Осторожно, сумасшествие!

Осторожно, сумасшествие!

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Александр  Михайлович  Терехин, сумасшествие, безумие, опера, балет, либретто

Автор: Дмитрий Любимов

Сведения об авторе: ДМИТРИЙ ВАДИМОВИЧ ЛЮБИМОВ

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8229-1563
SPIN-код: 4745-7950
e-mail: lyubimoffdmitry@yandex.ru

Студент V курса композиторско-музыковедческого факультета Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки

603950 Нижний Новгород, ул. Пискунова, 40

Дата поступления: 19.10.2021

Дата публикации: 30.11.2021

DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.008

Аннотация

Рецензируемая книга Александра  Михайловича  Терехина «Сумасшествия в  музыкальном театре: опера, балет», изданная в  2020 году, уникальна во  многих отношениях. Во-первых, интерес вызывает личность самого автора. Профессиональная и  творческая деятельность Терехина связана с  медициной и  музыкой. Врач-психиатр с  сорокалетним стажем, Терехин более четверти века работал в Мариинском театре в качестве артиста миманса. Во-вторых, тема сумасшествия (безумия) еще не  становилась самостоятельным предметом изучения в российских музыковедческих исследованиях. В-третьих, оригинальность книги составляют медицинские заключения. В центре внимания врача — тексты оперных и балетных либретто, на основе которых автор раскрывает причины помешательства и  ставит различные диагнозы персонажам музыкального театра. Рассматривая конкретные клинические случаи, Терехин прибегает к профессиональным медицинским терминам. Среди диагнозов отметим такие, как реактивный параноид у Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), шизофрения у Мельника («Русалка» А. С. Даргомыжского, интоксикационный (гашишный) психоз у Солора («Баядерка» Л. Минкуса). Книга А. М. Терехина, не претендуя на всеохватность освещения темы сумасшествия (безумия), открывает музыковедам новые грани междисциплинарного подхода в изучении оперного и балетного репертуара

Рецензия на: Терехин А. М. Сумасшествия в музыкальном театре: опера, балет. Санкт-Петербург: Свет, 2020. 112 с. ISBN 978-5-9072-5269-1

Для цитирования: Любимов Д. В. Осторожно, сумасшествие! // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 4. С. 172–178. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.008.

Beware, Madness!

Keywords: Pyotr Ilyich Tchaikovsky, Variations on a Rococo theme, semantics of a musical composition, Russian folk song, Wolfgang Amadeus Mozart, French musical culture.

Author: Dmitry V. Lyubimov

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8229-1563
SPIN-код: 4745-7950
e-mail: lyubimoffdmitry@yandex.ru

Fifth-year student of the Faculty of Composition and Musicology of the Nizhny Novgorod Glinka State Conservatory Piskunova Str.,

40 Nizhny Novgorod 603950, Russia

Submitted on: 19.10.2021

Published on: 30.11.2021

Abstract

Alexander Mikhailovich Terekhin’s peer-reviewed book Madness in Musical Theater: Opera, Ballet, published in 2020, is unique in many ways. Firstly, the author’s personality is of interest. Terekhin’s professional and creative activity is connected with medicine and music. A psychiatrist with forty years of experience, Terekhin worked for more than a quarter of a century at the Mariinsky Theater as a mimance artist. Secondly, the theme of madness (insanity) has not yet become an independent subject of study in Russian musicological studies. Thirdly, the originality of the book is based on medical reports. The doctor focuses on the texts of opera and ballet librettos, on the basis of which the author reveals the causes of insanity and makes various diagnoses to the characters of the musical theater. Considering a specific clinical case, Terekhin resorts to professional medical terms. Among some diagnoses we can mention: reactive paranoid in Lucia (Lucia di Lammermoor by Donizetti), schizophrenia in Melnik (Rusalka by Dargomyzhsky, intoxicational (hashish) psychosis in Solor (La Bayadere by Minkus). Without claiming to cover the topic of insanity (insanity) comprehensively the book by Terekhin, opens up new facets of the interdisciplinary approach in studying opera and ballet repertoire to musicologists.

For citation: Lyubimov,  Dmitry  V. “Beware, Madness!”. In Opera musicologica, vol.  13, no. 4 (2021), pp. 172–178 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.008.