XII Всероссийский конкурс по музыкальному анализу имени Е. А. Ручьевской для учащихся и студентов специальных музыкальных школ, музыкальных училищ (колледжей)

From 01.11.21 to 30.04.22

С 1 ноября 2021 года по 30 апреля 2022 года Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова проводит XII Всероссийский конкурс по музыкальному анализу имени Е. А. Ручьевской для учащихся и студентов специальных музыкальных школ, музыкальных училищ (колледжей) (далее – Конкурс).

К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся 9–11-х классов музыкальных школ (с 10-11-тилетним сроком обучения), учащиеся и студенты 9–11-х классов специальных музыкальных школ, студенты II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных (в том числе музыкально-педагогических) училищ, колледжей различных регионов Российской Федерации.

Конкурс посвящен 100-летию со дня рождения Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) – выдающегося отечественного ученого, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Санкт-Петербургской консерватории, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий о музыке русских композиторов XIX–XX веков, создателя и главы Санкт-Петербургской аналитической школы. 

Тема Конкурса: «Поэзия „Серебряного века“ в русской камерно-вокальной музыке». Тема открывает значительные перспективы для проявления исследовательской инициативы участников Конкурса. Поэзия «Серебряного века» – явление многогранное, включающее в себя такие различные направления как символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм, новокрестьянскую поэзию. Многогранна и вокальная музыка, написанная на стихи В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Соллогуба, С. Городецкого, И. Северянина, А. Ахматовой,  М. Цветаевой, Б. Пастернака, С. Есенина и других. Выбор материала для конкурсной работы может варьироваться в пределах камерно-вокальной музыки как композиторов-современников «Серебряного века» (С. Рахманинова, Н. Метнера, М. Гнесина, дореволюционного периода творчества С. Прокофьева и Н. Мясковского, русского периода творчества И. Стравинского), так и сочинений, созданных с конца 1960-х годов по настоящее время (Д. Шостаковича, Г. Свиридова, С. Слонимского, Б. Тищенко, Ю. Фалика, Э. Денисова, В. Сильвестрова и др.). 

Материалом для анализа может быть избрано отдельное сочинение для голоса и фортепиано либо вокальный цикл или композиторский опус (в том числе для голоса с инструментальным ансамблем либо камерным оркестром). В этой связи обращаем особое внимание на последнюю работу Е. А. Ручьевской «Вокальные циклы в русской классической музыке XIX века». Сочинения для хора a cappella или для вокального ансамбля на тексты поэтов «Серебряного века» могут становиться материалом исследования в том случае, если автору конкурсной работы удастся обосновать их принадлежность к жанрам камерной музыки.

Предполагается, что основной акцент в конкурсной работе будет связан с идеей движения «стиха навстречу музыке» и «музыки навстречу стиху», интерпретацией жанра романса, а также нового для русской музыки XX века жанра «стихотворение с музыкой», с проблемой взаимоотношения слова и музыки в тех аспектах, которые разрабатывала Е. А. Ручьевская.

Будущим конкурсантам необходимо ознакомиться с Положением о Конкурсе и списком рекомендованной литературы. 

Конкурс пройдет в два тура: первый, отборочный (заочный) тур – с 11.03.2022 по 11.04.2022 – на основании письменных текстов конкурсных работ; второй, заключительный (очный) тур – с 15.04.2022 по 29.04.2022 (дата будет объявлена после 15.04.2022) – в форме устных выступлений либо видеопрезентаций конкурсантов по теме конкурсной работы. 

Срок предоставления авторами письменных текстов конкурсных работ, оформленных в соответствии с требованиями (раздел III Положения о Конкурсе), – до 10.03.2022 (включительно). Срок предоставления участниками второго, заключительного (очного) тура видеопрезентаций – до 14.04.2022 (включительно).
Итоги Конкурса объявляются: участникам первого, отборочного (заочного) тура – не позднее 12.04.2022; участникам второго, заключительного (очного) тура – не позднее 29.04.2022; на интернет-сайте учредителя Конкурса – не позднее 30.04.2022.

Победителям и призерам Конкурса будут присуждены звания лауреатов I, II, III степеней. Лауреаты награждаются соответствующими дипломами и призами, а также получают дополнительные 10 баллов при поступлении на Музыковедческий факультет Санкт-Петербургской консерватории в течение трех лет, начиная с 2022 года.

Жюри Конкурса вправе учреждать специальные номинации, дипломы и призы для участников первого, отборочного (заочного) и второго, заключительного (очного) тура Конкурса.

Организационный взнос за участие в Конкурсе не взимается.

 

Подведены итоги первого тура XII Всероссийского конкурса по музыкальному анализу имени Е. А. Ручьевской для учащихся музыкальных училищ (колледжей) и специальных музыкальных школ 

Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу

Жюри ХII Всероссийского конкурса по музыкальному анализу имени Е. А. Ручьевской, учрежденного Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова, подвело итоги первого (заочного) тура и утвердило список участников II тура:

1. Велиоцинская София Борисовна (тема работы: «Б. Тищенко – М. Цветаева. Монолог души. О романсе “Окно” Б. И. Тищенко из цикла “Три песни на стихи Марины Цветаевой”»);
2. Гелина Юлия Андреевна (тема работы: «Безграничные дали или грёзы? (о грёзах К. Бальмонта и Н. Мясковского)»);
3. Захаркина Наталья Алексеевна (тема работы: «Анализ романса “Крысолов” (op. 38) С. В. Рахманинова»);
4. Маковская Анастасия Олеговна (тема работы: «Шесть романсов ор. 38 Сергея Васильевича Рахманинова: сборник романсов или вокальный цикл?»);
5. Михеева Анастасия Сергеевна (тема работы: «Романс Н. Метнера на стихотворение В. Брюсова “Тяжела, бесцветна и пуста” ор. 28, 1913 г. Опыт обращения к поэзии символистов в творчестве Н. Метнера»); 
6. Самойлова Ангелина Александровна (тема работы: «Взаимодействие слова и музыки в романсе С. Слонимского на стихи А. Блока “Девушка пела…”»);
7. Холина Александра Сергеевна (тема работы: «“Полный месяц встал над лугом…” op. 20. Неизвестный Н. Я. Мясковский»);
8. Чирков Макарий Дмитриевич (тема работы: «Образы и настроения Петербурга в последнем камерно-вокальном цикле Георгия Васильевича Свиридова»).

II тур состоится 29 апреля 2022 года в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (аудитория 537, 10:00–17:00) в формате конференции (устного сообщения и ответов на вопросы членов жюри).
Цель выступления — раскрыть основное содержание представленной на конкурс работы. Длительность выступления— от 7 до 10 минут; исполнение музыкальных примеров входит в общую длительность выступления.
Участники II тура, не имеющие возможности приехать в Санкт-Петербург, выступают 29 апреля в формате видеоконференции. Ссылка на видеоконференцию будет предоставлена всем участникам конкурса накануне его проведения.

Обращаем внимание участников II тура: видеопрезентацию присылать НЕ НУЖНО.

Итоговые результаты конкурса, включая номинации в рамках обоих туров, будут объявлены после 29 апреля 2021 года.
 


29 апреля 2022 года в Санкт-Петербургской консерватории состоялся заключительный тур XII Всероссийского конкурса по музыкальному анализу имени Е. А. РУЧЬЕВСКОЙ для учащихся и студентов специальных музыкальных школ, музыкальных училищ (колледжей). Тема конкурса: «Поэзия „Серебряного века“ в русской камерно-вокальной музыке». 

Жюри конкурса объявляет его итоги:

I место присуждено Захаркиной Наталье, студентке IV курса теоретико-композиторского отделения Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского), за работу «Анализ романса „Крысолов“ (op. 38) С. В. Рахманинова». Научный руководитель — преподаватель Сагарадзе Елена Игоревна.

II место присуждено Чиркову Макарию Дмитриевичу, студенту I курса фортепианного отделения Средней специальной музыкальной школы Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, за работу «Образы и настроения Петербурга в последнем камерно-вокальном цикле Георгия Васильевича Свиридова». Научный руководитель — преподаватель Пимурзин Павел Игоревич.

III место разделили:

Михеева Анастасия Сергеевна, студентка IV курса отделения теории музыки Псковского областного колледжа искусств: аналитическая работа «Романс Н. Метнера на стихотворение В. Брюсова „Тяжела, бесцветна и пуста“ ор. 28, 1913 г. Опыт обращения к поэзии символистов в творчестве Н. Метнера»; научный руководитель — преподаватель, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Псковской области Лаптева Татьяна Александровна;

Самойлова Ангелина Александровна, студентка IV курса отделения теории музыки Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых: аналитическая работа «Взаимодействие слова и музыки в романсе С. Слонимского на стихи А. Блока „Девушка пела…“»; научный руководитель — преподаватель Петунина Лариса Витальевна; 

Холина Александра Сергеевна, студентка IV курса теоретико-композиторского отделения Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского: аналитическая работа «„Полный месяц встал над лугом…“ op. 20. Неизвестный Н. Я. Мясковский»; научный руководитель — преподаватель Сагарадзе Елена Игоревна.

Диплом «НАДЕЖДА» присуждается Маковской Анастасии Олеговне, студентке I курса фортепианного отделения Средней специальной музыкальной школы Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, за работу «Шесть романсов ор. 38 Сергея Васильевича Рахманинова: сборник романсов или вокальный цикл?». Научный руководитель — преподаватель Пимурзин Павел Игоревич.

Специальным дипломом награждается Гелина Юлия Андреевна, студентка II курса отделения теории музыки Мурманского колледжа искусств, за работу «Безграничные дали или грёзы? (о грёзах К. Бальмонта и Н. Мясковского)»; научный руководитель — преподаватель, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ Павлова Ольга Александровна.

Дипломом участника II тура награждается Велиоцинская София Борисовна, студентка IV курса дирижерско-хорового отделения Ярославского музыкального училища (колледжа) имени Л. В. Собинова, за работу «Б. Тищенко — М. Цветаева. Монолог души. О романсе „Окно“ Б. И. Тищенко из цикла „Три песни на стихи Марины Цветаевой“». Научный руководитель — преподаватель высшей квалификационной категории Иванова Екатерина Владимировна.

Участники, занявшие призовые места, награждаются дипломами Лауреатов конкурса, дающими право на дополнительные 10 баллов при поступлении в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Участники I тура награждаются следующими дипломами:

Поощрительным дипломом:

Захаров Матвей Владимирович, студент II курса отделения теории музыки Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова-Радкевича, за работу «Неисчерпаемое значение истинного символа»; научный руководитель — преподаватель, заслуженный работник культуры Красноярского края Корнева Ирина Александровна;

Фёдорова Полина Витальевна, студентка III курса отделения теории музыки Псковского областного колледжа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова, за работу «Воплощение поэзии Сергея Есенина в вокальном цикле Георгия Свиридова „Отчалившая Русь“»; научный руководитель — преподаватель, член Союза композиторов России Никитина Лариса Николаевна.

Диплом участника I тура присуждается:

Базлову Герману Андреевичу, студенту IV курса отделения теории музыки Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского, за работу «Соотношение музыки и слова в романсе С. В. Рахманинова „О нет, молю, не уходи!“»; научный руководитель — преподаватель Никитина Наталия Петровна;

Грицаенко Марии Александровне, студентке IV курса отделения теории музыки Мурманского колледжа искусств, за работу «„Хочу у зеркала… я выпытать…“ (Борис Тищенко и Микаэл Таривердиев)»; научный руководитель — кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ Павлова Ольга Александровна;

Терехиной Веронике Андреевне, студентке III курса отделения теории музыки Калининградского областного музыкального колледжа имени С. В. Рахманинова, за работу «Метаморфозы слова в вокальном творчестве Бориса Ивановича Тищенко»; научный руководитель — преподаватель Хайновская Наталья Николаевна.

Жюри конкурса поздравляет конкурсантов и их научных руководителей и желает творческих дальнейших успехов!

Дипломы и призы будут отправлены в ближайшее время Почтой России (с предварительным уведомлением).

Жюри ХII Всероссийского конкурса имени Е. А. Ручьевской

Положение о XII Всероссийском конкурсе по музыкальному анализу имени Е. А. Ручьевской

Анкета участника ХII Конкурса по музыкальному анализу (2021)

Рекомендуемая литература

1