ЦЫБИН, Владимир Николаевич (1877–1949)

Кафедра деревянных духовых инструментов
Профессор

ЦЫБИН, Владимир Николаевич (11/23 июля 1877, Иваново-Вознесенск Московской губ. – 31 мая 1949, Москва, Введенское кладб.) — флейтист, педагог, композитор, дирижер. Заслуженный артист РСФСР (1925). Профессор 2-й степени (1917). Жена — певица Е. Т. Цыбина. Сын — ученый и авиаконструктор П. В. Цыбин.

Родился в семье скрипача и дирижера Николая Михайловича Цыбина. С середины 1880-х семья жила в Москве. После смерти отца (1886) Цыбин поступил на обучение в 12 гренадерский Астраханский полк, где начал играть на флейте, получил первый опыт капельмейстерской работы и создания оркестровых аранжировок.

В 1889 поступил в Московскую консерваторию в кл. В. В. Крейчмана. С этого же времени начал работать в различных оркестрах. В 1895 отчислился из консерватории из-за невозможности совмещать работу и учебу.

В 1896–1907 служил третьим флейтистом в оперном оркестре московского Большого театра, коллектив которого принимал активное участие в концертах Императорского Русского музыкального общества, Московской филармонии, гастролировал в летние сезоны. В 1907 прошел по конкурсу на место первого флейтиста в Мариинский театр и переехал в Санкт-Петербург. В составе оркестра участвовал в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже (1909). Игра Цыбина отличалась красотой тона, виртуозной техникой, богатством тембровых оттенков.

В 1909 поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на отд. теории композиции и дирижирования. Среди педагогов — А. К. Лядов (практическое сочинение), В. П. Калафати (гармония), М. О. Штейнберг (оркестровка). Был соучеником С. С. Прокофьева в кл. дирижирования Н. Н. Черепнина.

Окончил Консерваторию с дипломом по двум специальностям (1914). Дипломным сочинением Цыбин по кл. композиции стала Симфония ми мажор, 1 часть которой была исполнена под управлением автора на публичном выпускном акте (11.05.1914, Театральный зал Консерватории).

В Санкт-Петербургской консерватории: старший преподаватель кл. игры на флейте (1914), профессор (1917–1920). Среди учеников — Г. Я. Мадатов (преподаватель Музыкально-педагогического института имени Гнесиных), Н. А. Солнышков (преподаватель Петрозаводской консерватории), Л. М. Шлеймович (профессор Казанской консерватории), Б. В. Тризно.

Работал дирижером Мариинского театра (1917–1919), руководил балетными спектаклями. Выступал с оркестрами различных городов России.

В 1920 вернулся в Москву. Совместно с женой создал в г. Пушкино Московской области Музыкально-художественную трудовую колонию имени А. В. Луначарского для музыкального воспитания сирот и беспризорных детей (существовала в 1921–1930-е годы). Организовал обучение воспитанников на различных инструментах, руководил хором учащихся, затем симфоническим оркестром. В школе получили образование флейтист А. А. Баранников, фаготист В. А. Малиновский, скрипач В. П. Ефремов, актер и режиссер А. Д. Покорский (Борейша).

Вторично поступил на службу в московский Большой театр (солист-флейтист, 1921–1929). 
С 1923 – профессор Московской консерватории. Вел кл. флейты и оркестровый кл. на Едином художественном Рабфаке (1927). 
С 1930-х полностью посвятил себя педагогической деятельности — преподавал в Высшем училище военных капельмейстеров Красной Армии (с 1944), возглавлял кл. флейты в Музыкальном училище при Московской консерватории.

Стал виднейшим педагогом отечественной школы игры на флейте. Изложил свои методические принципы в работе «Основы техники игры на флейте» (1940). В числе лучших учеников Цыбина в Москве: профессор Московской консерватории Н. И. Платонов и Ю. Г. Ягудин, народный артист РСФСР А. В. Корнеев, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР Р. Г. Миронович, преподаватель Ленинградской консерватории П. Я. Федотов.

В 1930–1940-е создал основной массив музыкального наследия, большую часть которого составляют произведения для флейты различного уровня трудности. Лучшие сочинения Цыбина для флейты признаны образцом виртуозного флейтового стиля.

Среди сочинений крупных форм перу Цыбина принадлежат: опера-балет «Фленго» по В. Гюго (поставлена в филиале Большого театра, 1927), опера-сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» по А. С. Пушкину, кантата «Первое мая», симфоническая поэма «Памяти героев Великой Отечественной войны», концерт для арфы со струнным оркестром, концерты для кларнета, гобоя, валторны, трубы, ксилофона.

Нотография

Сочинения: Etude concertante «Safronoff» pour la flute avec accomp. de piano: [№3 ] / pas W. Czybin. Berlin; Leipzig; Riga, [s. a.] 1 part. (7 s.); Концертное аллегро № 2 (Аs-dur) для фл. и фп. М.; Л., 1947. 2 парт. (13, 26 с.) Прим.: переизд. М., 2009. 1 парт. (26 с.); Тарантелла для фл. и фп. М.; Л., 1947. 2 парт. (18, 7 с.) Прим.: переизд. М., 1968. 2 парт. (18, 7 с.); 10 концертных этюдов для фл. и фп. М.; Л., 1948; Концертное аллегро № 3 (fis-moll): для фл. и фп. М.; Л., 1949. 2 парт. (8, 24 с.) Прим.: переизд. М., 2012. 1 парт. (23 с.); Концертное аллегро № 1 (ля-мин.) для фл. и фп. М.; Л., 1950. 2 парт. (9, 24 с.); Концерт для гобоя с фп. Ч. 1. М.; Л., 1951. 1 т.; Концерт для трубы и фп. М., 1953. 2 парт. (26, 7 с.); Анданте для фл. и фп. / ред. парт. фп. Г. Киркора. М., 1955. 2 парт. (13, 4 с.); Концертные этюды: для фл. и фп. Тетр. 1: (№1–3). М., 1956. 2 парт. (24, 11 с.); Концертные этюды: для фл. и фп. Тетр. 2: (№4–6). М., 1956. 2 парт. (19, 7 с.); Концертные этюды: для фл. и фп. Тетр. 3: (№7–10). М., 1958. 2 парт. (26, 9 с.); Анданте / ред. партии фп. Г. Киркора; Концерт №1 для флейты с орк.: клавир. М., 1982. 2 парт. (31, 12 с.); Тарантелла: для фл. и фп. / ред. И. Януса, А. Вавилиной; текстолог. ред. А. Шатского. М., 2004. 32 с.; Концерт для гобоя A-dur. Ч. 1–3. [Б. м.] 2 т. (27, 12 с.).

Переложения и оркестровки: Лист Ф. Венгерская рапсодия № 2: для духового оркестра / инструм. Е. Вилковир и В. Цыбин. Партитура. М., 1935. 86 с.; Оффенбах Ж. Баркарола из оперы «Сказки Гофмана» для духового оркестра / инструм. В. Цыбин. М., 1935. 20 с.; Глазунов А. К. Раймонда: балет: вступление и три вариации: перелож. для фл. и фп. М., 1946. 2 парт. (12, 4 с.) Прим.: см. также изд. М.; Л., 1950. 2 парт. (13, 4 с.); Глинка М. И. Иван Сусанин: опера: вальс: перелож. для фл. и фп. М., 1946. 2 парт. (11, 2 с.); Чайковский П. И. Времена года: На тройке: соч. 37bis, № 11: перелож. для фл. и фп. В. Цыбина. М., 1946. 2 парт. (8, 4 с.); Чайковский П. И. Вальс-безделушка: для фл. с фп. М., 1946. 2 парт. (10, 3 с.); Чайковский П. И. Немного Шопена: oр. 72 (№ 15): перелож. для фл. и фп. М., 1946. 2 парт. (7, 2 с.); Чайковский П. И. Времена года: Баркарола: соч. 37bis, № 6: перелож. для фл. и фп. В. Цыбина. М., 1946. 2 парт. (11, 2 с.) Прим.: см. также изд. М.; Л., 1950. 2 парт. (11, 2 с.); Чайковский П. И. Евгений Онегин: опера: Вальс: для фл. и фп. М., 1946. 2 парт. (20, 8 с.); Чайковский П. И. Песня без слов: oр. 2 (№ 3): перелож. для фл. и фп. М., 1946. 2 парт. (8, 2 с.) Прим.: см. также в нотах: Пьесы русских композиторов. М., 1983. С. 27–32; Мусоргский М. П. Хованщина: Пляска персидок: для фл. и фп. М., 1947. 2 парт. (16, 4 с.); Римский-Корсаков Н. А. Садко: опера: фрагменты: перелож. для фл. и фп. М., 1947. 2 парт. (31, 11 с.); Глинка М. И. Иван Сусанин: опера: вальс: перелож. для фл. и фп. // Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин» / Глинка М. Немного Шопена / Чайковский П. для фл. и фп. М., 1957. 2 парт. (15, 5 с.).

Методическое пособие: Основы техники игры на флейте: для фл. с фп. Ч. 1. М.; Л., 1940. 2 парт. (248, 66 с.).

Библиография

Литература: Приложение к отчету Петроградского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1913/1914 год. Пг., 1915. 58 с.; Юбилей профессора В. Н. Цыбина // Музыка. 1937. № 10. С. 8. Прим.: ст. подписана псевдонимом [Л. Н.]; Платонов Н. Цыбин В. Н. 10 концертных этюдов для фл.: [рецензия на издание 1948 г.] // Советская музыка. 1948. № 10 С. 98–99; Налбандян Э. В. Н. Цыбин. Концертное аллегро №1 (ля-мин.) для фл. и фп.: [рецензия] // Советская музыка. 1951. № 5. С. 122–123; Покорский А. Цыбины: (На службе детской радости) // Советская музыка. 1971. № 5. С. 152–154; Баранцев А. П. Заслуженный деятель искусств РСФСР профессор В. И. Цыбин // Баранцев А. П. Мастера игры на флейте: профессора Петербургской – Ленинградской консерватории (1862–1985). Петрозаводск, 1990. С. 31–35; Шамеева Н. Х. Концерты периода [19]30–[19]60-х годов // Шамеева Н. Х. История развития отечественной музыки для арфы (XX век). М., 1994. С. 41–42; Березин В. В. Цыбин В. Н.: [биогр. и библиогр. список] // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866–2006: биогр. энцикл. словарь. М., 2007. С. 583; Абанович А. С. Владимир Цыбин – «русский Таффанель» // Музыкальная академия. 2009. № 4. С. 71–76; Абанович А. С. Младшие дирижеры // Музыкальная жизнь. 2010. № 2 (1088). С. 49–51.

Архивные источники

Протокол Худ. совета [Петроградской конс.], 16.9.1914. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 599. Л. 13. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Протокол Художественного совета [Петроградской конс.], 10.10.1917. ГАОРСС ЛО. Ф. 7442. Оп. 1. Д. 3. Л. 71. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).

А. Н. Цветкова, 2014