РАБИНОВИЧ, Николай Семёнович (1908–1972)

Кафедра оперно-симфонического дирижирования
Профессор

РАБИНОВИЧ, Николай Семёнович (24 сентября / 7 октября 1908, Санкт-Петербург – 26 июля 1972, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Серафимовское кладб.) — дирижер, педагог. Профессор (1968). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945). Брат музыковеда А. С. Рабиновича.

Родился в семье инженера. В 1916–1926 год жил с семьей в Киеве. Окончил Трудовую школу № 43 (1918–1924). Брал частные уроки фортепиано. Поступил в Киевский музыкальный институт имени Н. В. Лысенко на музыкально-теоретический факультет, окончив 3 курса (1924–1926). Вернулся в Ленинград, где поступил в класс дирижирования Н. А. Малько (1926–1929), после эмиграции которого окончил дирижерское отделение по классу А. В. Гаука (1929–1931). Его соучениками были Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, И. А. Мусин, Э. П. Грикуров, И. Э. Шерман, Е. С. Микеладзе.

В годы учебы дирижировал самодеятельными хорами, в рабочих клубах. Как концертмейстер отвечал за музыкальную часть любительских спектаклей в передвижных театрах.

Окончив Консерваторию, заведовал музыкальным сектором Ленинградского комитета радиовещания (1933–1938). Участвовал в создании музыкального отдела Ленинградской кинофабрики «Совкино» (будущего Ленфильма), где с 1930 года стал заведующим музыкальной частью и дирижером симфонического оркестра радио. Записал более 30 саундтреков к кинофильмам тех лет. В том числе — всю киномузыку своего близкого друга Д. Д. Шостаковича — от кинофильмов тридцатых годов «Златые горы» (1931, реж. С. И. Юткевич), «Трилогии о Максиме» (1934, реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг) до фильмов 1960-х-1970-х годов: «Овод» (1955, режиссёр А. М. Файнциммер), «Гамлет» (1964, реж. Г. М. Козинцев) и «Король Лир» (1970, реж. Г. М. Козинцев).

С 1938 стал главным дирижером Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета.

Осуществлял музыкальное руководство в ленинградском театре Музыкальной комедии (1938-1939).

Работал в Ленинградской филармонии как дирижер-ассистент (1931/1932), дирижер на договоре (1932–1938), штатный дирижер (1938–1953).

Стал главным дирижером академического симфонического оркестра филармонии (1953-1957). С этими коллективами выступали такие солисты, как И. Менухин, С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, И. Стерн, Д. Ф. Ойстрах, М. Л. Ростропович, В. Клайберн и другие.

С 1935 года начал активную гастрольно-концертную деятельность, выступая с ленинградскими и московскими симфоническими оркестрами во всех крупных городах СССР с 1935 года: в Москве, Тбилиси, Минске, Хабаровске, Риге, Таллинне, Вильнюсе, Воронеже, Горьком, Кисловодске, Белостоке и др. В обширном репертуаре Рабиновича были симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Брамса, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Берлиоза, Г. Малера, А. Брукнера, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, увертюры Дж. Россини, симфонии отрывки из опер Р. Вагнера, Ж. Бизе, симфонические поэмы Р. Штрауса, фрагменты из опер Н. А. Римского-Корсакова, Дж. Верди, музыка А. Дворжака, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. М. Баланчивадзе, К. Караева, А. И. Хачатуряна и др. композиторов.

Во время блокады проводил симфонические концерты силами ансамбля Военно-морского флота, состоявшего из оркестра, хора и танцевальной группы (1941/1942). В 1942 был эвакуирован в Новосибирск, где находилась Ленинградская филармония. Регулярно ездил в Ташкент, куда была эвакуирована Консерватория, чтобы заниматься со студентами своего класса (1942–1944).

После войны был приглашенным дирижером в Ленинградском гос. академич. Малом театре оперы и балета (МАЛЕГОТ), где возобновил и поставил ряд спектаклей: «Риголетто» Д. Верди, «Цыганский барон» и «Летучая мышь» И. Штрауса, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Фиделио» Л. Бетховена и другие.

В театре Музыкальной комедии поставил оперетту Ж. Оффенбаха «Парижская жизнь» (1947) и «100 чертей и одна девушка» Т. Н. Хренникова (1964); в Ленинградском гос. театре оперы и балета имени С. М. Кирова — оперу В. Моцарта «Дон Жуан» (1956).

На базе Института театра, музыки и кинематографии основал Оркестр старинной и современной музыки, являясь его художественным руководителем и главным дирижером (1967–1972). Оркестр сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как М. И. Вайман и Б. Л. Гутников, С. Т. Рихтер и Наталья Гутман.

В 1970 был приглашен на празднование 200-летия Бетховена на летний семинар в Веймаре (ГДР), где дирижировал праздничным концертом, в котором прозвучала Увертюра к «Фиделио» и Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Л. Бетховена (солировала М. И. Гринберг), а также «Пасторальная симфония».

В Консерватории: и. о. доцента (1939), доцент (1954), и. о. профессора (1960), профессор (1968–1972), профессор-консультант (1972) кафедры оперно-симфонического дирижирования; временно заведующий кафедрой (1955–1957), заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования (1957–1972). Осуществлял художественное руководство Оперной студией. Курировал оперную практику студентов-дирижеров. Участвовал в постановках опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» (обе в 1931), опер В. Моцарта «Свадьба Фигаро» (1953) и «Похищение из сераля» (1956); «Перикола» Ж. Оффенбаха (1966), «Кармен» (1970).

Руководил работой студенческого симфонического оркестра, вывел его на уровень лучших симфонических оркестров Ленинграда (1956–1972).

Вместе со студенческим оркестром впервые в СССР исполнил «Военный реквием» Бриттена (1964) и Второй виолончельный концерт Д. Д. Шостаковича (солист — М. Л. Ростропович, 1966).

Среди ставших известными учеников класса Р. — А. С. Дмитриев, Ю. И. Симонов, М. А. Янсонс и другие.

Библиография

Сочинения: Рождение дирижера // Музыкальные кадры. 1958. № 7 (20 апр.) С. 1. Прим.: об окончании Консерватории корейским студентом Хо Дя Бока; Странное решение // Музыкальные кадры. 1959. № 2 (3 марта). С. 2. Прим.: к вопросу увеличения числа часов занятий оркестром; Назревшая программа // Советская музыка. 1960. № 8. С. 124–125; Памяти А. В. Гаука // Советская музыка. 1963. № 9. С. 75–77; Предисловие // Малько Н. Основы техники дирижера. М.; Л., 1965. С. 3–5; Рассказывает профессор Н. С. Рабинович // Музыкальные кадры. 1968. № 15 (13 дек.) С. 4. Прим.: о планах кафедры оперно-симфонического дирижирования и о своих творческих планах; На оперно-симфоническом отделении дирижерского факультета. Проблемы, задачи, перспективы // Музыкальные кадры. 1970. № 2 (26 янв.) С. 3–4; Из воспоминаний об А. В. Гауке // Гаук А. В. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М.: Сов. композитор, 1975. С. 180–183.

Литература: Рабинович Николай Семенович // Современные дирижёры / сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969.С. 210–211; Михеева Л. Памяти большого художника // Музыка и жизнь. Вып. 3. М.; Л., 1975. С. 153–166; Бергер Л. Г. Рабинович Николай Семенович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 509–510; Гликман И. Д. Мой друг // Музыкальные кадры. 1989. № 4. С. 3. Прим.: стенограмма выступления на вечере памяти Н. С. Рабиновича в Малом зале им. А. К. Глазунова; Памяти Н. С. Рабиновича: очерки, воспоминания, документы. Washington, 1996. 247 с. Список учеников: С. 200–203; Селиверстова Н. Б. Корифей ленинградской музыкальной культуры — профессор Николай Семенович Рабинович // Консерватория. Ру. 2009. № 13 (нояб.-дек.) С. 6; Селиверстова Н. Б. Николай Рабинович – корифей ленинградской музыкальной культуры: (к 150-летию первой российской консерватории) // Скрипичный ключ. 2012. Ноябрь. С. 6–11; Мурсалова А. Из истории симфонических оркестров Петербургской консерватории. Н. С. Рабинович // Musicus. 2013. № 1 (33). С. 9–10; Жемчугова В. Маэстро Рабинович и студенческий оркестр консерватории // Малоизвестные страницы истории консерватории: альманах. Вып. 17. СПб., 2016. C. 66–72; Варуль Д. Возвращенное наследие // Musicus. 2021. № 4. С. 3–6. Примечание: о коллекции материалов Н. С. Рабиновича, подаренной Санкт-Петербургской консерватории дирижером Д. А. Бухиным. URL: https://www.conservatory.ru/sites/default/files/uploads/science/Musicus_68_03-06_Varul.pdf.

Дискография

Дискография // Памяти Н. С. Рабиновича: очерки, воспоминания, документы. Washington, 1996. С. 245.

Архивные источники

Личное дело Н. С. Рабиновича. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих, аспирантов и студентов за 1914–1957. Д. 192. С. 113–115; Личное дело Н. С. Рабиновича. Архив СПбГК. Личные дела на почасовиков за 1948. Д. 4–б. С. 43–44; Конкурс на замещение должностей заведующих кафедрами Консерватории от 24. 05. 1960. Рабинович Н. С. Архив СПбГК. Д. 993. С. 77–86; Личное дело Н. С. Рабиновича. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава и служ. за 1972. Д. 143. С. 1–16.; Личная карточка Н. С. Рабиновича. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1972. Д. 1884. Л. 139–145 об.; Зачетный журнал 1928/29 год. Рабинович Николай. Класс Малько (характеристика, сведения о прохождении курса). ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 532. Л. 242. Прим.: по архивной картотеке ИБО НМБ.

Н. Б. Селиверстова, 2017