ВЫЗГО, Ирина Михайловна (1929–2005)

Музыковедческий факультет
Декан факультета

ВЫЗГО, Ирина Михайловна (7 апреля 1929, г. Ташкент — 16 марта 2005, Санкт-Петербург) — музыковед, педагог. Кандидат искусствоведения (1967). Доцент (1978). Член Ленинградского отделения Союза Советских композиторов (с 1972). Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годы» (1946). 

Родилась в Ташкенте в семье музыковеда и доктора технических наук. В 1947 году окончила Ташкентскую общеобразовательную школу-десятилетку № 44, а также музыкальную школу-десятилетку при Ташкентской консерватории (1948). 

Поступила на теоретико-композиторский факультет в Ташкентскую консерваторию (1948–1951). После третьего курса перевелась на тот же факультет в Ленинградскую консерваторию (1951–1956, класс С. Л. Гинзбурга).

По распределению уехала в Магнитогорск, где преподавала теоретические предметы в музыкальном училище (1956–1958). Вернувшись в Ленинград, стала преподавателем музыкально-теоретических дисциплин и концертмейстером в Высшей школе профдвижения ВЦСПС (1956–1959), а также хранителем архива Музея музыкальных инструментов Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1959).

Окончила аспирантуру Консерватории (1959–1962). Работала в секции Художественного воспитания в Доме пионеров имени А. А. Жданова (1962–1964), затем заняла должность младшего научного сотрудника сектора инструментоведения в ЛГИТМиКе (1964–1969). Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Зарождение и первые этапы развития симфонической музыки в республиках Средней Азии и Казахстана» (1967).

В Консерватории: старший преподаватель (1969), и. о. доцента (1972–1978), заведующая кафедрой истории русской и советской музыки (1973–1985), декан теоретико-композиторского факультета (1973), доцент (1978–1981), и. о. профессора (1981–1992) каф. истории русской и советской музыки; и. о. профессора каф. музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства (1992–1998), и. о. профессора каф. истории русской музыки (1998–2003), научный сотрудник учебно-методического управления (2003–2004), и. о. профессора каф. истории отечественной музыки (2004–2005, почасовая нагрузка).

В 1972 принята в члены фольклорной секции Ленинградского отделения Союза композиторов. Участвовала в методологических семинарах. Занималась вопросами интернационального воспитания студентов.

Разработала авторский семинар по современной советской музыке. Вела специальный курс по истории музыки народов СССР дореволюционного периода (лекции, семинары у студентов теоретико-композиторского и дирижерско-хорового ф-тов и исполнителей). Среди ее выпускников-аспирантов — Т. В. Брославская, А. В. Кудрявцев, Т. В. Тукова и другие. 

Главной темой научных разработок Вызго было сравнительное изучение особенностей фольклора Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении, а также влияние фольклора на творчество современных ленинградских композиторов в произведениях для оркестра русских народных инструментов имени В. В. Андреева. 

Автор многочисленных исследований в сборниках научных трудов по проблемам развития национальных музыкальных культур, а также статей о симфоническом творчестве современных композиторов Средней Азии и Казахстана (публикации в периодических музыкальных изданиях «Музыка и жизнь», «Советская музыка», «Вопросы музыкальной культуры Узбекистана», «Из истории музыки XX века», «История и современность). Автор пятнадцати статей в Большой советской энциклопедии о народных инструментах, бытовавших в восточных республиках СССР.

Работала над докторской диссертацией «Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана в послевоенный период 1945–1967 гг.» (не защищена).

Библиография

Сочинения: Максимилиан Штейнберг. Пятая симфония. «Симфония-рапсодия на узбекские темы» // 55 советских симфоний. Л.: Советский композитор, 1961. С. 419–431; Хоры a capella М. Бурханова // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. Ташкент: ГИХ УзССР, 1961. С. 246–264; Симфоническая поэма И. Акбарова «Памяти поэта» // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. Ташкент: ГИХ УзССР, 1961. С. 229–246; Успех киргизского композитора // Советская музыка. 1962. № 9. С. 9–12 (музыкальный анализ симфонии А. Тулеева); Диалектика искусства // Советская музыка. 1964. № 1. С. 9–16; Зарождение и первые этапы развития симфонической музыки в республиках Средней Азии и Казахстана. 1917–1945: автореф. дис. ... канд. иск. Л., 1967. 21 с.; Симфония Аскара Тулеева // Советская симфония за 50 лет. Л., 1967. С. 373–378; Вторая симфония «Памяти Алишара Навои» Георгия Мушеля // Советская симфония за 50 лет. Л., 1967. С. 204–210; «Третье поколение» действует // Советская музыка. 1970. № 1. С. 24–27. (творческий портрет молодого туркменского композитора Ч. Нарымова); Вопросы становления симфонической музыки в Средней Азии и Казахстане // Из истории музыки XX века. М.: Музыка, 1971. С. 149–-167; Зарождение и развитие таджикской симфонической музыки // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. М.: Музыка, 1972. С. 116–143; Под знаменем дружбы // Музыка и жизнь. Вып. 2. Л.: Советский композитор, 1973. С. 11–15; Новые пути жанра // Советская музыка, 1973. № 2. С. 15–19 (творчество ленинградских композиторов для оркестра имени В. Андреева); Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана. Л.: Советский композитор, 1974. 160 с.; К проблеме взаимообогащения национальных культур // Музыка в социалистическом обществе. Вып. 2. Л.: Музыка, 1975. С. 118–144; К проблеме становления национального стиля в симфоническом творчестве // Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана. 10–15 ноября 1975. Ташкент: Гафура Гуляма, 1977. С. 71–82; Об использовании макомов в творчестве композиторов Таджикистана // Макомы, мугамы и современный композитор. 19–14 июня 1975. Ташкент: Гафура Гуляма, 1978. С. 172–190; Звучат сочинения Б. Арапова // Музыкальные кадры. 1979. № 5. 9 мая. С. 4; Пути постижения творческого наследия. Монодические жанры и современная симфония // Советская музыка. 1979. № 10. С. 34–43; Симфоническая музыка Узбекистана // Музыка народов Азии, Африки. Вып. 3. М.: Советский композитор, 1980. С. 13–72; Еще раз об истоках «Князя Игоря» // Советская музыка. 1982. № 4. С. 89–95 (совм. с Иванов-Ехвет А.); Шостакович и музыка Советского Востока // Советская музыка. 1983. № 9. С. 72–76; Традиции Шостаковича в творчестве композиторов Закавказья, Средней Азии и Казахстана // Межнациональные связи в советской музыкальной культуре. Л.: Музыка, 1987. С. 53–85; Межнациональные связи в советской музыкальной культуре / сост. Вызго-Иванова И. М. Л.: Музыка, 1987. 254 с.; Гениальные памятники мировой культуры // Советская музыка. 1987. № 11. С. 109–119; Вспоминая С. Л. Гинзбурга // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Кн. 1. Л.: Музыка, 1987. С. 214–216; Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» // К 200-летию со дня рождения композитора. СПб.: Астерион, 2004. 262 с. 

Литература: Вызго-Иванова Ирина Михайловна. URL: biografija.ru›…vyzgo-ivanova-irina-mikhajlovna.htm; Вызго-Иванова Ирина Михайловна. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/131766/; Вызго-Иванова Ирина Михайловна. URL: http://my-dict.ru/dic/bolshaya-biograficheskaya-enciklopediya/1457408-vyzgo-ivanova-irina- mikhajlovna.htm.

Архивные источники

Личное дело И. М. Вызго. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1956 год. Д. 60. Л. 35–50; Дело на утверждение в ученом звании доцента Вызго И. М. по кафедре истории русской и советской музыки. Архив СПбГК. Протокол Ученого совета от 15.12.1977. Д. 2296. 61 л.; Личная карточка И. М. Вызго. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих Консерватории и театра за 2004 год. Л. 44–56; Личное дело И. М. Вызго. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 2005 год. Д. 327. Л. 1–80.

Н. Б. Селиверстова, 2018