ВАСИЛЬЕВ, Александр Гордеевич (1878–1948)

Кафедра деревянных духовых инструментов
Профессор

ВАСИЛЬЕВ, Александр Гордеевич (1/13 ноября 1878, Санкт-Петербург – 31 декабря 1948, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — фаготист, педагог. Заслуженный артист Республики (1923, в некот. источн. 1922), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Профессор (1939). Награждён Орденом Знак Почёта (1938).

Окончил Императорскую Придворную певческую капеллу по кл. фагота у И. Ф. Плацатки (Платцатки) (1886–1895, аттестат инструментального класса получил в 1897), среди педагогов по общему музыкальному образованию — М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Аренский и другие.

Работал артистом оркестра Александринского театра (1897–1907), солистом Придворного симфонического оркестра (1907–1918), Государственного оркестра (1918–1920), оркестра Ленинградской государственной филармонии (1920–1947).

Педагог Центрального музыкального техникума (1925–1930), Вечерней рабочей консерватории (1933–1934). Вел педагогическую работу при Образцовом показательном духовом оркестре Ленинградском Военном округе (с 1936).

В Консерватории: преподаватель кл. фагота (1927/1928 уч. г.), профессор (1928–1948, утв. Государственным ученым советом в 1928, Высшей аттестационной комиссией в 1939); профессор Рабфака (1930–1935); заведующий кафедрой деревянных духовых инструментов (1931–1948), декан факультета духовых инструментов (1937–1940). Работал со студентами и с аспирантами. Преподавал игру на фаготе, вел класс духового ансамбля.

Создатель ленинградской школы игры на фаготе. Своих учеников учил искусству «пения» на фаготе. Практиковал в классе ансамблевую игру нескольких фаготистов, лично исполняя одну из партий. Воспитывал у студентов художественный вкус, заботился об их широком музыкальном и общекультурном развитии. Важным направлением педагогической деятельности было обогащение репертуара фаготистов высокохудожественными произведениями. Васильеву принадлежат переложения для фагота и фортепиано музыки композиторов различных стилей и эпох — А. Вивальди, Б. Марчелло, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шопена, Э. Грига, П. И. Чайковского и др. Снабжая свои переложения редакторскими ремарками, Васильев стремился выявить все выразительные возможности инструмента (особенно в плане звуковедения и динамики).

Среди учеников — многие крупные отечественные фаготисты, солисты оркестров Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева, Тбилиси, Еревана и др., в т. ч. Заслуженного коллектива России академич. симфонического оркестра Ленинградской гос. филармонии, Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио (БСО ЦТ и ВР) и Симфонического оркестра Комитета кинематографии СССР, Симфонического оркестра Украинской ССР, ГАБТа СССР, ГАТОБа имени С. М. Кирова, МАЛЕГОТа, преподаватели Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории, Киевской консерватории, Музыкального училища при Лениградской консерватории и др.: Н. В. Берг, А. А. Галустян (лауреат 2-й премии Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей; Ленинград, 1935), Г. К. Гамбарян, Д. Ф. Ерёмин (лауреат Всесоюзного конкурса муз.-исп.; Москва, 1941), Г. З. Ерёмкин (дипломант Всесоюзн. конкурса муз.-исп.; Москва, 1941), Ф. И. Захаров (дипломант Всесоюзн. конкурса муз.-исп.; Ленинград, 1935), С. Я. Левин, А. А. Литвинов (дипломант Всесоюзн. конкурса муз.-исп.; Москва, 1941), Л. И. Печерский, И. Д. Стыдель, М. М. Фёдоров, М. И. Халилеев (лауреат Всесоюзн. конкурса муз.-исп.; Москва, 1941) и другие.

Один из выдающихся русских музыкантов-исполнителей инструменталистов первой половины XX в., крупнейший виртуоз. Принадлежал к романтическому направлению в исполнительском искусстве. Игру Васильева отличал высочайший художественный уровень интерпретаций, глубокая взволнованность и вдохновенность, сочетавшиеся с отточенным техническим мастерством, в основе которого безупречное владение всеми возможностями инструмента. Особенности исполнительской манеры: редкий по красоте звук, «пение» на фаготе, использование разнообразнейших оттенков звучания инструмента, мастерское владение приемом рубато. Славился как непревзойденный исполнитель фаготных партий в симфониях Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. С восхищением об игре музыканта отзывались крупнейшие дирижеры, выступавшие с оркестром Ленинградской гос. филармонии: О. Клемперер, Б. Вальтер, Э. Ансерме, А. фон Цемлинский. О чрезвычайно высокой оценке искусства Васильева современниками свидетельствует тот факт, что его нередко называли «Шаляпин на фаготе». Камерный репертуар: Квинтет ор. 16 и Трио си-бемоль мажор Л. Бетховена, Патетическое трио М. И. Глинки, Юмористическое скерцо ор. 12 bis С. С. Прокофьева, Квинтет си-бемоль мажор Н. А. Римского-Корсакова, Октет Р. Шуберта.

Основная нотография

Пьесы для фагота с фортепиано: для учащихся муз. училищ и консерваторий / перелож. А. Васильева и Д. Еремина; сост. и авт. предисл. Д. Еремин. Л., 1969. 40, 12 с.

Переложения (изданные): Давыдов К. Ю. Романс без слов: ор. 23 / перелож. для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Б. м.], [б. г.]; Шопен Ф. Ноктюрн Es-dur: ор. 9, № 2 / перелож. для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Б. м.], [б. г.]; Вивальди А. Соната e-moll: [для виолончели и фп.] / перелож. для фагота с фп. А. Г. Васильева. Л., 1951; Моцарт В. А. Концертное рондо Es-dur: для фагота с фп. / перелож. А. Г. Васильева. М., 1957.

Переложения (неопубликованные): Бетховен Л. Соната № 2: ор. 5 № 2: для виолончели и фп. / перелож. для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Вебер К. М., фон. 2 часть Концерта для кларнета / переработка для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Григ Э. Вальс: для фортепиано: ор. 12: для фортепиано / перелож. для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Григ Э. Листок из альбома: для фортепиано: ор. 12: для фортепиано / перелож. для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Ипполитов-Иванов М. М. Романс: для фагота с фп. / перелож. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Марчелло Б. Соната a-moll: для контрабаса / транскрипция для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Марчелло Б. Соната C-dur: для контрабаса / перелож. для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Моцарт В. А. 1 и 2 части Концерта A-dur: для кларнета / перелож. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Моцарт В. А. Рондо: для скрипки / переработка для фагота с фп. А. Г. Васильева. [Рукопись]; Чайковский П. И. «Осенняя песня» из цикла «Времена года»: ор. 37: bis: для фортепиано / переработка для фагота с фортепиано А. Г. Васильева. [Рукопись].

Библиография

Основная литература: А. Г. Васильев: [некролог] // Музыкальные кадры. 1948. № 1 (16 янв.) С. 2; Магомедов A. Х. Мастера советской фаготной школы: А. Г. Васильев (1878–1948) и И. И. Костлан (1877–1963) // Азербайджанская консерватория им. У. Гаджибекова. Ученые записки. Серия 13: История и теория музыки. № 1. Баку, 1964; Ерёмкин Г. З. Из страниц воспоминаний о А. Г. Васильеве и В. И. Генслере // Музыкальные кадры. 1970. № 3 (23 февр.) С. 4; Васильев Александр Гордеевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред.: Ю. В. Келдыш. Т. 1 М., 1973. Стб. 685; Орехов П. Звучит фагот… // Музыкальные кадры. 1979. № 1 (23 янв.) С. 3; Ерёмкин Г. З., Левин С. Музыкант-новатор // Советская музыка. 1980. № 7. С. 142–143; Ерёмкин Г. З. О моих учителях и коллегах // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 2. Изд. 2-е. Л., 1988. С. 176–178; Васильев Александр Гордеевич // Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. 2-е изд., доп. и перераб. / [гл. ред. Гехт Р. М.; ред: Барутчева Э. С., Фишганг-Фин Н. С.]. М., 1995. С. 48–49; Баранцев А. П. Глава вторая: Советский период (1917–1987 гг.) // Баранцев А. П. Из истории духовых классов Петербургско-Ленинградской консерватории (1863–1987 гг.): Деревянные духовые. Петрозаводск, 2007. 82–264. Прим.: О Васильеве А. Г. см. с. 229–240.

Архивные источники

Личная карточка Васильева А. Г. Архив Консерватории. Личные карточки на уволенных работников за 1947. Д. 370. Л. 18–19; Личное дело Васильева А. Г. Архив Консерватории. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих, аспирантов и студентов за 1927–1951. Д. 48. Л. 138–201.

М. И. Алейников, 2012