ДМИТРЕВСКАЯ (урожд. Шафранова), Клеопатра Николаевна (1911 – после 1972)

Кафедра теории музыки
Доцент

ДМИТРЕВСКАЯ (ошибочно Дмитриевская; урожд. Шафранова), Клеопатра Николаевна (24 мая / 5 июня 1911, г. Сергиев Посад – после 1972) — музыковед-теоретик, педагог. Кандидат искусствоведения (1947). Доцент (1950). Жена Г. А. Дмитревского.

Родилась в семье учителя гимназии. Окончила неполную среднюю школу (1925). Поступила в музыкальный техникум имени В. В. Стасова в Москве (1927–1930), а затем на фортепианное отделение Музыкального техникума им. Гнесиных (1930–1932). Ушла с третьего курса по причине материальных затруднений. Работала музыкальным руководителем в детском саду г. Загорска (1932–1935). Поступила на II курс Московской консерватории (вечернее отделение музыкального воспитания). Перешла на дневное отделение историко-теоретического факультета (1935–1940). В качестве ассистента поступила на кафедру теории Центрального Заочного музыкально-педагогического института (1940–1941).

Во время Великой Отечественной войны эвакуировалась в Саратов вместе с Московской консерваторией (1941–1943). Работала в хоре Украинского Радиокомитета, занималась изучением музыкального фольклора под руководством профессора Н. Я. Брюсовой.

Вернувшись в Москву, окончила с отличием аспирантуру под руководством Л. А. Мазеля (1943–1946). Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Очерки о музыкальном стиле Бородина» (1947).

В Московской консерватории: ассистент на кафедре теории музыки (1943–1944). Вела курсы гармонии на фортепианном факультете, сольфеджио для студентов дирижерско-хорового факультета и вокалистов, практические занятия по анализу музыкальных форм на теоретико-композиторском факультете.

Преподавала теоретические дисциплины в Музыкальном училище им. Гнесиных (1944–1946). Была командирована Министерством культуры СССР в Китай, где занимала должность советника в Шанхайской консерватории (1946). Читала там курс методики преподавания сольфеджио, руководила составлением программ по теории музыки и сольфеджио, принимала участие в организации студенческого научного общества, выступала с докладами перед профессорско-преподавательским составом.

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1947), старший преподаватель (1948), и. о. доцента (1949), доцент (1950–1972) кафедры теории музыки. Вела теоретические предметы на теоретико-композиторском, дирижерско-хоровом и вокальном факультетах.

В течение ряда лет возглавляла Студенческое научно-творческое объединение (СНО). Была членом редакции газеты «Музыкальные кадры», где публиковала свои статьи по вопросам музыкознания и исполнительства. Обладала широким кругом музыкальных интересов. Глубоко исследовала вопросы специфики хоровой литературы. Работала над докторской диссертацией «Советская хоровая музыка a cappella» (не опубликована). Создала ряд учебно-методических пособий. Среди них — программы курсов гармонии и сольфеджио, сборник задач по гармонии для вокальных факультетов консерваторий, а также — пособие по хоровой полифонии, четырехголосному гармоническому сольфеджио, анализу хоровых произведений от хоров из ораторий Г. Ф. Генделя до хоровых циклов В. Н. Салманова, М. В. Коваля, В. Я. Шебалина и других современников.

В 1972 вышла на пенсию.

Библиография

Сочинения: «Емельян Пугачев»: оратория М. В. Коваля // Вестник Ленинградской консерватории. 1952. № 1. С. 218–253; Программа курсов гармонии и сольфеджио для дирижерско-хоровых отделений консерваторий. М., 1956. 44 с.; Сборник задач по гармонии: для музыкальных училищ, вокальных факультетов консерваторий. М., 1956. 63 с.; Георгий Александрович Дмитревский: очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1959. 56 с.; О хоровых произведениях, посвященных В. И. Ленину // Ленин и музыкальная культура. М., 1970. С. 76–93; Массовая песня А. Давиденко // Вопросы современной музыки. Л., 1963. С. 5–15; Анализ хоровых произведений: учебное пособие для студентов высших музыкальных учебных заведений и институтов культуры. М., 1965. 172 с.; Хоры а капелла В. Шебалина в свете традиций русской хоровой классики // Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971. С. 88–121; Виктор Калинников // Хоровое искусство. Вып. 2. Л., 1971. С. 53–67; Русская советская хоровая музыка. Вып. 1. М., 1974. 128 с.; Хоры а капелла Мариана Коваля // Хоровое искусство. Вып. 3. М., 1977. С. 9–142; Русская хоровая культура начала XX века // Прошлое и настоящее русской хоровой культуры: материалы всероссийской научно-практической конференции, Ленинград, 18–24 мая 1981 г. / Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи». М., 1984. С. 146–148; Хоровые циклы a cappella В. Салманова // Национальные традиции русского хорового искусства: сборник науч. трудов. Л., 1988. С. 58¬71; Георгий Александрович Дмитревский: очерк жизни и творческой деятельности // Г. А. Дмитревский: дирижер, ученый, педагог в воспоминаниях и документах. СПб., 2000. С. 86–108.

Литература: Васильев В. А. Педагог, воспитатель, ученый [К. Н. Дмитревская] // Профессиональная подготовка руководителя самодеятельного коллектива: сборник научных трудов. Т. 124. Л., 1988. С. 138–144; Тихонова И. Е. Мой дорогой учитель — Клеопатра Николаевна Дмитревская // Наши Учителя: сборник воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербургской) консерватории. СПб., 2006. С. 53–63; Дмитревская, Клеопатра Николаевна // Академик. Большая биографическая энциклопедия. 2000–2019. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/21014/Дмитревская.

Архивные источники

Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава по кафедре теории музыки. [Дмитриевская К. Н.] // Архив СПбГК. Ученый совет от 22.04.1958. Д. 883. С. 49–61. Примечание: на должность доцента курса гармонии и сольфеджио по кафедре теории музыки; Личное дело К. Н. Дмитревской // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и служащих за 1972. Д. 141. С. 68–92; Личная карточка К. Н. Дмитревской // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1972. Д. 1882. Л. 135–138.

Н. Б. Селиверстова, 2018