ТЕСЛЕР, Исай (Шая) Моисеевич (Михайлович) (1915–1981)

Кафедра оперной подготовки
Доцент

ТЕСЛЕР, Исай (Шая) Моисеевич (Михайлович) (23 сентября / 6 октября 1915, Одесса – 26 ноября 1981, Ленинград) — скрипач, альтист, режиссер музыкального театра, педагог. Доцент (1972).

Родился в Одессе в семье столяра. Окончил школу-семилетку и музыкальную школу при Одесском музыкально-драматическом институте (1923–1931). Поступил на работу в качестве электрика на завод металлических изделий имени Хворостина (1932–1937). Одновременно учился на Рабфаке.

Участвовал в областной олимпиаде комсомольской самодеятельности, после чего был направлен Горкомом комсомола на учебу в музыкальный техникум при Одесской государственной консерватории. После окончания поступил в Одесскую консерваторию по классу скрипки (1937–1942).

Во время обучения работал в симфонических оркестрах Одесского оперного театра и филармонии, а также руководил художественной самодеятельностью на заводе имени Хворостина.

Эвакуировался с группой студентов в Ташкент, где поступил на второй курс оркестрового факультета Консерватории (1942–1946). Руководил комсомольско-молодежным ансамблем Консерватории, созданным студентами вокального и оркестрового факультета. За 1942–1944 год коллектив дал более 1500 концертов для воинских частей Четвертого Украинского фронта, на стройках и в колхозах.

Вместе с Консерваторией приехал в Ленинград, где окончил Консерваторию по классу альта у А. Г. Сосина. Одновременно работал концертмейстером оркестра Нового Театра юного зрителя (1944–1946) и Ленинградского государственного Театра комедии (1946–1954).

Будучи студентом оркестрового факультета, вольнослушателем посещал занятия на оперно-режиссерском отделении. В 1946 году поступил на режиссерский факультет Консерватории в класс Б. А. Фенстера, окончив полный курс в 1954 году с дипломом режиссера музыкального театра. В порядке производственной практики работал в Оперной студии Консерватории над сценами в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского и опере Ж. Бизе «Кармен» (1950–1952). Поставил в Оперной студии силами студентов Консерватории, Театрального института и студентов землячеств демократических республик музыкально-литературную композицию «За Мир и Дружбу» (1950). Дипломным спектаклем стала постановка оперы «Фауст» в Оперной студии Консерватории (1954). 

Работал в качестве режиссера-постановщика в Оперной студии (1954–1955), в Театре музыкальной комедии, в Ленконцерте, Ленинградской филармонии, на Ленинградском Радио и телевидении. Выезжал на постановки музыкальных спектаклей в Ташкент, Баку, Одессу, Петрозаводск, Калининград, Москву. В оперном театре Кишинева поставил «Патетическую ораторию» Г. В. Свиридова. В ленинградском Малом театре оперы и балета поставил новую редакцию комической оперы Р. Планкетта «Корневильские колокола» (1975).

Преподавал предмет «оперная подготовка» в Музыкальном училище при Консерватории, во Дворце пионеров имени А. А. Жданова. Руководил художественной самодеятельностью в Ленинградском железнодорожном техникуме. 

Занимался разнообразной режиссерско-постановочной деятельностью. Поставил в Народном оперном театре ДК имени С. М. Кирова оперу «Евгений Онегин» (1974).

На сценах Большого и Малого залов филармонии сделал несколько режиссерских работ с актерами Ленинградского Театра комедии — И. П. Зарубиной, В. В. Усковым, Г. А. Флоринским. Поставил оперы С. В. Рахманинова «Скупой», «Франческа да Римини», сцены из «Алеко», литературно-музыкальную композицию «Царская невеста» с музыкой Н. А. Римского-Корсакова.

К 30-летию победы и снятия блокады Ленинграда Теслер осуществил постановки музыкально-литературных композиций «Утро Победы», «Музы не молчали», «Дмитрий Шостакович». С артистами областной филармонии поставил по своим сценариям спектакли «Дама с камелиями» А. Дюма-Дж. Верди, «Тургенев и Полина Виардо». Ставил концертные программы для артистов Ленконцерта и с Ансамблем Ленинградского военного округа.

В Консерватории: преподаватель (1962), старший преподаватель (1963), и. о. доцента (1969), доцент (1972–1981) кафедры музыкально-сценического мастерства (оперной подготовки). Режиссер-постановщик Оперной студии (1962–1978). 

Поставил на ее сцене комическую оперу Д. Обера «Фра-Дьяволо», новую версию оперы Ш. Гуно «Фауст» и возобновил свою постановку оперы М. Равеля «Испанский час». Режиссировал торжественные акты посвящения в студенты, вечера к торжественным государственным датам.

Педагогическую деятельность сочетал с методической и общественной.
Занимался вводом студентов-исполнителей в репертуар Оперной студии. Участвовал в методических разработках кафедры, разрабатывая в своих докладах темы «Поющий актер» (общность и различие в воспитании актеров оперного и драматического театров) и «Музыкальные этюды и упражнения в работе со студентами подготовительных курсов класса оперной подготовки. 

Выработал методику сценического воспитания вокалистов в классе оперной подготовки, осуществив целесообразный подбор дидактического материала оперных отрывков. Среди них — «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Русалка» Даргомыжского, «Орфей» Глюка, «Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» В. А. Моцарта,  «Фиделио» Бетховена, «Травиата», «Трубадур», «Отелло» Дж. Верди, «Богема», «Тоска» Дж. Пуччини, «Проданная невеста» Б. Сметаны. 

Особое внимание уделял работе над современными операми. Ставил картины из опер «Война и мир», «Семен Котко», «Дуэнья» С. С. Прокофьева, «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса, «Тихий Дон» И. И. Дзержинского, «Робин Гуд» Л. А. Пригожина, «Поручик Лермонтов» Ю. М. Зарицкого.

Библиография

Литература: Теслер Исай Михайлович // 100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк. Л.: Музгиз, 1962. С. 273; Теслер Исай Михайлович (1915–1981) — режиссер Оперной студии // Музыкальные кадры. 1981. № 16. 10 декабря. С. 41 [некролог]; Шендерович С. Комсомольско-молодежный Ансамбль Ленинградской консерватории (из воспоминаний) // Musicus. 2013. № 2 (34). С. 31. [о И. Теслере].

Архивные источники

Личное дело Ш. М. Теслера. Архив СПбГК. Личные дела преподавателей и студентов за 1926–1952. Л. 104–111; Личное дело И. М. Теслера. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава. Д. 263. Л. 26–55; Конкурс на замещение штатной должности профессорско-преподавательского состава по кафедре оперной подготовки и режиссуры. Теслер И. М. [не прошел по конкурсу]. Протокол ученого совета от 15 мая 1956 года. Архив СПбГК. Д. 774. Л. 41–54. 

Н. Б. Селиверстова, 2017