БИРМАК, Ариадна Владимировна (1903–1983 или после 1985[?])

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Доцент

БИРМАК (Бирмак-Бергман, Бирмак-Ага), Ариадна Владимировна (7/20 апреля 1903, Псков – 1983 или после 1985[?], Ленинград [?], ныне Санкт-Петербург) — пианистка, педагог, исследователь. Доцент (1935). Жена Ю. Н. Тюлина.

Игре на фортепиано обучалась у А. И. Зилоти, Е. И. Ильина и О. К. Калантаровой. В Консерватории училась по классу фортепиано у А. Н. Есиповой (1913–1914) и О. К. Калантаровой (1914–1921); окончила с дипломом на звание свободного художника. Слушатель Академического курса при Консерватории (1924–1926). Совершенствовалась в Берлинской Высшей школе музыки у Л. Д. Крейцера, также брала уроки у А. Шнабеля (1926–1927).

Работала педагогом в Музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова (1919–1920), в 4-м Государственном музыкальном техникуме (1925/1926 учебный год), во 2-м Государственном музыкальном техникуме (1927–1930), в 3-м Государственном музыкальном техникуме (1930–1934), в Музыкальной школе-десятилетке при Консерватории (1936–1947).

В Ташкентской консерватории: профессор[?], заведующая кафедрой специального фортепиано (1948–1958). Также читала лекции по истории и теории пианизма.

В Ленинградской консерватории: ассистент О. К. Калантаровой (1934/1935 учебный год), доцент (1935–1941 и 1944–1948, утверждено в 1935; с 1944 на Военно-морском факультете, с 1945 на кафедре общего курса фортепиано).

Выступала с сольными концертами (с 1915) в Малом зале Консерватории, Малом зале Ленинградской государственной филармонии, Доме ученых, Ташкентской филармонии, на Ленинградском радио. Участвовала в симфонических концертах в Павловске и Сестрорецке, в концертах Общества друзей камерной музыки. Партнеры-дирижеры: А. К. Глазунов (исполняла его Первый фортепианный концерт), Э. А. Купер, В. Р. Бакалейников, С. А. Чернецкий. Выступала с Ансамблем старинных инструментов Ю. Г. Ван-Орена. Игру Бирмак высоко ценили А. К. Глазунов, А. Шнабель, Л. Д. Крейцер, Г. Г. Нейгауз, М. В. Юдина.

Автор книги «О художественной технике пианиста: опыт психофизиологического анализа и методы работы» (1973). В личном деле А. В. Бирмак в архиве Санкт-Петербургской консерватории есть упоминание о подготовленной к защите кандидатской диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения: «Основы фортепианной педагогики» (1945).

Библиография

Основные сочинения: О художественной технике пианиста: опыт психофизиологического анализа и методы работы. М., 1973. 141 с.; [Воспоминания о М. В. Юдиной] // Мария Вениаминовна Юдина: статьи, воспоминания, материалы. М., 1978. С. 35–39; В классе Есиповой // Советская музыка. 1985. № 12. С. 89–92 (1 ил.)

Основная литература: Бирмак Ариадна Владимировна: [краткая биографическая справка] // 100 лет Ленинградской консерватории: исторический очерк. Л., 1962. С. 225; Брославская Т. Щедрость таланта // Musicus. 2010. № 5. С. 38–45. (в том числе о дружбе А. В. Бирмак с Э. А. Элинсон). URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus_24_Broslavskaya.pdf.

Иконография

Бирмак (Бирмак-Бергман, Бирмак-Ага), Ариадна Владимировна. Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личная карточка Бирмак А. В. // Архив СПбГК. Карточки на уволенных рабочих, служащих и проф.-преп. состава за 1948. Д. 403. Л. 8; Личное дело Бирмак А. В. // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1935–1953. Д. 33. Л. 50–74.

М. И. Алейников, 2012