ШНИТКЕ, Бенедикт (Венедикт) Яковлевич (1905–1966) 

Музыковедческий факультет
Доцент

ШНИТКЕ, Бенедикт (Венедикт) Яковлевич (14/27 октября 1905, г. Либава Курляндской губернии Российской империи, в настоящее время Лиепая, Латвия – 13 мая 1966, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианист, музыковед-теоретик, композитор, педагог. Кандидат искусствоведения (1951). Доцент (1954). Награжден медалью «За доблестный и самоотверженный труд в Великой отечественной войне 1941–1945 г.» (1949) и Орденом «Знак Почета» (1953). Муж А. Г. Шнитке, отец А. Б. Шнитке.

Родился в семье бухгалтера. В 1908 году с семьей переехал в Баку. Начал заниматься музыкой с 8 лет. С отличием окончил Бакинское первое реальное училище (1914–1920). Работал делопроизводителем в текстильном отделе Азербайджанского Совнархоза (1920–1921).

Поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию в класс фортепиано М. Л. Пресмана (1920–1925). Начал заниматься специальной теорией композиции (1921–1924). Работал в качестве концертмейстера оперного кружка консерватории, служил аккомпаниатором в кинотеатре (1921–1925).

Одновременно окончил два курса экономического факультета в Азербайджанском государственном университете (1920–1922). Вел активную общественную работу в Азербайджанской консерватории, являясь членом инициативной группы учащихся по восстановлению нормальных учебных занятий. Участвовал в организации Совета старост, был его членом (1920–1923), ответственным секретарем (1920–1922), членом президиума (1922–1923), заместителем председателя исполнительного бюро (1923–1924).

Член академической секции Центрального бюро пролетарского студенчества Азербайджанской ССР, член академического творческого отделения (1924–1925). 

Из-за перегрузки общественной работой прервал занятия в Азербайджане в консерватории и в университете на два года (1921–1923). После успешного окончания Азербайджанской консерватории (1925) был командирован Наркомпросом на совершенствование в Ленинградскую консерваторию. 

Поступил в Ленинградскую консерваторию на IV курс научно-композиторского факультета в класс композиции М. О. Штейнберга (1925–1929). У Т. Штейна прошел курс музыкальных форм, практического сочинения и фуги. 

Совмещая обучение с работой, вел музыкально-теоретические предметы в художественно-театральной студии «ТЕМАС» (1926), Трудовых школах № 219 и № 45, давал частные уроки, аккомпанировал вокалистам и инструменталистам в концертных программах. Участвовал в качестве солиста и аккомпаниатора в летних симфонических концертах в Баку (1926–1927). Прошел краткосрочную службу в Красной Армии (1929–1930), занимаясь концертной работой совместно с культурно-шефскими военными организациями. 

Среди сочинений этого периода — романсы, Тема с вариациями и соната для фортепиано, песни для солистов и хора, транскрипции для фортепиано Бранденбургских концертов И. С. Баха.

Постановлением Совета музыкально-теоретического отделения был утвержден в качестве преподавателя курса введения в гармонический анализ и сольфеджио вместо умершего И. А. Вишневского (1926–1927).

Студентом по рекомендации А. К. Глазунова, Т. Штейна и В. В. Щербачёва был зачислен в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин во Второй музыкальный техникум (1928–1930), где был завучем с 1928 по 1929 год. В 1930–1932 — завуч Государственных курсов Музыкального образования (МУЗО) Московского района.

Преподавал музыкально-теоретические предметы в только что организованном Музыкальном техникуме при Консерватории (1930–1935), где был заведующим композиторским и теоретическим отделами (1934–1935). 

В Консерватории: преподаватель курса гармонического анализа, полифонии и форм (вместо заболевшего Г. П. Орлова, 1930), преподаватель на Рабфаке (1930–1932), помощник завуча Рабфака (1932–1934), ассистент каф. музыкально-теоретических дисциплин (1934–1936), старший преподаватель (1936), и. о. доцента (1938), доцент (1951–1966) каф. теории музыки. В 1948 году исполнял обязанности заведующего кафедрой теории музыки. Вел общие курсы гармонии и полифонии на фортепианном, вокальном, дирижерском и оркестровом факультетах. Заведовал аспирантурой (1935–1938). Вел специальный курс гармонии и полифонии на военно-морском факультете (1940–1956). Участвовал в разработках кафедральных учебных планов и программ по гармонии, полифонии и анализу форм. 

Преподавал на курсах переподготовки и усовершенствования музыкальных педагогов при Консерватории (отделение экстерната и стационара, 1938–1941). Был деканом историко-теоретического факультета в Заочном музыкально-педагогическом институте (1930–1940).

Во время эвакуации в Ташкент принимал деятельное участие в работе курсов повышения квалификации творческих работников Узбекских театров. Изучал музыкальный узбекский фольклор. Написал Сюиту для оркестра, Походный марш на узбекские темы для духового оркестра (1942), пьесу для скрипки и фортепиано на темы узбекских народных песен, ряд вокальных и хоровых произведений для фронтовых бригад по заданию Союза композиторов (1943).

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Романсное творчество Глазунова» (1945).

В. В. Щербачёв высоко оценивал Шнитке как талантливого пианиста и композитора, серьезного теоретика-аналитика и музыканта большого вкуса и эрудиции.

Библиография

Сочинения: Романсное творчество Глазунова. Автореф. дисс. ... кандидата искусствоведения. Л., 1945. 30 с.; М. О. Штейнберг. К 5-летию со дня смерти // Музыкальные кадры. 1952. № 1. С. 4; Сборник писем и статей А. К. Глазунова (Новые книги) // Музыкальные кадры. 1959. № 10, 8 октября. С. 2; Глазунов А. Два сонета Шекспира / Публикация Б. Шнитке // Русская музыка на рубеже XX века. М.; Л., 1966. С. 283–295; Дорогое имя // Х. С. Кушнарёв. Статьи. Воспоминания. Материалы. Л.; М.: Музыка, 1967. С. 61–63 (в соавт. со Шнитке А.).

Литература: Б. Я. Шнитке. Некролог // Музыкальные кадры. 1966. 24 мая. № 10. С. 4

Архивные источники

Личное дело Шнитке Б. Я. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава и студентов за 1915–1950. Д. 252. Л. 222–293; Утверждение на ученое звание доцента Шнитке Б. Я. Архив СПбГК. Ученый совет (25 сентября 1951). Д. 512-а. Л. 60–78; Присвоение ученого звания доцента кафедры теории музыки Шнитке Б. Я. Архив СПбГК. Ученый совет (май 1954). Д. 634. Л. 1–27; Личное дело Шнитке Б. Я. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии. Д. 69 за 1966 год. Л. 139–170; Личное дело Шнитке Б. Я. Архив СПбГК. Личные карточки рабочих, служащих и профессорско-преподавательского состава Консерватории за 1966. Д. 1427. Л. 105–109; ЦГА СПб (до 1964 — ГАОРСС ЛО). Ф. 7441. Оп. 1. Д. 530. Списки окончивших консерваторию в 1929 году. [Шнитке Бенедикт Яковлевич. Р. 1905. [Поступил в Консерваторию в 1925 году по классу теории композиции проф. Штейнберга. Остался на 2-м курсе композиторского и музыковедческого отделения].

Н. Б. Селиверстова, 2016