оркестра русских народных инструментов (домры, балалайки) / переложил Ф, Ниман. Партитура. М., 1930. 11 с.; Две русские песни: для великорусского оркестра. Партитура. М., 1931. 9 с.; Римский-Корсаков Н. А. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка» для оркестра русских народных инструментов (домры, балалайки) / переложил Ф. Ниман. Партитура. М., 1931. 13 с.; Спендиаров А. Хайтарма: татарская плясовая для оркестра русских народных инструментов (домры, балалайки) / переложил Ф. Ниман. Партитура. М., 1931. 9 с.; Бетховен Л. ван. Менуэт из симфонии № 1 (C-dur) / переложение для орк. нар. инструментов Ф. Нимана. Л., 1932. 8 с.; Моцарт В. Менуэт из симфонии g-moll / переложение для домрово-балалаечного оркестра Ф. А. Нимана. Партитура. Л., 1932. 6 с.; Две русские песни для оркестра домр и балалаек. Партитура. М., 1936. 9 с.; Ниман Ф. А. Солнце скрылось за горою / Ф. Ниман. Шесть пьес русских композиторов / А. Дорожкин. М.; Л., 1951. С. 34–44; Андреев В. В. Мазурка. Сцена из балета / оркестровка Ф. Нимана. Рукопись. Б.м., 1953. 9 с.; Алябьев А. Соловей / переложение Ф. Нимана и В. Насонова // Легкие пьесы для балалайки с сопровождением фортепьяно. Вып. 3. / сост. Н. Бекназаров. М., 1962. С. 30–32; Варламов А. Красный сарафан / переложение Ф. Нимана и В. Насонова // Легкие пьесы для балалайки с сопровождением фортепьяно. Вып. 3. / сост. Н. Бекназаров. М., 1962. С. 33–36; Ниман Ф. Солнце скрылось за горою // Популярные произведения для оркестра народных инструментов в переложении для фортепьяно в четыре руки / сост. А. Лачинов. М., 1962. С. 18–24; Ниман Ф. Уж ты, сад: русская народная песня // Антология литературы для оркестра русских народных инструментов. Ч. 1. М., 1984. С. 103–106; Ниман Ф. Вариации на тему русской народной песни «Утушка» // Антология литературы для оркестра русских народных инструментов. Ч. 1. М., 1984. С. 107–114.

Инструментовки (без выходных данных; согласно картотеке ОНЛ НМБ СПбГК): Марш «Свобода»: партитура для духового оркестра. 8 с.; Бетховен Л. ван. Скерцо из 25-й фортепианной сонаты: ор. 28: инструментовка для домро-балалаечного оркестра; Бетховен Л. ван. Allegretto из 24-й фортепианной сонаты: ор. 27, № 2. Инструментовка для домро-балалаечного оркестра; Бетховен Л. ван. Симфония № 7, ч. 2: ор. 92: переложение для домро-балалаечного оркестра; Бетховен Л. ван. Симфония № 8, ч. 2: ор. 93: переложение для домро-балалаечного оркестра; Гайдн И. Симфония № 6 (G-dur), ч. 2: Andante: инструментовка для домро-балалаечного оркестра; Глинка М. И. Вальс-фантазия: переложение для домро-балалаечного оркестра; Даргомыжский А. С. Заздравный хор из оперы «Русалка»: переложение для духового оркестра; Моцарт В. Менуэт: переложение для великорусского оркестра; Мусоргский М. П. Турецкий марш: переложение для великорусского оркестра; Мусоргский М. П. Хор стрельцов из оперы «Хованщина»: инструментовка для домро-балалаечного оркестра; Римский-Корсаков Н. А. Фантазия из оперы «Царская невеста»: для домро-балалаечного оркестра; Римский-Корсаков Н. А. Хоровод и песня из оперы «Снегурочка»: переложение для великорусского оркестра; Сибелиус Ж. Грустный вальс: переложение; для оркестра русских народных инструментов; Спендиаров А. Эриванские этюды. № 2: Гиджас: переложение для домро-балалаечного оркестра; Чайковский П. И. Вальс из балета «Спящая красавица»: инструментовка для домро-балалаечного оркестра; Чайковский П. И. Романс: переложение для великорусского оркестра; Чайковский П. И. Элегия из серенады для струнного оркестра: соч. 48: переложение для домро-балалаечного оркестра. Партитура и голоса. Б. м., б. г.; Шуберт Ф. Военный марш: oр. 27, № 3: инструментовка для домро-балалаечного оркестра; Nieman Th. Oboe-Schule. Teil I-II. Leipzig, 1892. 118 S.;

Библиография

Сочинения: 40-летие работы Гос. Великорусского оркестра им. Андреева // Рабис. 1928. № 22. С. 11.

Литература: Ф. А. Ниман: (к 50-летнему юбилею общей артистической деятельности и 30-летнему юбилею в области русской народной музыки) // Жизнь искусства. 1924. № 18. С. 22. Примечание: статья подписана В. Тр-рг.; Вальтер В. Юбилейный концерт Ф. А. Нимана: (к 50-летию артистической деятельности) // Жизнь искусства. 1924. № 20. С. 11; Формирование современного профессионального стиля исполнительства на народных инструментах // 50 лет факультету народных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова: исторический обзор / ред.-сост. О. М. Шаров. СПб., 2010. С. 11–18. Примечание: о Нимане см. с. 12, 17.

Иконография

Первый Ленинградский Губернский смотр-конкурс балалаечников и гармонистов, 1929 г.: [групповой портрет; Ф. Ниман первый справа] // 50 лет факультету народных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова: исторический обзор / ред.-сост. О. М. Шаров. СПб: Олимп–СПб., 2010. Л. 2 об.

Архивные источники

Список служащих по состоянию на 1 февраля 1921 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 58. Л 1–23. Примечание: о Нимане на с. 7 об.; Ниман Федор Августович. 1924–1937 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 2318. Л. 1–58; Списки, анкеты и статистические сведения о проф.-преп. составе консерватории. 1928–1929 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 193. Л. 1–300. Примечание: о Нимане на с. 5 об.; Лицевые счета авторов. 1934 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 367. Оп. 3. Д. 68. Л. 1–95.

М. В. Михеева, 2017