САМОСУД, Самуил Абрамович (1884–1964)

Оркестровый факультет
Профессор

САМОСУД, Самуил Абрамович (2/14 мая 1884, Тифлис, ныне Тбилиси – 6 сентября 1964, Москва) — дирижер, педагог. Народный артист СССР (1937). Награжден Орденом «Знак Почёта» (1936). Трижды лауреат Государственной премии (1941, 1947, 1952).

Родился в семье дирижера. Рано проявил музыкальные способности. Начал заниматься с отцом на корнете-а-пистоне и виолончели. С шестилетнего возраста выступал в концертах. Начал заниматься в Тифлисском музыкальном училище на духовых инструментах у профессора Э. Гиджини и по кл. виолончели у А. Поливко. Окончив училище как виолончелист (1905), продолжил занятия с известным виолончелистом Г. Виганом в Праге. Увлекся дирижированием. Обучался у главного дирижера Пражской оперы К. Коваржовица. Дальнейшее совершенствование С. А. Самосуда происходило в парижской «Схола Канторум» под руководством композитора В. д’Энди и дирижера Э. Колонна.

Приехав в Санкт-Петербург работал солистом-виолончелистом в Петроградском государственном Народном доме, а затем стал за дирижерский пульт (1910). В Народном доме поставил оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Лакме» Л. Делиба, «Опричник» П. И. Чайковского, «Дубровский» Э. Ф. Направника. Дирижировал оперой А. С. Даргомыжского «Русалка», в которой партию Мельника исполнял Ф. И. Шаляпин (1916), после чего неоднократно сотрудничал с великим артистом.

Работал в Мариинском театре (1917–1919), а затем художественным руководителем Государственного академического театра комической оперы (с 1926 — МАЛЕГОТ, 1919–1936).

Осуществил здесь постановки классических опер («Похищение из сераля» В. А. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Фальстаф» Дж. Верди, «Снегурочка» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и др.), а также новых сочинений зарубежных и советских авторов. Среди них — «Джонни наигрывает» Э. Кшенека, «Бедный Колумб» Э. Дресселя, «За красный Петроград» А. П. Гладковского и Е. А. Пруссака (1925), «Двадцать пятое» С. К. Штрассенбурга по поэме В. В. Маяковского «Хорошо» (1927), оперы Д. Д. Шостаковича («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда»), И. И. Дзержинского («Тихий Дон»), В. В. Желобинского («Камаринский мужик», «Именины»), оперы В. В. Волошинова и других.

В 1936 переехал в Москву, где стал главным дирижером Большого театра (1936–1943). Во время эвакуации Большого театра в Куйбышев (Самару) под управлением Самосуда впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Шостаковича (1942), а в 1946 С. С. Прокофьев доверил ему премьеру оперы «Война и мир», поставленную в МАЛЕГОТе. В течение многих лет возглавлял Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1943–1950), а также был главным дирижером оперно-симфонического оркестра Всесоюзного радио. Последние годы Самосуд стоял во главе оркестра Московской филармонии.

В Консерватории: руководитель оркестрового класса (1929–1936), доцент (1930), профессор (1934–1936).

Библиография

Сочинения: Что говорят о «Джонни». Перед премьерой // Рабочий и театр. 1928. № 43. С. 6; Дирижер об опере // В. Желобинский: Именины. Л., 1935. С. 24–25; Встречи с Прокофьевым. // Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. 2-е изд. М., 1965. С. 123–173; Развивать живые традиции «лаборатории советской оперы» // Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета, 1918–1968. Л., 1968. С. 141–144; Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1984. 232 с., [13] л.: ил., портр.

Литература: Кабалевский Д. Открытое письмо С. А. Самосуду // Советское искусство. 1937. № 23 (17 мая). С. 1; Арапов Б. «Война и мир». Опера С. Прокофьева на сцене Ленинградского Малого оперного театра // Правда. 1946. № 141 (15 июня). С. 3; Володин Н. На симфонических концертах // Советская музыка. 1953. № 12. С. 65–66. Прим.: рецензия на симфонический концерт под упр. С. Самосуда; Богданов-Березовский В. Молодые годы // Советская музыка. 1964. № 6. С. 34–40. Прим.: дирижерская деят. С. А. Самосуда в Малеготе; Нестьев И. С. А. Самосуд: [некролог] // Музыкальная жизнь. 1965. № 2. С. 24; Самосуд Самуил Абрамович // Современные дирижеры / сост. Л. Григорьев и Я. Платек. М., 1969. С. 227–231; Астель А. Самуил Абрамович Самосуд // Мастера Большого театра – народные артисты СССР. М., 1976. С. 366–378; Юдин Г. Я. Самосуд Самуил Абрамович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] Т. 4 / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1978. Стб. 840; Покровский Б. А. Уроки Самосуда // Покровский Б. А. Ступени профессии. М., 1984. С. 37–55; Данскер О. С. А. Самосуд. // С. А. Самосуд. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1984. С. 3–30; Савинов Н. Путем вдохновенного поиска: к 100-летию со дня рождения С. А. Самосуда // Музыкальная жизнь, 1984. № 8. С. 8–9; Астель А. Самосуд Самуил Абрамович // Астель А. Большой театр: Великие имена: к 225-летию ГАБТа. М., 2001. С. 333–341; Шерман И. Э. И. Э. Шерман — С. А. Самосуду: Прага. 14 ноября 1934 // Дирижер И. Э. Шерман: из фондов кабинета рукописей. Вып. 3. СПб., 2002. С. 74; Самуил Самосуд. Свидетельствуют современники // Советская музыка. 1977. № 12. С. 75–77; Лошкарева Ю. Неизмеримы гения деянья // Аккорд. 2005. № 1. С. 24–27; Райскин И. Г. «Посвящается городу Ленинграду»: к 70-летию великой симфонии // Санкт-Петербургский музыкальный вестник. 2011. № 8 (82) (октябрь). С. 2. Прим.: о С. А. Cамосуде.

Архивные источники

Протокол президиума аккомпаниаторов от 29.01.1929. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 440. Л. 69. Прим.: о выдвижении С. А. Самосуда на временную работу с оркестром имени А. К. Глазунова (по арх. картотеке ИБО НМБ СПбГК); Протокол Правления от 09.02.1929. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 494. Л. 108. Прим.: О зачислении С. А. Самосуда в качестве руководителя оркестра имени А. К. Глазунова (по арх. картотеке ИБО НМБ СПбГК); Протокол Комиссии по переизбранию профессоров от 2.05.1929. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 578. Л. 95 об. Прим.: С. А. Самосуд переизбранию не подлежит (по арх. картотеке ИБО НМБ СПбГК); Самосуд Самуил Абрамович. Доцент. Руководитель симфонического оркестра. Архив СПбГК. Списки профессорско-преподавательского состава за 1930. Д. 133. С. 11.

Н. Б. Селиверстова, 2015