БОЯРЧИКОВ, Николай Николаевич (1935–2020)

Кафедра режиссуры балета
Заведующий кафедрой

БОЯРЧИКОВ, Николай Николаевич (27 сентября 1935, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 22 марта 2020, Санкт-Петербург) — артист балета, балетмейстер-постановщик. Профессор (2003). Заслуженный деятель искусств (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1977). Народный артист РСФСР (1985).

Родился в семье балетной артистки и авиатора. Потерял отца в годы блокады Ленинграда. Первые уроки танца получил в эвакуации в Нижней Курье (1942–1944).

Окончил Ленинградское государственное хореографическое училище имени А. Я. Вагановой под руководством Б. В. Шаврова (1945–1954). Характерному танцу учился А. И. Бочарова, И. Д. Бельского, Б. М. Брускина. Классическому танцу — у Л. С. Петрова.

В младших классах участвовал в детских сценах спектаклей Государственного академического театра оперы или балета имени С. М. Кирова — в балетах «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот», «Золушка». В старших классах стажировался в Ленинградском гос. академическом Малом театре оперы и балета (МАЛЕГОТ), участвуя в мужских кордебалетных танцах в балетах «Алдар Косе» А. Меирбекова и «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева.

Был распределен в качестве солиста балета в МАЛЕГОТ (1954). Призван на службу в Советскую армию, где был исполнителем сольных и ансамблевых композиций в ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа, а также пробовал себя как балетмейстер (1954–1957). Освоил хореографическую лексику фольклорных танцев разных народов, ставил солдатские пляски, национальные коллажи, молодежные балетные сюиты. За годы воинской службы поставил танцы в спектакле «Свадьба в Малиновке» для коллектива самодеятельности театра оперетты в ДК имени Первой пятилетки.

Вернувшись в МАЛЕГОТ, участвовал в разнообразном репертуаре. Танцевал в классических балетах: Ротбарт в «Лебедином озере» П. И. Чайковского, Конрад в «Корсаре» и других.

Обратил на себя внимание в «Болеро» на музыку М. Равеля, где исполнил партию Белого солиста (1960, хореография Г. И. Давиташвили).

Был первым исполнителем партий Бриаксиса (1960, «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля, балетмейстер Г. Давиташвили), Солиста (1961, балет «Тема с вариациями» на музыку П. И.Чайковского, балетмейстер Р. Гербек), Цезаря (1968, балет «Антоний и Клеопатра» на музыку Э. Л. Лазарева, балетмейстер И. А. Чернышев), Дроссельмейера (1969, «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке И. Д. Бельского) и других.

Заявил о себе как характерный танцовщик. Выступал в ведущих партиях современных балетов: Хулиган (балет Д. Д. Шостаковича «Барышня и Хулиган», хореография К. Ф. Боярского), Вадим (балет А. Б. Караманова «Сильнее любви», хореография В. А. Варковицкого), Берсенев (балет И. И. Шварца «Накануне», хореография К. Ф. Боярского), Иван-Царевич (балет И. Ф. Стравинского «Жар-Птица»), Старейший-Мудрейший, Арап и Фокусник в балетах Стравинского «Весна священная», «Петрушка» (всего 17 партий ведущего репертуара).

Среди острохарактерных партий — Старик Хоттабыч (одноименный балет на музыку А. С. Зацепина), Марцеллина (балет «Тщетная предосторожность», музыка Л. Герольда), Доктор Айболит (одноименный балет И. В. Морозова) и другие.

Поступил в Консерваторию на балетмейстерский факультет в класс Ф. В. Лопухова и П. А. Гусева (1962–1967).

В Ленинградском гос. академическом Малом театре оперы и балета (МАЛЕГОТ): артист балета (1957–1962[?]); осуществил более десяти постановок (1957–1972), в том числе иронический балет В. Е. Баснера «Три мушкетера» (1964), балеты «Деревянный принц» Б. Бартока (дипломная работа, 1966) и «Чудесный мандарин», «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, балет «Круг ада» Л. А. Пригожина, балет «Царь Борис» на музыку Н. А. Мартынова и другие.

Поставил драматический балет «Три карты» на музыку С. С. Прокофьева (оркестровка Н. А. Мартынова) в труппе Камерного балета под руководством П. А. Гусева (1968).

Был приглашен в качестве солиста Пермского государственного театра оперы и балета имени П. И. Чайковского (1971–1974), а затем стал главным балетмейстером этого театра (1974–1977).

После ряда талантливых постановок («Ромео и Джульетта» и «Царь Борис» на музыку С. С. Прокофьева, «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Слуга двух господ» на музыку М. И. Чулаки, «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина и других) Боярчиков выдвинулся в ряд самых видных балетмейстеров страны.

В Ленинградском Малом театре оперы и балета (с 1990 — Малый театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского, с 2001 — Михайловский театр): главный балетмейстер (1977–1990), художественный руководитель балета (1990–2007).

Гастролировал с театром в Польше, Новой Зеландии, Австралии, Израиле, Тукрции, Чехословакии, ГДР, ФРГ, Италии, Латинской Америке, Центральной Америке, Австрии, Голландии, Болгарии, Японии. Среди новаторских спектаклей, которые он поставил в этот период в сотрудничестве с современными композиторами — мифологический балет «Геракл» на музыку Н. А. Мартынова, «Разбойники» на музыку М. А. Минкова (по трагедии Ф. Шиллера), шекспировский «Макбет» на музыку Ш. Э. Каллоша, эксцентричный балет «Женитьба» по Н. В. Гоголю на музыку А. Б. Журбина, эпопея «Тихий Дон» на музыку Л. П. Клиничева, символистский «Петербург» по роману А. Белого на музыку С. П. Баневича, философский «Фауст» по второй части произведения И. Гёте на музыку Ш. Э. Каллоша, карнавальный «Корабль дураков» на греческую фольклорную музыку, экзотический балет «Принцесса Луны» (музыка Каллоша) и другие.

Написал ряд сценариев к своим балетам: «Пиковая Дама», «Царь Борис», «Геракл», «Разбойники», «Макбет», «Фауст», «Принцесса луны», «Петербургские сновидения», «Сказание о Йусуфе». Сделал редакции ряда классических балетов и осуществил художественное руководство их возобновлением: «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1980, хореография М. И. Петипа и Л. И. Иванова), «Эсмеральда» Ц. Пуни (1981, хореография Ж. Перро, М. И. Петипа и А. Я. Вагановой), «Корсар» А. Адана (1993, хореография М. И. Петипа в редакции П. А. Гусева), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1995, хореография М. Петипа, редакция Ф. В. Лопухова, К. М. Сергеева, П. А. Гусева), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1996, постановка А. А. Горского с использованием хореографии Н. А. Анисимовой, И. Д. Бельского и Р. И. Гербека), «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (1990), «Баядерка» Л. Минкуса (2001, хореография М. И. Петипа, В. М. Чебукиани, Н. А. Зубковского и К. М. Сергеева).

Принимал участие в международных фестивалях, в работе жюри Всесоюзных конкурсов балетмейстеров и артистов балета.

Был хореографом в драматических спектаклях «Римская комедия» (Большой драматический театр, 1965), «Бал воров» (Ленинградский областной театр драмы и комедии, 1970).

Автор танцев в художественном кинофильме «Зеленая карета» (1969), в телесериале «Волшебник Изумрудного города» (1970). Постановщик танцев в опере Д. Б. Кабалевского «Кола Брюньон» (1970) и опере А. П. Петрова «Сказка о попе и его работнике Балде» (МАЛЕГОТ, 1980). Создатель хореографии в моноспектакле «Балаган» (1970) и спектакле «Детский альбом» (Детский музыкальный театр «Зазеркалье», 1989) и других. Сотрудничал с театром «Мюзик-холл» и Театром эстрады.

Внес огромный вклад в развитие формы сюжетного спектакля, сочетая принципы хореографического симфонизма с сюжетной драматургией.

В Консерватории: преподаватель кафедры балетмейстеров (1978), и. о. доцента (1982), доцент (1984), и. о. профессора (1995), профессор (2003–2015) кафедры режиссуры балета; заведующий кафедры режиссуры балета (2001–2008).

Обладая широкой эрудицией и профессионализмом, вел методическую работу по изучению и реставрации образцов классической балетной драматургии. Читал курсы «Искусство хореографа», «Драматургия балета», «История развития хореографии. Вел практические занятия «Сценография хореографического искусства», «Музыкальная структура и хореография». Руководил дипломными спектаклями студентов. Автор собственной методики на основе учения Ф. В. Лопухова.

В числе известных балетмейстеров-выпускников класса Боярчикова — Г. А. Ковтун, В. Н. Салимбаев, М. А. Большакова, Г. Судаков, О. Лиховская и другие.

С 2015 года преподавал в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Библиография

Литература: Дудина М. Памяти Н. Н. Боярчикова // Musicus. 2020. № 2(62). С. 60–62; Нам — 60! К юбилею кафедры режиссуры балета // Musicus. 2022. № 2(70). С. 19–37.

Н. Б. Селиверстова, 2022