БОГОЛЮБОВА (Ельчева-Боголюбова), Надежда Христофоровна (1898–1981)

Кафедра теории музыки
Преподаватель

БОГОЛЮБОВА (Ельчева-Боголюбова), Надежда Христофоровна (1/13 июня 1898, с. Венев монастырь Тульской губернии Российской империи — 8 января 1981, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианистка, композитор, теоретик, педагог. Ветеран-участник Великой Отечественной войны. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946); почетными грамотами: «За достигнутые успехи в подготовке и воспитании кадров молодых музыкантов» (1947), «За развитие науки и культуры» (1957).

Окончила классическую гимназию Н. П. Хвостовой. Училась по классу фортепиано в Музыкальном училище имени Гнесиных (окончила в 1917, класс Е. Ф. Савиной-Гнесиной). Выступала с концертами в Москве как пианистка-солистка и аккомпаниатор певицы Ю. И. Успенской (солистки Большого театра). Начала свою педагогическую деятельность в Московской 1-й музыкальной артели при Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения, 1919).

Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера (1917–1922) и Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга (1923–1928). Дипломная работа — симфония, записанная и исполненная симфоническим оркестром под управлением дирижера И. М. Альтермана на радио (1928).

Владела огромным фортепианным и вокальным репертуаром. Гастролировала по Рязанской области со своим мужем, певцом М. Д. Ельчевым. Выступала с певцом П. А. Таякиным, в фортепианном ансамбле с И. А. Остроградской, А. М. Ступелем (зал Общества друзей камерной музыки, 1930-е).

Преподавала на Музыкальных курсах для взрослых Красногвардейского района Ленинграда (1930-е). Среди композиторских сочинений того времени — симфоническая поэма «Анчар» (партитура, авторское переложение в 4 руки).

В период блокады оставалась в осажденном Ленинграде, участвуя в оборонных работах. Преподавала теоретические предметы в 1-м Музыкальном училище имени М. П. Мусоргского (1941–1943), Музыкальном училище при Ленинградской консерватории (1943–1945). Создала во время блокады оперу «Ундина» (на собственное либретто по старинной повести В. А. Жуковского).

В Ленинградской консерватории: преподаватель теоретических дисциплин (1943–1945).

После Великой Отечественной войны вела теоретические предметы и камерный ансамбль в Детской музыкальной школе Калининского района (1945–1960). Выйдя на пенсию (1960), продолжила разработку методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

Активно участвовала в деятельности методического объединения педагогов Ленинграда (1960–1981). Создала ряд методических трудов по теории музыки для педагогов и учащихся детских музыкальных школ, среди которых центральными являются работа «Тайны музыкального мира: практика самостоятельного освоения теории музыки», а также «Воспитание ладогармонического слуха на основе русской народной песни».

Автор многочисленных обработок русских народных песен для фортепианного ансамбля. Среди сочинений — 5 романсов на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано и другие камерно-вокальные, а также инструментальные произведения.

Библиография

Сочинения: Музыкальная грамота: книжка для детей. Л., 1952. 126 с. (В соавторстве с Барабошкиной А. В.); Музыкальная грамота: первая книжка для детей. Изд. 2-е. Л., 1954. 127 с. (В соавторстве с Барабошкиной А. В.). (3-е изд. Л., 1956. 125 с.; 4-е изд. Л., 1961. 125 с.; М.; Л., 1966. 124 с.); Музыкальная грамота: вторая книжка для детей. Л., 1956. 152 с. (В соавторстве с Барабошкиной А. В.). (2-е изд. Л., 1963. 152 с.); Творческие упражнения как средство активизации слухового внимания: методическая разработка для ДМШ // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся: сборник. Л., 1959. С. 16–26; Творческие упражнения как средство активизации слухового внимания: методическая разработка для ДМШ. М., 1969. 17 с.; Музыкальная грамота для детей: с краткими методическими указаниями: в 2 кн. Кн. 1. Л., 1972. 103 с. (В соавторстве с Барабошкиной А. В.); Музыкальная грамота для детей: с краткими методическими указаниями: в 2 кн. Кн. 2. Л., 1973. 144 с. (В соавторстве с Барабошкиной А. В.); Музыкальная литература для музыкальных школ. 1 год обучения / [авт. Боголюбова Н. Х. и др.]. Л., 1974; Воспитание ладогармонического слуха на основе русской народной песни: методическое пособие для педагогов ДМШ. Л., 1976. 99 с.; Тайны музыкального мира: практика самостоятельного освоения теории музыки. СПб., 1997. 96 с.

Нотография

Хрестоматия по музыкальной грамоте. Л., 1958. 157 с. (В соавторстве с Барабошкиной А. В.); Двухголосное сольфеджио: для учащихся 2–7 классов ДМШ / сост. Н. Х. Боголюбова и др. М., 1964. 144 с.; 60 русских народных песен в двух и трехголосной обработке: пособие для пения с листа. М., 1975. 71 с.; 5 романсов на стихи М. Лермонтова для голоса и фортепиано. Л., 1991. 30 с.; 16 русских народных песен: обработка для фортепиано в 4 руки. СПб., 1998; Пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано: для средних и старших классов ДМШ и ДШИ. СПб., 2012. 14 с.

Н. Б. Селиверстова, 2012