ГРАЧЁВ, Пантелеймон Владимирович (1889–1966)

Музыковедческий факультет
Профессор

ГРАЧЁВ, Пантелеймон Владимирович (28 июня / 10 июля 1889, Санкт-Петербург – 26 марта 1966) — музыковед, научный работник, композитор, педагог. Кандидат искусствоведения (1949). Член Ленинградского отделения Союза советских композиторов (с 1936). Член Музыкального фонда союза СССР (с 1940). Награжден медалями: «За оборону Ленинграда» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).

В 1902–1908 — обучался в средней гимназии в Санкт-Петербурге. Одновременно брал частные уроки игры на фортепиано у И. А. Гляссера.

В 1908–1912 обучался на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета; в 1914–1916 — в Демидовском юридическом лицее (ныне — Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова), по окончании которого получил ученую степень кандидата юридических наук.

В 1917 переехал в Петроград и был вынужден подрабатывать в разных сферах деятельности, в частности как контролер отдела распределения Комиссии продовольствия 11-го городского района (1918–1921), а также как пианист-аккомпаниатор через Всероссийский союз оркестров (1917–1922).

В 1921–1924 обучался на музыкальном отделении Российского института истории искусств по специальности «музыковед-историк» (научный руководитель Б. В. Асафьев). Теорию музыки (контрапункт, фугу и инструментовку) изучал од руководством М. О. Штейнберга.

В Российском институте истории искусств: научный сотрудник 2-го разряда (1923–1924), научный сотрудник 1-го разряда (1924–1930), старший научный сотрудник (1932–1939), заведующий музыкальным отделением (1933–1935), профессор (1939–1956). В 1949 получил ученое звание «старший научный сотрудник» по специальности «всеобщая история музыкальной культуры».

В 1924–1932 занимался педагогической деятельностью. Преподавал слушание музыки в 11-й трудовой школе (1924–1930).

В Центральном музыкальном техникуме (ныне — Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского): преподаватель истории музыки и музыкальной литературы (1926–1930).

Во Втором государственном музыкальном техникуме (Ленинградский государственный радиотехникум): преподаватель истории музыки и музыкальной литературы (1930–1932).

В 1930–1931 — музыкальный консультант в Ленинградской филармонии (ныне — Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича).

Во время Великой Отечественной войны находился в Ленинграде, где читал лекции и провел курс истории русской и советской музыки в Военно-морском училище (ныне — Санкт-Петербургский военно-морской институт).

В 1950–1951 учился в университете Марксизма-Ленинизма при Центральном Доме искусств.

В Консерватории: преподаватель (1935), доцент (с 1.09.1935), и. о. профессора (1938–1940) истории музыки (специализация — оперная музыкальная литература) на оперно-хоровом отделении вокального факультета и кафедре струнных инструментов исполнительского факультета.

В 1948 защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Оперное творчество Ж. Ф. Лесюера».

Нотография

Неизданные сочинения:

для голоса с фортепиано: романсы и вокальные циклы на тексты А. А. Ахматовой, А. А. Блока, П. Верлена, В. Гёте, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева; обработки арий, ариэтт, дуэтов и песен французских композиторов XVIII века — П. Гаво, А. Гретри, Ж.-Ф. Лесюера, Э. Мегюля, Ф.-А. Филидора;

для фортепиано: пьесы, переложения для фортепианного трио увертюр к операм «Пещера» Ж.-Ф. Лесюера и «Стратоника» Э. Мегюля.

Библиография

Литература: Мартынов И. Концертные путеводители // Советская музыка. 1939. № 8. С. 95–97; Ливанова Т. Очерки по истории и теории музыки // Советская музыка. 1941. № 1. С. 81–84.

Сочинения: Лейтмотив в операх Римского-Корсакова // De musika: Временник Отдела теории и истории музыки. Вып. 3. Л., 1927. С. 76–96; «Запад» — симфонический цикл А. Животова // Советская музыка. 1935. № 10. С. 26–46; Сектор музыковедения Гос. инст. искусствознания в 1935 г. // Советская музыка. 1935. № 11. С. 88–90; Увертюры Бетховена. Л., 1937. 38 с.; Симфония до-мажор Шуберта. Л., 1938. 40 с.; Гретри и французская опера XVIII века // Гретри А. Мемуары или очерки о музыке / перевод, вступительная статья и комментарии П. Грачева. М.; Л., 1939. С. 5–29; Гретри А. Мемуары или очерки о музыке / перевод, вступительная статья и комментарии П. Грачева. М.; Л., 1939. 264 с.; Памяти А. Н. Римского-Корсакова // Советская музыка. 1940. № 12. С. 99–100; «Героическая симфония» Бетховена (1803–1804) // Очерки по истории и теории музыки / отв. ред. А. И. Маширов. Т. 2. Л., 1940. С. 5–50; «Мазепа» Чайковского // За советское искусство. 1949. № 19 (299). 14 декабря. С. 4; Морозко // Ленинградская правда. 1951. № 59. С. 3; О. А. Козловский // Очерки по истории русской музыки, 1790–1825 / под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. Л., 1956. С.168–216; С. И. Давыдов // Очерки по истории русской музыки, 1790–1825 / под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. Л., 1956. С. 263–282; К. А. Кавос // Очерки по истории русской музыки, 1790–1825 / под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. Л., 1956. С. 283–305.

Сочинения (неопубликовано): Об опере «Семен Котко» С. Прокофьева. Рукопись // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 8. Л. 1; «Семья Тараса» Д. Кабалевского. Рукопись // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 8. Л. 2; Работа о Вагнере. Рукопись // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 11. Л. 1–40; А. Гретри. М. Седэнь. Рукопись, машинопись // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 12. Л. 1–65; Бетховен и немецкий романтизм. Рукопись // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 13. Л. 1–16; Биография Бетховена. Машинопись // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 13. Л. 17–31; Русская опера до Глинки (первая четверть XIX века). Рукопись // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 15. Л. 1–10; Русская опера первой четверти XIX века. Машинопись // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 15. Л. 11–18.

Переводы (неопубликовано): Эбенезер С. Роковая виолончель / перевод П. В. Грачева // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 24. Л. 1–5; Гретри А. Мемуары (отрывки) / перевод П. В. Грачева // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 25. Л. 1–17; Сэдэн М. Садовник и его господин: либретто / сл. М. Седэна, муз. Ж. Филидора, перевод текста П. В. Грачева // Contant d’Orville: Histoire de l’Opera boffon. 1768 // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 26. Л. 1–6; Аламбер А., д. О свободе музыки / перевод П. В. Грачева // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 27. Л. 1–47.

Иконография

Грачев, Пантелеймон Владимирович (1889–1966). Фотопортрет (50 х 40 мм). 1920-е гг. // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 49. Л. 1; Фото на документы (40 х 30 мм). 1950-е гг. // КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 49. Л. 2.

Архивные источники

Личная карточка П. В. Грачева. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1930–1942. Д. 43. Л. 79–79 об.; Грачев Пантелеймон Владимирович (музыковед). 1946–1966. ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 3–1. Д. 14. Л. 1–11; [Работы Грачева П. В. об операх С. С. Прокофьева и Д. Б. Кабалевского]. 1958. КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 8. Л. 1–2; [Работа Грачева П. В. о Р. Вагнере]. КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 11. Л. 1–40; [Работа Грачева П. В. об А. Гретри]. КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 12. Л. 1–65; Работы П. В. Грачева о Бетховене. КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 13. Л. 1–31; [Работы Грачева П. В. о русской опере и М. И. Глинке]. КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 15. Л. 1–18; [Переводы Грачева П. В. литературных и искусствоведческих работ]. КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 24–27; [Отзывы о научной деятельности и, в частности, о диссертации П. В. Грачева, написанные Б. В. Асафьевым, Е. Ф. Бронфин, М. С. Друскиным, К. Кузнецовым, М. О. Штейнбергом, М. О. Янковским за 1934–1954]. КР РИИИ. Ф. 75. Оп. 1. Д. 41. Л. 1–18 об.

М. В. Михеева, 2016