АЗАНЧЕВСКИЙ, Михаил Павлович (1839–1881)

Директор (заведующий, 1871–1876)

АЗАНЧЕВСКИЙ, Михаил Павлович (24 марта / 5 апреля 1839, Москва – 12/24 января 1881, там же; захоронен в Покровском монастыре) — видный музыкальный деятель, композитор, педагог, библиофил, книговед, коллекционер. Член Дирекции Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества (1870). Председатель Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества (1871–1876, с 16/28 марта 1873 — Императорского). Действительный член Санкт-Петербургского Общества квартетной музыки (1872).

Воспитанник школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге (1852–1856). Коллежский секретарь по статским делам (1856–1858).

Для повышения музыкального образования уехал в Лейпциг. Учился теории музыки у профессоров Лейпцигской консерватории Ф. Рихтера и М. Гауптмана (1861–1864), начал заниматься композицией. Брал частные уроки фортепианной игры у Ф. Листа в Риме.

Как композитор Азанчевский находился под сильным влиянием Р. Шумана, Ф. Шопена, Р. Вагнера и др. европейских романтиков, что отразилось в его инструментальных и вокальных сочинениях: Шесть пьес (op. 1), Соната (op. 2), Три пьесы (op. 4) для фортепиано, Соната для виолончели и фортепиано, Струнный квартет (op. 3), Два фортепианных трио, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано фа-диез минор (op. 10), романсы на немецкие и русские тексты: «Кротко месяц ясный», «Восток пред утренней зарей» (1871), «Сон в летнюю ночь» (1872), а также симфоническая музыка — Концертная увертюра (op. 9), 12-й псалом для оркестра, тенора соло и хора (op. 16). Большинство из этих произведений было сочинено и издано в Лейпциге.

В 1866–1869 Азанчевский жил в Париже, где приобрел обширную коллекцию редких музыкальных изданий XV–XVIII вв. Г. Э. Андерса (1795–1866). Был дружен с музыкальным теоретиком и педагогом О. Паулем (1836–1898), который посвятил Азанчевскому свое исследование по истории фортепиано — «История клавира от зарождения до новейших форм инструмента, вместе с обзором музыкального раздела Всемирной выставки 1867 года в Париже» (Лейпциг, 1868. — Geschichte des Claviers vom Ursprunge bis zu den modernsten Formen dieses Instruments nebst einer Übersicht über die musikalische Abteilung der Pariser Weltausstellung im Jahre 1867).

Пропагандист творчества П. И. Чайковского.

В Консерватории: директор (заведующий, 1871–1876).

При Азанчевском престиж Консерватории достиг уровня лучших консерваторий Европы, т. к. он ввел более строгие условия приема, а также провел организационные и методические преобразования. Азанчевский обновил преподавательский состав консерватории, пригласив в качестве профессоров выдающихся музыкантов — Н. А. Римского-Корсакова, Г. А. Лароша, Н. А. Ирецкую и др., что укрепило положение классов теории композиции и оперных упражнений, повысило уровень подготовки композиторов, инструменталистов и певцов.

При Азанчевском были выработаны правила обучения в консерватории музыкантов и капельмейстеров для музыкантских хоров Морского ведомства, улучшено материально-правовое положение учащихся. Впервые поднял вопрос о просветительской функции консерватории, формировании при ней подготовительных училищ, о подготовке учителей пения и музыки для общеобразовательных школ.

Способствовал организации учебного симфонического оркестра, независимого от концертов Русского музыкального общества, разработал проект устройства в Консерватории постоянной сцены для оперных упражнений учащихся. Дирижировал ученическими постановками фрагментов из опер «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Гугеноты» Д. Мейербера, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмилы» М. И. Глинки.

Почетный библиотекарь Консерватории (1866, по приглашению А. Г. Рубинштейна). Предоставил в пользование свои собрания книг, нот и коллекцию автографов, которые впоследствии пожертвовал в библиотеку консерватории (1876).

Основатель Музыкальной библиотеки при Русском музыкальном обществе. Создал программу ее организации по всем направлениям: устройство помещений и фондов библиотеки, условия их содержания, штатное расписание, составление каталога и правил пользования библиотекой.

Покинул пост заведующего Консерватории летом 1876 года из-за болезни.

12 марта 1881 года Дирекция Консерватории учредила Стипендию имени Азанчевского для учащихся, изучающих теорию музыки. Стипендиаты — композиторы Я. Витолс, А. Т. Гречанинов, В. П. Калафати, дирижер А. В. Гаук и другие.

Нотография

Universal-Handbuch der Musikliteratur aller Zeiten und Völker. Als Nachschlagewerk und Studienquelle der Welt-Musikliteratur eingerichtet und hrsg. von Franz Pazdriek. 1. Teil. Band A. S. 318–319.

Библиография

Литературные сочинения: Обзор муз[ыкальной] жизни в Париже // Музыкальный листок. 1869. № 1. С. 3; Корреспонденция из Москвы: [представление «Рогнеды» Серова] // Музыкальный листок. 1869. № 5. С. 3–4; Фердинанд Хиллер: (биографический очерк) // Музыкальный листок. 1869. № 5. С. 1–2; Шесть романсов Цезаря Кюи. С.-Петербург у В. Бесселя и К° // Музыкальный листок. 1872. № 1. С. 4–6.

Литература: Азанчевский М. П. // Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей. СПб., 1879. С. 3; Сочинения М. Азанчевского, изданные в 1880 году // Русский музыкальный вестник. 1880. № 3. С. 3. [с рец.]; Кремлев Ю. Глава вторая [Азанчевский как директор консерватории] // Кремлев Ю. Ленинградская государственная консерватория, 1862–1937. М., 1938. С. 37–43; [О М. П. Азанчевском] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 30–32; Азанчевский М. П. // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 61. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/266/АзанчевскийЛарош Г. А. Музыкальные очерки: перемена дирекций в Петербургской консерватории // Ларош Г. А. Избранные статьи. Т. 5. Л., 1978. С. 53–61; Климовицкий А. И. Из истории коллекционирования бетховенских рукописей в России: [М. П. Азанчевский] // Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник, 1979. Л., 1980. С. 185–197; Галушко М. Первопроходцы музыкального образования: [об А. Г. Рубинштейне и М. П. Азанчевском] // Музыкальные кадры. 1987. № 6. С. 4; Манафова М. М. Азанчевский — основоположник нашей научной библиотеки // Малоизвестные страницы истории консерватории: альманах. СПб., 2000. Вып. 1. С. 28–32; Селиверстова Н. Б. Дети Рубинштейна — 2: [об участии М. П. Азанчевского в организации Оперного класса в консерватории] // Конса.ру. 2007. № 2. С. 3; Климовицкий А. И. Азанчевский-композитор: к проблеме: феномен «культурного назначения» и «культурного поведения» // Константиновские чтения — 2009: к 150-летию со дня основания Русского музыкального общества: сб. мат. науч. конф., 21–22 октября 2009. СПб., 2010. С. 114–136; Климовицкий А. И. Композитор Михаил Азанчевский и поэт Адольф Бётгер // Россия — Германия: контакты музыкальных культур: сб. ст. / отв. ред. и сост. Г. В. Петрова. СПб., 2010. С. 112–142.


Н. Б. Селиверстова, 2012