СЕРЕБРЯКОВ, Павел Алексеевич (1909–1977)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

СЕРЕБРЯКОВ, Павел Алексеевич (15/28 февраля 1909, Царицын, ныне Волгоград – 17 августа 1977, Ленинград, Литераторские мостки Волковского кладбища) — пианист, педагог, общественный деятель. Профессор (1939). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944). Народный артист РСФСР (1958). Народный артист СССР (1962). Награжден Орденом Знак почета (1938), Орденом Трудового Красного знамени (1953), Орденом Ленина (1961), а также медалями «За оборону Ленинграда» (1945), «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946), «К 100-летию В. И. Ленина» (1970), Командорским крестом Ордена Возрождения Польши (1972), медалью «30 лет победы в Великой Отечественной войны» (1975). На доме (Санкт-Петербург, ул. Бородинская, 13), где жил П. А. Серебряков, в 1983 году установлена мемориальная доска.

Первые уроки игры на фортепиано получил в раннем детстве у отца, Алексея Андриановича Серебрякова — выпускника Московской консерватории по классу вокала (тенор), преподавателя Царицынского музыкального училища. С 8 лет начал регулярные занятия: сначала на скрипке, а затем на фортепиано (с отцом и старшей сестрой Екатериной). В 11 лет впервые выступил публично в концерте городского Общественного собрания как аккомпаниатор.

После смерти отца с 12 лет руководил хоровым кружком в военном лазарете (1921–1922), затем был аккомпаниатором хора при политуправлении 10-й военной дивизии Красной армии, выступал перед красноармейцами с фортепианными обработками русских и украинских народных песен, вальсами Шопена, прелюдиями Рахманинова, этюдами Черни. После окончания Гражданской войны участвовал в организации музыкальной самодеятельности детского дома (1922–1923).

Поступил и окончил фортепианное отделение Царицынского Государственного музыкального техникума (класс А. Михельсона-Рогожина), одновременно работая в вокальных и инструментальных классах концертмейстером (1923–1924).

Поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс специального фортепиано Л. В. Николаева (1924–1930), у которого окончил и аспирантуру (1930–1932). По инициативе А. К. Глазунова был выдвинут на стипендию имени А. Г. Рубинштейна (1929). В период обучения прошел курс Общеобразовательных курсов по программе II ступени Единой Трудовой школы при консерватории (1930).

В 1929–1935 вел класс специального фортепиано в Первом музыкальном техникуме.

Впервые выступил публично в Москве с Персимфансом, исполнив Первый концерт Ф. Листа для фортепиано с оркестром (1929). С 1928 года регулярно давал сольные концерты, выступая в Малом и Большом залах Ленинградской филармонии (с исполнением концертов с оркестром выступал с 1930 года, первый сольный концерт в Большом зале дал в 1934 году), в Малом зале Московской консерватории, в концертных залах Тбилиси и других городов.

Участвовал в Варшавском международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена (1932, почетный диплом). Завоевал второе место на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве, уступив первое место Э. Г. Гилельсу (1933). Участвовал в Международном конкурсе имени Э. Изаи в Бельгии. Прошел два тура, а затем совершил концертное турне, выступив с сольными концертами в городах Бельгии и в Париже.

Вступил в Союз Ленинградских композиторов, став одним из организаторов исполнительской секции (1933).

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1929) Рабфака, доцент (1929), профессор (1939–1977); заведующий кафедрой специального фортепиано.(1951–1955, 1964–1967, 1976–1977); директор (1939–1951), ректор (1961–1977). Во время Великой Отечественной войны вместе с консерваторией эвакуировался в Ташкент, где продолжал активно работать, организуя регулярные занятия студентов и деятельность Оперной студии. Несколько раз прилетал в Ленинград для выступления с концертами во время блокады.

Обладая педагогическим талантом, приучал своих студентов к самостоятельному творческому мышлению. Огромное внимание уделял качеству звучания и характеру звукоизвлечения, добиваясь уже в классе яркого концертного звучания, Никогда не разделял технические и художественные задачи. Более всего в исполнительстве ценил непосредственность в передаче музыкальной эмоции. Основным педагогическим методом была яркая демонстрация своего понимания произведения с помощью «живого показа». Его уроки посещали не только студенты из других классов, но и преподаватели консерватории и музыкальных училищ. Часто выступал со студенческими коллективами и с коллегами в разных ансамблях. Среди многочисленных учеников П. А. Серебрякова известные музыканты-исполнители и педагоги: Е. А. Шафран, Н. М. Растопчина, Н. А. Новик, Е. А. Мурина, Ю. И. Маевский, И. В. Лебедев, О. А. Ларченко, З. А. Адигезал-Заде, М. С. Волчок, В. В. Генслер, М. Б. Гусева, Г. В Митчелл, Л. М. Зайчик, Г. О. Корчмар, Г. П. Федорова, И. А. Лазько, Р. И. Хараджанян.

После войны много гастролировал по городам СССР. Выступал сольно и в ансамбле со скрипачами М. И. Вайманом, Б. Л. Гутниковым, виолончелистом М. Л. Ростроповичем, певицей К. В. Изотовой и др. Играл под управлением таких выдающихся дирижеров, как Е. А. Мравинский, К. П. Кондрашин, А. К. Янсонс, Н. С. Рабинович, Ф. Штидри, Г. Абендрот, Ф. Конвичный, Н. Г. Рахлин, И. Маркевич и многих других. Гастролировал во многих странах, в том числе давал концерты в Финляндии, Польше, Чехословакии, Иране, ГДР, Австрии, Канаде, Венгрии, Австралии, Турции, Японии, Бразилии. Участвовал в жюри международных фортепианных конкурсов, в том числе, в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

Был ярким представителем «николаевской пианистической школы». Проводил просветительские циклы концертных программ, пропагандируя русскую и зарубежную музыку разных эпох и стилей. Исполнительский репертуар был очень велик. Большое место в нем занимали произведения И. С. Баха в оригинале и в транскрипциях Ф. Бузони, К. Таузига, Ф. Листа, сочинения венских классиков, прежде всего Бетховена, французских импрессионистов, русских и советских классиков — С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Одним из самых любимых и часто исполняемых им композиторов был С. В. Рахманинов. Его исполнительскую манеру отличала виртуозность, яркая эмоциональность, одухотворенность, крупный масштаб творческого мышления. Это сказывалось как в программах классического и романтического репертуара, так и в исполнении современных советских композиторов, многих из которых он исполнял впервые (например, Г. Уствольскую, Н. Симонян, А. Лобковского, В. Успенского).

Преподавал в Латвийской консерватории (1954–1960).

Иконография

Серебряков Павел Алексеевич (1909–1977). Фото 1966 г. Из семейного архива.

Библиография

Литература: Растопчина Н. М. П. А. Серебряков // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л.: Музыка, 1968. С. 123–154; Растопчина Н. М. Павел Алексеевич Серебряков: очерк жизни и деятельности. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1970. 56 с.; Растопчина Н. М. Павел Серебряков. Творческий портрет. М.: Музыка, 1978. 24 с.; Растопчина Н. М. Серебряков П. А. // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. Стб. 938–939. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6909/Серебряков; Павел Серебряков. Воспоминания. Статьи. Материалы. Волгоград: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, Волгоградский муниципальный колледж искусств (ВКЗ) им. П. А. Серебрякова, 1996. 275 с.; Барутчева Э. С. …И сердце мое не забудет: портреты современников. Павел Алексеевич Серебряков. СПб.: Сударыня, 2004. С. 79–110; Митчелл Г. В. Серебряков в камерной музыке // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории / ред.-сост. А. А. Жохова. СПб.: СПбГК, 2005. С. 46–51; Павел Алексеевич Серебряков: к 100-летию со дня рождения / ред.-сост. Э. С. Бурутчева и др. СПб.: Санкт-Петербургская консерватория, 2007. 342 c.; Дмитриев П. Павел Серебряков. 111: quasi-юбилейное / беседовал М. Ефимов // Санкт-Петербургский Музыкальный вестник. 2020. № 10 (182). Ноябрь. С. 8–9 (начало); Санкт-Петербургский Музыкальный вестник. 2020. № 11 (183). Декабрь. С. 6–7 (окончание).

Сочинения: Л. В. Николаев и Ленинградская консерватория // Л. В. Николаев. Статьи, воспоминания современников, письма. Л.: Советский композитор, 1979. С. 102–109.

Электронная страница, посвященная жизни и творчеству П. А. Серебрякова: http://serebriakov.org/

Архивные источники

Личное дело П. А. Серебрякова. Архив СПбГК. Д. 206. Личные дела проф.-преп. состава. Л. 103–162; Личное дело П. А. Серебрякова. Архив СПбГК. Д. 159. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977 год. Л. 17–137; [Документы П. А. Серебрякова на замещение должности профессора]. Архив СПбГК. Д. 772. Ученый совет от 10.04.1956 г. Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава консерватории. Л. 21–24; [Документы П. А. Серебрякова на замещение должности профессора]. Архив СПбГК. Д. 763. Ученый совет от 8.05.1956 г. Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава консерватории по кафедре специального фортепиано. Л. 92–99; Личные карточки П. А. Серебрякова. Архив СПбГК. Д. 2822. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и работников Оперной студии за 1977. Л. 31–72.

П. В. Дмитриев, Н. Б. Селиверстова, 2022