КОРЫХАЛОВА (в замуж. Шатилова), Наталия Платоновна (1929–2013)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Профессор

КОРЫХАЛОВА (в замуж. Шатилова), Наталия Платоновна (1 февраля 1929, Ленинград, в настоящее время Санкт-Петербург – 8 ноября 2013, Санкт-Петербург) — пианистка, педагог. Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации. Кандидат филологических наук (1959). Кандидат искусствоведения (1972). Профессор (1990).

Окончила Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории (1947) по кл. фортепиано у К. Г. Шмидта, с отличием окончила Консерваторию по кл. фортепиано у С. И. Савшинского (1955). 

Занятия в Консерватории совмещала с учебой на филологическом факультете Ленинградского государственного университета (ЛГУ, отделение романских языков), который окончила с отличием (1954). 

Окончила аспирантуру при ЛГУ (1957) и защитила кандидатскую диссертацию по романской филологии (1959). Позднее защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему « Музыкальное произведение и исполнитель (проблема и ее разработка в XX веке)» (1972).

В 1957–1958 — референт по французской литературе в Институте русского языка и литературы АН (Пушкинский Дом). 

В 1958–1966 — преподаватель, старший преподаватель, доцент (утвержд. в 1965) кафедры хорового дирижирования (секция фортепиано), затем кафедры фортепиано Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской.

Работала на кафедрах романской филологии в ЛГУ (спецкурс по истории романской лингвистики, занятия по французскому языку) и Российском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена (спецкурс по вульгарной латыни для аспирантов, руководство курсовыми работами, лекции на Высших педагогических курсах).

В Консерватории: доцент (1966), профессор (1977–?) кафедры методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано; проректор по научной работе консерватории (1977–1979). Более тридцати лет читала лекционный курс методики обучения игре на фортепиано, вела курс истории фортепианного искусства, семинары по фортепианному репертуару, руководила педагогической практикой студентов-пианистов, подготовкой дипломных работ и дипломных рефератов, преподавала на факультете повышения квалификации. Вела индивидуальные занятия по общему и специализированному курсу фортепиано. Результатом ее работы с аспирантами и соискателями явился выпуск девяти кандидатов наук, защитивших под ее руководством диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Среди них — профессора и преподаватели Санкт-Петербургской и Ереванской консерваторий, вузов Санкт-Петербурга, Харькова, Воронежа.

В разное время — член Научно-методического совета при Министерстве культуры РСФСР, Совета Октябрьского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Ученого совета вуза, Специализированного совета по защитам диссертаций, художественного Совета по работе Малого зала имени А. К. Глазунова, редакционно-издательского совета, редколлегии многотиражной консерваторской газеты «Музыкальные кадры», редколлегии издательства «Музыка».

Участник ряда Международных (также зарубежных) конгрессов и конференций, на которых выступала с сообщениями и докладами. Неоднократно читала лекции и проводила мастер-классы по специальному фортепиано, в том числе за рубежом, например, в Высшей консерватории Парижа (1997), Консерватории Люксембурга (2000) и др. Вела работу по повышению квалификации, оказанию методической помощи и консультированию педагогов разных учебных заведений.

Автор более 100 опубликованных научных и научно-методических работ по теоретическим и историческим проблемам интерпретологии, фортепианного и вокального исполнительства и педагогики, музыкальной эстетики, композиторского творчества, музыкального образования, романской лингвистики, в том числе 14-ти книг. Это — монография «Интерпретация музыки» (1979), где рассматриваются теоретические проблемы музыкального исполнительства; «Софья Преображенская» (1999) — пер-вый подробный труд о жизни и творчестве великой русской певицы; «Музыкально-исполнительские термины» (2-е издание — 2007) — первое исследование, посвященное изучению истории их возникновения, эволюции значений и их оттенкам, использованию в разных стилях; «За вторым роялем» (2004) — книга о работе над музыкальным произведением в фортепианном классе, написанная на основе курса методики фортепианного обучения; «Увидеть в нотном тексте…» (2008) — исследование, где впервые рассматриваются такие составляющие нотного текста, которые обычно проходят мимо внимания музыкантов и др.

В петербургском издательстве «Композитор» по инициативе и под общей редакцией Н. П. Корыхаловой выходила серия методических пособий «Мастер класс на дому», содержащих педагогико-исполнительский анализ произведений фортепианной литературы.

Корыхалова вела также активную музыкально-критическую деятельность, ею опубликовано в прессе более 100 статей по проблемам композиторского творчества, музыкального воспитания детей и другим вопросам музыкальной культуры, а также рецензий на концерты, театральные постановки, книги.

В плане музыкально-просветительной деятельности вела в концерт-ном сезоне 1985/1986 абонементный цикл «Исполнительское мастерство ленинградских пианистов», а в 1990-х - начале 2000-х годов — тематические вечера французской музыки «Музыкальные среды Альянс франсэз», являясь инициатором, организатором и постоянным участником (вступи-тельные слова к концертам на французском и русском языках, выступления в качестве солиста и концертмейстера) цикла, ставшего заметным явлением в концертной жизни Санкт-Петербурга. К музыкально-просветительской деятельности Н. П. Корыхаловой относятся также организация музыкальной жизни Ассоциации «Альянс франсэз», одним из учредителей которой она является, выступления на радио и телевидении, включая сотрудничество с Французским радио (цикл бесед о русских пианистах на Парижском радио в 1997 году и др.)

Владела французским языком, свободно читала книги на английском, немецком, итальянском (на этих языках может также изъясняться), польском испанском языках и на латыни. 

А. Н. Цветкова, 2012