ЧЕРНЕВСКАЯ, Зоя Николаевна (январь 1902, г. Чарджуй, Туркменская ССР, ныне Туркменистан – 7 августа 1947, Ленинград) — пианистка, музыковед, педагог. Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945).
Родилась в семье моряка и учительницы. С 5 лет брала уроки фортепиано, обнаружив способности к импровизации. Во время обучения в средней школе им. Ленина в Ташкенте принимала участие в школьных концертах как аккомпаниатор и солистка (1910–1919). Поступила на курсы музыкальных руководителей детсада (1919). Затем поступила в Народную консерваторию по классу фортепиано и в Народный университет на историко-филологический факультет (1919–1921). Работала инструктором-преподавателем в студии при Политуправлении Туркфронта (1920–1921). Была пианисткой в Ташкентском школьно-театральном коллективе при Совете депутатов (1921–1922).
Переехала в Харьков, где окончила фортепианный факультет Харьковского музыкально-драматического института (1922–1926), посещая одновременно уроки дирижирования (класс Н. А. Малько) и композиции (класс С. С. Богатырева). Была принята аккомпаниатором в класс Н. А. Малько (1923). Выступала в годы учебы на конкурсах, исполняя советскую и современную западную музыку в качестве солистки и концертмейстера. В частности, аккомпанировала певцу А. Л. Доливо.
Окончив институт, дала в Харькове сольный концерт и уехала в Ленинград, где была принята в качестве концертмейстера в Оперную студию консерватории (класс Н. А. Малько, 1926–1928). Участвовала в гастролях Оперной студии в качестве концертмейстера в Калинине, Вышнем Волочке и других городах (1928).
По состоянию здоровья оставила пианистическую деятельность и начала работать в Радиокомитете в качестве автора радиопередач, составителя программ тематических концертов и аннотаций к исполняемым произведениям (1931–1936). Разработала методику нотографической картотеки. Составила нотографию произведений А. Н. Серова, А. Н. Даргомыжского и Н. А. Римского-Корсакова.
Поступила в аспирантуру Ленинградской консерватории, где изучала музыкальную культуру Италии и России XVIII века под руководством Р. И. Грубера. Обнаружила в архиве консерватории уникальные материалы XVIII века и расшифровала их. Сделала доклад на кафедре Всеобщей истории музыки относительно стилистических черт итальянских оперных мастеров XVIII века в России. Защитила диссертацию по теме «Манфредини и его роль в истории итальянской оперы в России XVIII века» (1940). Написала раздел по истории итальянской оперы в России для учебника по истории музыки народов СССР, подготовленном ГНИИ театра и музыки (ныне РИИИ).
В Консерватории: преподаватель истории музыки для музыкальных педагогов и хоровых дирижеров (1945–1947).
Участвовала в разработке учебного пособия по истории музыки для историко-теоретического факультета. Параллельно преподавала музыкальную литературу в музыкальном училище при консерватории (1940–1942).
Была эвакуирована в Ташкент, где работала библиотекарем в парткабинете при райкоме ВКП(б) Сталинского района. В 1943 году временно была назначена завучем школы-десятилетки при консерватории.
Библиография
Литература: Черневская Зоя Николаевна // 100 лет Ленинградской консерватории: исторический очерк. Л.: Музгиз, 1962. С. 279.
Архивные источники
Личное дело З. Н. Черневской. Архив СПбГК. Д. 250. Личные дела преподавателей, служащих и студентов за 1936–1959. Л. 127–145; Личная карточка З. Н. Черневской. Архив СПбГК. Д. 371. Личные карточки на уволенных рабочих за 1947.
Н. Б. Селиверстова, 2017