БЕЛИНСКИЙ, Александр Аркадьевич (5 апреля 1928, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 2 марта 2014, Санкт-Петербург) — режиссер, актер, писатель, сценарист, педагог. Лауреат Госпремии РСФСР имени Братьев Васильевых (1984). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Член Академии Российского телевидения (1996). Народный артист РФ (1999). Профессор (2005). Удостоен Ордена «Знак почета» (2008). Лауреат премии «Золотой софит» (2008) за возрождение жанра оперетты. Лауреат премии «Золотое перо – 2012» в номинации «За вклад в развитие журналистики».
Окончил режиссерский факультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского с дипломом режиссера драматического театра под руководством Б. В. Зона (1945–1950).
Сотрудничал с Ленинградским театром эстрады и миниатюр под руководством А. И. Райкина, выступив в качестве сорежиссера спектакля «Любовь и коварство» (1949). Самостоятельно поставил в этом театре три спектакля: «Как в аптеке», «Белые ночи», «Плюс и минус» (1950).
Работал режиссером в театре Северного Флота (1950–1951, Мурманск), режиссером-постановщиком в Ленинградском государственном цирке (1951–1952). Ставил спектакли в русских драматических театрах Вильнюса (пьеса «На бойком месте» А. Н. Островского, 1952), Клайпеды (пьеса «Раки» С. В. Михалкова, 1953).
В течение 10 лет был режиссером в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола (1953–1962). В этот период поставил все пьесы В. С. Розова, пьесу К. К. Крапивы «Кто смеется последним» и другие.
В качестве режиссера перешел на Ленинградскую студию телевидения (1962–1985). Является создателем нового жанра фильма-балета: «Галатея» (1977), «Старое танго» (1979), «Анюта» (1982). «Чаплиниана» (1987), «Женитьба Бальзаминова» (1989)
Снял 132 телефильма и телеспектакля, среди них — «Кюхля» (1963), «Чайка» (1964), «Понедельник начинается в субботу (1965), «Нос» (1965), «Двенадцать стульев» (1966), «Домик» (1967), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1967), «Записки сумасшедшего» (1968), «Мертвые души» (1968), «Последние дни» (1968), «Бешеные деньги» (1968), «Педагогическая поэма» (1969), «До востребования» (1970), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Трактирщица» (1975), «Как важно быть серьезным» (1976), «Старые друзья» (1976), «Театральные истории» (1976), «Встречи» (1977), «Ограбление в полночь» (1978), «Незнакомка» (1979), «Продавец птиц» (1979), «Цезарь и Клеопатра» (1979), «Альманах сатиры и юмора» (1980), «Жиголо и Жиголетта» (1980), «Два голоса» (1981), «Пятый десяток» (1982), «Графоман» (1983), «Карамболина-карамболетте» (1983), «Понедельник — день тяжелый» (1983), «Дом у дороги» (1984), «Голубые города» (1985), «Перикола» (1984), «Марица» (1985), «Последняя тарантелла» (1992), «Провинциальный бенефис» (1992), «Классная дама» (1995), «Полубог» (1995) и другие.
Сотрудничал с выдающимися артистами балета Е. С. Максимовой, В. В. Васильевым, И. А. Колпаковой и другими, а также с такими драматическими актерами, как О. В. Басилашвили, А. Б. Фрейндлих, Н. Н. Трофимов, В. И. Стржельчик, М. С. Боярский.
Ко многим своим фильмам написал сценарии и либретто.
Работал на студии Ленфильм (1985–1988). Стал главным режиссером Ленинградского Большого театра кукол (1988–1991).
В Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова: доцент каф. режиссуры (1992/1993).
В Театре Музыкальной комедии: главный режиссер и художественный руководитель (1995–2002). Поставил оперетты «Королева чардаша» (1992), «Мистер Икс» (1994), «Баядера» (1997) И. Кальмана; «Продавец птиц» К. Целлера (1994) и другие.
Стал режиссером ряда выпусков «Голубого огонька» и «Кабачка 13 стульев». С 1999 на телеканале «Культура» вел передачу о театре «Рассказы старого сплетника». Автор и ведущий культурно-просветительских передач «Между прошлым и будущим», посвященных выдающимся театральным актерам. Автор идеи цикла передач «Монолог. Линия жизни», «Таланты и поклонники».
За 58 лет режиссерской деятельности в общей сложности осуществил постановки около 200 спектаклей для кино и телевидения. Ставил спектакли на сценах Государственного академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской, Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр), Театра комедии имени Н. П. Акимова, Малого театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского (Михайловский театр), а также московских академических театров имени В. В. Маяковского, имени Е. Б. Вахтангова, имени А. С. Пушкина, в Большом театре и других.
Автор популярных книг «Записки старого сплетника», «Театральные легенды», «Старое танго» (заметки телевизионного практика), «Красотки кабаре» и других.
В Консерватории: и. о. профессора каф. музыкальной режиссуры (1994/1995), доцент (1995), профессор каф. музыкальной режиссуры (2005–2014). Среди выпускников — В. В. Акулов, Ю. Ф. Прохорова, С. В. Иньков, Э. Амромина, А. В. Осипенко, О. Глинская и другие.
Библиография
Основные сочинения: Старое танго: Заметки телевизионного практика. М., 1988. 175 с.; На одном дыхании… [Алиса Фрейндлих] // Мой любимый актер: Писатели, режиссеры, публицисты об актерах кино. М., 1988. С. 51–62; Первая заповедь – быть честным // Ленинградская правда. 1990. № 43. С. 2–3; Театральные легенды. СПб., 1992. 161 с.; Неповторимый // Николай Зубковский: Статьи и воспоминания о Зубковском: Творческое наследие / сост. Б. Бланков, В. Звездочкин. СПБ., 1993. С. 85–90; Мадемуазель Нитуш: (Воспоминания) // Театр. 1995. № 5–6. С. 64–68; Записки старого сплетника: [Мемуары режиссера театра и кино]. [2-е изд., испр. и доп.]. СПб., 1996. 381 с. (1 изд. – 1994); Красотки кабаре. СПб., 1997. 157 с.; Оперетта – необязательно комедия: [беседа] // Скрипичный ключ. 1999. № 6. С. 42–44 (в соавт. с Б. Смолкиным); Рукописи не горят: Воспоминания. Размышления. Фантазии. СПб., 2001. 319 с.; «Соловей» // «Этот удивительный Гаврилин…» / сост. Н. Е. Гаврилина. СПб., 2002. С. 229–233; Семьдесят лет в партере: Заметки об Александринском театре. СПб., 2006. 237 с.; ...И все-таки я верю! // Санкт-Петербургские ведомости. 2009. № 121 (6 июля). С. 4; Александр Белинский: «И тут выхожу Я!»: воспоминания и записки: [сборник / сост. Е. Алексеева, Г. Трабский]. СПб., 2015. 541 с.
Литература: Павлова А. Усилия любви // Экран и Сцена. 2008. № 20/21. С. 3. Прим.: лауреатом специальной премии «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» стал А. Белинский; [Белинский Александр Аркадьевич: некролог]: (Памяти музыкантов) // Музыкальное обозрение. 2014. № 2. С. 33; Тайманова И. Человек — театр // Александр Белинский: «И тут выхожу Я!»: воспоминания и записки: [сборник / сост. Е. Алексеева, Г. Трабский]. СПб., 2015. С. 462–474; Приглашение на бенефис // Театральная вертикаль Майи Фолкинштейн. Театральная лавка. URL: http://teatr.com.ru/2015/12/02/priglashenie-na-benefis/#more-350. Прим.: рецензия на книгу «Александр Белинский: «И тут выхожу Я!»: воспоминания и записки: [сборник / сост. Е. Алексеева, Г. Трабский]. СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2015».
Архивные источники
Личное дело А. А. Белинского. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 2014. Д. 382. С. 9–66.
Н. Б. Селиверстова, 2018