КЕНИГСБЕРГ, Алла Константиновна (3 марта 1931, Самарканд – 20 мая 2021 года, Санкт-Петербург) — музыковед, исследователь, педагог. Доктор искусствоведения (1991). Профессор (1992). Заслуженный работник высшей школы РФ (2005). Член Союза театральных деятелей России (с 1962). Член Союза композиторов Ленинграда (с 1967). Награждена премией «Артисюс» Венгерской Народной Республики (1983), медалями «В память 250-летия Ленинграда» (1953), «Ветеран труда» (1986), «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003).
Один из ведущих специалистов в области истории зарубежной музыки XIX–XX вв. Окончила историко-теоретический факультет Ленинградской консерватории (1954), аспирантуру по кафедре истории зарубежной музыки (1957, научный руководитель М. С. Друскин). Работала заведующей лабораторией кафедры истории зарубежной музыки (1957), ученым секретарем (1962–1968).
Музыкально-педагогическую работу в Ленинградской консерватории начала в 1968 году. Педагогическая деятельность была связана с дисциплинами музыкально-исторического цикла. Вела специальный курс истории зарубежной музыки для студентов музыковедческого факультета, истории зарубежной музыки на исполнительских факультетах, авторский курс истории зарубежной оперы для студентов режиссерского факультета. В методике преподавания развивала традиции Ленинградской-Петербургской музыкально-исторической школы.
Под руководством А. К. Кенигсберг подготовлено около 20 дипломных музыковедческих работ, 4 кандидатских диссертации. Среди учеников музыковеды Э. В. Махрова (доктор культурологии, профессор РГПУ имени А. И. Герцена), Л. В. Попкова (кандидат искусствоведения); вокалисты О. Бородина, А. Нетребко, В. Герелло, М. Петренко, Э. Гудвин; балетмейстеры Н. Долгушин, И. Колпакова; дирижеры В. Синайский, И. Лапиньш (Вена); режиссер И. Е. Тайманова.
Исследования А. К. Кенигсберг посвящены вопросам музыкального театра, творчеству К. М. Вебера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ф. Листа. Внесла значительный вклад в изучение оперного наследия Р. Вагнера, истории венгерской оперы. Является членом авторского коллектива учебников истории зарубежной музыки для музыкальных вузов (вторая половина XIX – первая половина XX века). Участвовала в разработке концепции популярной серии справочников-путеводителей «111» (опер, симфоний, увертюр, ораторий и т. д.) в качестве редактора-составителя и автора статей. Выступала в периодической печати с обзорами оперных сезонов в Мариинском театре, Рижском театре, Метрополитен-опере (газеты «Мариинский театр», «Rīgas Balss» и др.). Редактор (также автор вступительных статей) сборников Санкт-Петербургской консерватории.
Библиография
Сочинения: Шандор Соколаи: монографический очерк. Л., 1982; Опера Р. Вагнера «Парсифаль» и традиции немецкого романтизма. СПб., 2001; «Кольцо нибелунга» Вагнера. 2-е изд. СПб., 2004; Карл Мария фон Вебер (1786–1826). 3-изд. СПб., 2006; Музыкальная культура Венгрии // Друскин М. С. История зарубежной музыки: учебник. Вып. 4. 7-е изд. СПб., 2002; Карл Орф // История зарубежной музыки: учебник. Вып. 6. 2-е изд. СПб., 2001; Немецко-русские музыкальные связи: сб. статей / ред.-сост. Н. А. Брагинская, А. К. Кенигсберг. СПб., 2002, 2-е изд. 2006; Русско-итальянские музыкальные связи: сб. статей / ред.-сост. Н. А. Брагинская, А. К. Кенигсберг. СПб., 2004.
Литература: Брагинская Н. А. Памяти Аллы Константиновны Кенигсберг: [некролог] // Musicus. 2021. № 4. С. 54–56. URL: https://www.conservatory.ru/sites/default/files/uploads/science/Musicus_68_54-56_Braginskaya.pdf
Н. И. Дегтярева, 2010