ЭНРИТОН, (урожд. Нотман) Генрих Фридрихович (1889 – не ранее 1946 года) 

Вокально-режиссерский факультет
Доцент

ЭНРИТОН, (урожд. Нотман) Генрих Фридрихович (Фёдорович) (4/16 ноября 1889, Санкт-Петербург – не ранее 1946 года) — актер, театральный режиссер.

Жена — Надежда Петровна Спирова (Энритон).

Театральный режиссёр 1920–40-х гг. в Ленинграде.

Ученик и актер Студии В. Э. Мейерхольда. Исполнитель ролей Поэта и Голубого в «Незнакомке» (под фамилией Горич, 1914), роли Гамлета в пантомиме «Гамлет» в первом публичном спектакле Студии. В 1915–1916 участвовал в мейерхольдовской постановке «Стойкого принца» Кальдерона в Александрийском театре. В 1915 снялся в кинофильмах: «Портрет Дориана Грея» в роли Бэзиля Холлуорда (реж. Всеволод Мейерхольд, Михаил Доронин), в фильме режиссера В. Висковского «Елена Павловна и Сережа» в роли Петра. Работал с Г. А. Авловым, режиссёром К. Тверским, художником Е. Якуниной, Левиным, Баньковским и другими.

1924–1926 — работал в Красном театре. 

1926–1928 — художественный руководитель ленинградского Театра Строителей (бывш. Интимный театр). В 1928 труппа театра перешла в Драматический театр Народного дома имени К. Либнехта и Р. Люксембург, перенеся с собой часть репертуара. Энритон занял должность главного режиссера драматической труппы. Осуществил постановки «Собор Парижской Богоматери», «Любовь Яровая», «Гоп-ля, мы живем!» и другие.

В 1930-х — режиссер в театре ЛГСПС (Ленинградский областной совет профессиональных союзов). В 1932 — (по совмест.) в Малом оперном театре.

В Консерватории: доцент, преподавал на вокальном отделении, класс опер[ных] отрыв[ков] (1932–[?]).

1936–1937 — художественный руководитель Сталинградского театра музыкальной комедии.

1938–1941 — режиссер-постановщик в Ленинградском государственном театре музыкальной комедии. Поставил «Риголетто», оперетты «Свадьба в Малиновке», «Последний бал», «Катерина» (Солдатска жёнка) и другие. 

1942 — художественный руководитель оперетты «Театра Радлова» в Пятигорске. В августе немецкие войска заняли город, и часть труппы вместе с С. Э. Радловым оказалась в оккупации. В феврале 1943 года немцы отправили театр в Запорожье, затем в Берлин.
1943–1945 — Энритон находился в Берлинской «Винетте», руководил постановками оперетт и водевилей. 

1945 — Возвращение в СССР. Назначен режиссером в Нижнетагильский драматический театр (совместно с П. Лешковым).

1946 — осужден, сослан в лагеря. Дальнейшая судьба не известна.

Библиография

Сочинения: Энритон Г. Ф. "Гоп-ля, мы живем!" // Рабочий и театр. 1928. № 5. С. 14.; Нотман Г. Ф. [Письмо к Вс. Э. Мейерхольду ] // Киноведческие записки. 2006. № 78. С. 54-55.

Литература: Возрождение профсоюзного театра// Красная газета. 1926. № 54. 16 марта.; Энритон, Генр. Федор. // Театрально-музыкальный справочник на 1928 г. М.-Л., 1928. С. 220.; [В.С.] К 1-му вечеру Студии В.Э. Мейерхольда 12 февраля 1915 г. (Отзывы ежедневной печати и замечания редакции журнала Доктора Дапертутто) / Любовь к трем апельсинам. 1915. №№1-3. С.134, С. 146 [о Нотмане]; Современный театр. 1928. №3. С. 31-32; Современный театр. 1928. №5. С. 29; Современный театр. 1928. №6. С. 21; Современный театр. 1928. №12. С. 32; Именной указатель // Блок Александр. Письма к жене. М., 1978. С. 403. (Литературное наследство. Т. 89) [в Указателе под фамилией Нотман]; Смирнова Т. В. Искусство и культура на трудовом фронте: Нижний Тагил, военные годы. URL: http://historyntagil.ru/kraeved/tk_18_19_33.htm; Галанина Ю. Е. Неизвестные материалы Л. Д. Блок в Рукописном отделе ИРЛИ С. 34. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/27.pdf [о Нотмане]; Близнюк М. И. "Войной навек проведена черта...": Вторая мировая война и русские артисты: под оккупацией, в Рейхе, в лагерях Ди-Пи / Михаил Близнюк. М.: Старая Басманная, 2017. с. 1118, [1] с., [8] л. ил. [об Энритоне: С. 147, 248, 400, 604, 936]. 

Архивные источники 

ЦГАЛИ Ф. 118.Оп. 1. Д. 3361. Коллекция С. М. Вяземского. Энритон. Эпштейн С. Б. Л. 1.; РГАЛИ. Ф. 675 оп. 2 ед. хр. 751 2 лл. Личное дело Энритона Генриха Федоровича 1 апреля 1924-2 апреля 1924 гг.

Е. А. Пархомова, 2019