БЕРТЕНСОН, Николай Васильевич (1899–1960)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Доцент

БЕРТЕНСОН, Николай Васильевич (9/21 декабря 1899, Санкт-Петербург – 26 февраля 1960, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианист, исследователь, педагог. Кандидат искусствоведения (1947). Доцент (1949). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1953), медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).

Обучался в Петербургской Ларинской гимназии (4 класса, 1909–1914). Окончил Первый кадетский корпус (Петроград, 1914–1917). Учился на юридическом факультете Петроградского университета (2 курса, 1917–1919). Окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано у О. К. Калантаровой (1917–1925; в период 1918–1920, числясь студентом консерватории, в действительности не обучался).

Работал педагогом в Государственном техникуме музыкального просвещения (Техникуме консерватории, 1925–1931). Заведующий музыкальной частью ленинградского ТРАМа (Театра рабочей молодежи).

В Консерватории: преподаватель (1928 или 1929–1945), доцент (1945–1960, утверждено в 1949) кафедры общего курса фортепиано. Член Художественного совета консерватории (начало 1950-х). Преподавал на военно-морском и вокальном факультетах, работал с аспирантами оркестрового факультета. Участвовал в работе кафедры органа (с 1938). В период с сентября 1941 по февраль 1942 находился в блокадном Ленинграде, не прекращая педагогическую работу.

Под влиянием Б. В. Асафьева с 1925 посещал его музыковедческий семинар, начал исследовательскую работу в области истории и теории игры на клавишных инструментах. Прочел ряд докладов, в том числе о Ф. Куперене и клавесинной игре, об испанских клавирных школах XVI века (Х. Бермудо и Т. Санта Мария), написал статью «Об элементах ораторского искусства в музыке И. С. Баха». Сделал переводы книги К. Ф. Э. Баха «Опыт изложения подлинного искусства игры на клавире» и двух глав книги И. Маттезона «Совершенный капельмейстер» (хранятся в Отделе иностранной литературы Научной музыкальной библиотеки СПбГК), а также книг «Искусство игры на клавесине» Ф. Куперена и «Основы метода Лешетицкого» М. Брей (утрачены). Защитил кандидатскую диссертацию: «Ф. О. Лешетицкий, его художественный облик и роль в создании русской пианистической культуры» (1947). Докторская диссертация «Анна Николаевна Есипова» вышла из печати в виде очерка жизни и деятельности (1960), но не была защищена. Эту работу подверг резкой критике Г. М. Коган, обвинив Бертенсона в дипломатической осторожности «в отношении слабых сторон есиповского искусства» (черты салонности в манере игры и в выборе репертуара), в необъективности освещения истоков этих недостатков. В личном фонде Н В. Бертенсона (ЦГАЛИ СПб) хранятся: кандидатская диссертация, статьи, доклады, воспоминания о С. О. Давыдовой, М. И. Бриан и других.

Библиография

Основные литературные сочинения: А. Н. Есипова: (к 100-летию со дня рождения) // Советская музыка. 1951. № 3. С. 82–84; Интересная встреча: (в студенческом научном обществе): [рецензия на урок-лекцию Г. Г. Нейгауза] // Музыкальные кадры. 1952. № 2. С. 4; Концертный сезон в Малом зале // Музыкальные кадры. 1952. № 7. С. 4; Славный юбилей // Советская музыка. 1956. № 7. С. 108; Анна Николаевна Есипова: очерк жизни и деятельности. Л., 1960. 151 с.

Переводы: Бах К. Ф. Э. Опыт изложения подлинного искусства игры на клавире / Ленинградская государственная консерватория; перевод Н. В. Бертенсона; редакция Л. М. Кутателидзе. Л., 1934. 143 с. Машинопись. Отдел иностранной литературы НМБ СПбГК; Маттесон И. Совершенный капельмейстер / Ленинградская государственная консерватория; перевод Н. В. Бертенсона и Я. С. Друскина; Л., 1940. 137 с. Машинопись. Отдел иностранной литературы НМБ СПбГК.

Основная литература: Коган Г. М. По поводу новой книги о Есиповой // Советская музыка. 1960. № 9. С. 189–191: [рецензия на книгу: Бертенсон Н. В. Анна Николаевна Есипова: очерк жизни и деятельности. Л., 1960. 151 с.]; Бертенсон Николай Васильевич // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 225. (Краткий словарь педагогов); Бертенсон Николай Васильевич // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 95.

Иконография

Бертенсон, Николай Васильевич (1899–1960). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личная карточка Н. В. Бертенсона // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1960. Д. 1020. Л. 39–41; Личное дело Н. В. Бертенсона // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1960. Д. 25. Л. 61–90; Личный фонд Н. В. Бертенсона // ЦГАЛИ СПб. Ф. 190 (4034). 56 ед. хр. 1917–1960 гг.

М. И. Алейников, 2012