ДЮТШ, Отто (Otto Dütsch) (1823–1863)

Кафедра теории музыки
Профессор

ДЮТШ (Dütsch, Дютч), Отто (Otto Johann Anton, Оттон Иванович) (25 мая 1823 или 1825[?], Копенгаген, Дания – 21 апреля 1863, Франкфурт-на-Майне, Германия) — композитор, дирижер, органист и педагог. Профессор (1862). Отец дирижера, композитора, фольклориста и педагога Г. О. Дютша.

Родился в Копенгагене в семье учителя музыки. В детстве обнаружил необыкновенную музыкальность. Окончил Лейпцигскую консерваторию с несколькими медалями по кл. композиции у Ф. Мендельсона-Бартольди и кл. органа у И. Шнейдера (1847).

Дебютировал в Лейпциге и Копенгагене как автор вокальных произведений на духовные тексты. Предпринял путешествие во Францию и Италию (1847).

Посетил Санкт-Петербург, где вошел в музыкальный кружок М. И. Глинки, с которым сохранял дружеские отношения до самой его смерти. Остался жить в России, несмотря на тяжелое материальное положение.

Работал в танцевальном оркестре Павловского музыкального вокзала под управлением И. Гунгля (1847–1848). Благодаря покровительству князя А. И. Барятинского, уехал на Кавказ в качестве военного капельмейстера Кабардинского полка (1848–1851, Минеральные воды). Создал лучший во всем крае не только духовой, но и струнный оркестр.

Вернувшись в Санкт-Петербург, стал дирижером танцевальной музыки и еженедельных симфонических концертов в общественных садах (в частности, на загородных гуляньях в Павловске). Обратил на себя внимание дирекции Императорских театров и был принят на службу в качестве 2-го капельмейстера Санкт-Петербургской Императорской Русской оперной труппы, хормейстера и органиста Императорской Итальянской оперы в Санкт-Петербурге (1852–1863). Концертировал в качестве дирижера и аккомпаниатора (в частности, выступал в концертах с певицей Д. М. Леоновой). Параллельно преподавал теорию музыки и вокал в Театральном училище и вел бесплатный класс хорового пения при Музыкальных классах Русского музыкального общества (1860–1862).

Стал известен как автор популярных романсов (около 70), маршей, танцев, музыки к драматическим спектаклям (в том числе — к пьесе Н. В. Кукольника «Денщик», 1851, и пьесе П. П. Сухонина «Русская свадьба» 1852, где использовал обрядовый русский фольклор).

Написал оперы «Вероника» (1851) и «Кроатка, или соперницы» (1860), ряд оперетт (в том числе — «Узкие башмаки», 1851, «В деревне», 1856 и др.). Автор Концерта для двух фортепиано с оркестром, многочисленных пьес для фортепиано и для виолончели с фортепиано, хоров с оркестром и хоров a cappella, а также других вокальных и камерно-инструментальных произведений. Сочинения Дютша мелодичны, красочны, профессиональны, но не отличаются самобытностью, обнаруживая влияния Ф. Мендельсона, Д. Мейербера и Ф. Листа.

В Консерватории: профессор элементарной теории музыки и сольфеджио (1862–1863).

Весной 1863 поехал для лечения в Германию и вскоре умер во Франкфурте-на-Майне вследствие хронического заболевания легких.

Библиография

Литература: Сариотти М. И. Оттон Иванович Дютш: [некролог] // Музыкальный листок. 1874/75. № 2. С. 17–19. [На с. 20 перечень соч. Дютша]. (Ст. подписана псевд. М. С.); Кюи Ц. Общедоступный русский симфонический концерт // Музыкальное Обозрение. 1885. № 11. С. 81–84. [Дир. Дютш. Критич. отзыв]; Серов А. Н. «Узкие башмаки». Оперетка О. Дютча // Серов А. Н. Критические статьи: [в 4 т.]. Т. 1: [1851–1856]. СПб., 1892. С. 456–457; Финдейзен Н. Ф. Дютши — отец и сын // Русская музыкальная газета. 1896. № 2 (февр.). Стб. 181–190; № 4 (апр.). Стб. 417–424; Кюи Ц. О. И. Дютш // Кюи Ц. Русский романс. СПб., 1896. С. 160–163; О. И. Дютш: [по поводу сорокалетия его смерти] // Ежегодник Императорских Театров. Сезон 1902–1903 гг. Прилож. 3. СПб, 1903; Дютш // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 502–503; Финдейзен Н. Ф. Русская художественная песня (романс): историч. очерк ее развития. СПб., 1905. 79 с. [Кр. свед. о композиторе Дютше, авторе ряда романсов, на с. 43]; Дютш О. И.: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 239; Дютш О. И. // Театральная энциклопедия: [в 5 т.]. Т. 2. М., 1963. Стб. 612. (См. также: URL: http://cult.vslovar.org.ru/2148.html); Гозенпуд А. А. «Кроатка» Дютша, «Наташа, или Волжские разбойники» Вильбоа, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского // Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века, 1857–1872. Л., 1971. С. 43–63; Ямпольский И. М. Дютш // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 355–356. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2843/Дютш; Дютш // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энцикл. словарь-исслед. Т. 10. Кн. 1. СПб., 2009. С. 309–310; Варуль Д. А. Санкт-Петербург и Лейпциг: у истоков отечественного музыкального образования // Musicus. 2013. N 4 (36). С. 3–8 (http://www.conservatory.ru/node/3178). URL: http://www.conservatory.ru/files/Musicus_36_Varul.pdf.

Архивные источники

Автограф письма к А. Г. Рубинштейну (на нем. языке) от 19[?] февр. 1863 года. ГИАЛО. Ф. 408. Оп. 1. Д. 18. Л. 32–33; Списки преподавателей за 1862–1863 г. [О. И. Дютш]. ГИАЛО. Ф. 361. Д. 1. С. 1, 2.

Н. Б. Селиверстова, Л. П. Махова, 2013