РЕНЗИН, Исай Михайлович (Менделевич) (1903–1969)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

РЕНЗИН, Исай Михайлович (Менделевич) (6/19 сентября 1903, Саратов – 12 мая 1969, Петрозаводск) — пианист, педагог. Профессор (1935). Награжден Орденом Красной звезды (1945), медалями «За оборону Ленинграда» (1945), «За победу над Германией» (1945), «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946).

Родился в семье банковского служащего. С детства занимался игрой на фортепиано. Одновременно с обучением в саратовском Коммерческом училище (1910–1917), поступил в открывшуюся в Саратове Консерваторию при Саратовском отделении Императорского Русского музыкального общества (1912–1917). Учился в кл. фортепиано М. Л. Пресмана (1912–1915), а затем И. А. Розенберга (1915–1917).

Вместе с семьей переехал в Петроград и поступил в Петроградскую консерваторию, в кл. фортепиано Л. В. Николаева (1917/1918). Был вынужден прервать занятия из-за тяжелого материального положения. Работал в продовольственной лавке (1918/1919), затем в Отделе Народного образования в Красном селе в качестве инструктора музыки (внешкольная работа) и преподавателя музыки в трудовых школах. Давал частные уроки, работал в вокальными и инструментальными ансамблями.

Летом 1920 по распоряжению Совнаркома был откомандирован в Петроградскую консерваторию и продолжил занятия с Л. В. Николаевым (1920–1923). Одновременно начал заниматься в кл. теории композиции М. О. Штейнберга и в кл. дирижирования Н. А. Малько (1921–1924). Вел активную общественную деятельность: член президиума Академической секции, секретарь Творческого отделения, заместитель председателя исполнительного бюро Оркестра имени А. К. Глазунова.

Окончил два курса экономического отд. Петроградского университета (1921–1923).

В 1921 году дал первый клавирабенд в концертном зале Петроградской консерватории. В программе — обработки органных сочинений И. С. Баха, сонаты Р. Шумана и А. К. Глазунова.

Окончил Петроградскую консерваторию с отличием, получив на выпускном экзамене 5+. Был оставлен на Академическом курсе (аспирантура). В 1925 стал ассистентом Л. В. Николаева с правом ведения самостоятельного класса.

Выступал с сольными и ансамблевыми программами на сцене Ленинградской консерватории, в симфонических концертах Ленинградской государственной филармонии. Участвовал в концертах в Центральном доме искусств, в концертах-выставках в Эрмитаже. Гастролировал в Смоленске, Одессе, Москве, Казани (1925–1927). С 1926 — член Правления и председатель комиссии по связям с рабочими организациями Общества камерной музыки.

Для совершенствования образования был командирован от Ленинградской консерватории в Берлин, где прошел курс обучения в Высшей школе музыки у Л. Крейцера. Изучал организацию немецкого музыкального образования, посещал концерты и спектакли европейских мастеров (1927–1929). Как солист Берлинской филармонии гастролировал в Испании (Мадрид, Малага, Гибралтар, 1928).

В Ленинградской консерватории: ассистент Л. В. Николаева (1925), ст. ассистент (1927/1928), и. о. доцента (1928), доцент (1930), и. о. профессора (1933), профессор (1935–1942, 1945–1950) каф. специального фортепиано. Один из организаторов и завуч Рабфака Консерватории (1930–1934), помощник директора по учебной части (1933–1935); декан фортепианного ф-та (1939/1940). После открытия филиала Консерватории в Петрозаводске, стал заведующим каф. специального фортепиано нового вуза (1967–1969).

Среди многочисленных учеников — Г. М. Мучар, Ф. И. Фондаминская, А. К. Кенигсберг и др.

В ленинградском Государственном техникуме музыкального просвещения (ТеМП, Третий государственный музыкальный техникум): преподаватель фортепиано и заведующий фортепианным отделом (1925/1926).

В Музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории: преподаватель кл. фортепиано (1936–1941; 1948/1949)

В 1935–1937 — директор Ленинградской государственной филармонии.

В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован с Ленинградской консерваторией в Ташкент (1941/1942).

В 1942 отказался от брони и был призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Служил на Ленинградском фронте в чине старшего лейтенанта как диктор-переводчик. Участвовал в обороне Ленинграда (1942–1945). Возобновил свою педагогическую деятельность в Ленинградской консерватории после демобилизации (1945).

В 1948–1949 работал заместителем председателя Ленинградского Радиокомитета по музыкальному вещанию.

В 1950 был переведен в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского (г. Свердловск, ныне Екатеринбург), где возглавлял фортепианный ф-т в течение 17 лет (1950–1967).

Педагогическую деятельность совмещал с исполнительской, а также вел методические семинары для профессорско-преподавательского состава.

Библиография

Сочинения: Об исполнении Первой сонаты для фортепиано А. К. Глазунова // Научно-методические записки. Вып. 1 / Уральская гос. консерватория. Свердловск. 1957. С. 31–58.

Литература: Крюгер А. Н. И. Рензин // Жизнь искусства. 1926. № 45. С. 16. Прим.: ст. подпис. псевд. Акр; Рензин И. М.: [некролог] // Советская музыка. 1969. № 8. С. 160.

Архивные источники

Личное дело И. М. Рензина. Архив СПбГК. Д. 193. Личные дела проф.-преп. состава и студ. за 1917–1956. С. 1–131; Личное дело И. М. Рензина. Архив СПбГК. Д. 196. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1933–1952. С. 200–247; Личная карточка И. М. Рензина. Архив СПбГК. Д. 483. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служ., уволенных за 1950. С. 48–51; Выпуск 1922–1923. Списки окончивших [Петроградскую] Консерваторию [Рензин И. М.] ГАОРССО ЛО. Ф. 7441. Д. 175. Л. 5 (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК).

Н. Б. Селиверстова, 2016