С. В. Рахманинов — гармония Запада и Востока

С. В. Рахманинов — гармония Запада и Востока

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Сергей Васильевич Рахманинов, Запад и Восток в русской музыке, петербургский композиторский стиль, московский композиторский стиль, Первая симфония С. В. Рахманинова, «рахманиновская восточность», Симфонические танцы.

Автор: Даниил Топилин

Сведения об авторе: ДАНИИЛ ИГОРЕВИЧ ТОПИЛИН

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3266-4947
SPIN-код: 7635-5759
e-mail: d.i.topilin@gmail.com

Кандидат искусствоведения (2019), доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных

121069 Москва, ул. Поварская, д. 30–36 

Дата поступления: 12.04.2021

Дата публикации: 15.09.2021

DOI: 10.26156/OM.2021.13.3.005

Аннотация

Статья посвящена одной из  «вечных тем» отечественного музыкознания. Вновь предпринимается попытка соотнести художественные идеалы Москвы и  Санкт-Петербурга в  творчестве С.  В.  Рахманинова на  примере крупных симфонических произведений композитора. Исследовательское внимание сфокусировано на четырех элементах музыкального языка Рахманинова, объединенных в индивидуальном творческом косме. Первая симфония предстает в качестве знакового сочинения с предчувствием фатальных событий русской истории. Подчеркивается связь между концепцией Первой симфонии и художественно-стилистическим решением поздних симфонических произведений. Симфонические танцы трактуются как квинтэссенция творчества Рахманинова со всеобъемлющим доминированием трагического начала — условное «повторение» драматургии Первой симфонии.

Литература

[1] Валькова 2011 — Валькова В. Б. Большая русская симфония как феномен культуры рубежа XIX–XX веков // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 10–13.

[2] Валькова 2015 — Валькова В.  Б. С.  В. Рахманинов и  музыкальная Москва: 1880–1890-е годы // Вестник славянских культур. 2015. № 4 (38). С. 182–205.

[3] Валькова 2016 — Валькова В. Б. Первая симфония С. В. Рахманинова: «точка невозврата» // С. В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени: сб. ст. Изд. 2-е, испр. / Музей-усадьба С.  В. Рахманинова «Ивановка», Гос. ин-т искусствознания; отв. ред. И. Н. Вановская. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2016. С. 43–56.

[4] Дурандина 2008 — Дурандина Е. Е. О Первой симфонии Рахманинова в контексте симфонизма XX века // Рахманинов — национальная память России: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 26–28 мая 2008 г. / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл.; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им.  С.  В. Рахманинова; отв. ред. И. Н. Вановская. Тамбов : Музей-усадьба «Ивановка», ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2008. С. 76–80.

[5] Кандинский 1989 — Кандинский А. И. «Симфонические танцы» Рахманинова (к проблеме историзма) // Советская музыка. 1989. № 2. С. 92–100.

[6] Келдыш 1995 — Келдыш Ю. В. Последнее произведение Рахманинова // С. В. Рахманинов. К  120-летию со  дня рождения (1873–1993): материалы науч. конф. 10–12  мая 1993 г. : сб. ст. / ред.-сост. А.  И. Кандинский. Москва : МГК им.  П.  И.  Чайковского, 1995. С. 8–15. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 7).

[7] Назайкинский 1995 — Назайкинский Е. В. Символика скорби в музыке Рахманинова (к прочтению Второй симфонии) // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993): материалы науч. конф.: сб. ст. / ред.-сост. А. И. Кандинский. Москва: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. С. 29–41. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 7).

[8] Рахимова 2013 — Рахимова Д. А. Ориентализм в музыке С. В. Рахманинова. Волгоград : МИРИА, 2013. 208 с.

[9] Скафтымова 1976 — Скафтымова Л.  А. Третья симфония Рахманинова // Музыкальная жизнь. 1976. № 11. С. 8–9.

[10] Скафтымова 1995 — Скафтымова Л. А. О Dies irae у Рахманинова // С. В. Рахманинов. К  120-летию со  дня рождения (1873–1993): материалы науч. конф. : сб. ст. / ред.-сост. А.  И. Кандинский. Москва : МГК им. П.  И.  Чайковского, 1995. С. 84–90. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 7).

[11] Фролов 1995 — Фролов С. В. Рахманинов в Петербурге // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993): материалы науч. конф.: сб. ст. / ред.-сост. А.И. Кандинский. Москва : МГК им. П.  И.  Чайковского, 1995. С. 73–83. (Научные труды Московской государственной консерватории им.  П.  И.  Чайковского. Сб. 7).

Для цитирования: Топилин Д. И. С. В. Рахманинов — гармония Запада и Востока // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 3. С. 74–94. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.005.

Sergei Rachmaninoff — Harmony of West and East

Keywords: Sergei Rachmaninoff, West and East in Russian music, Petersburg and Moscow composer styles, First Symphony by Rachmaninoff, “Rachmaninoff's East”, Symphonic dances.

Author: Daniil I. Topilin

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3266-4947
SPIN-код: 7635-5759
e-mail: d.i.topilin@gmail.com

PhD (Arts, 2019), Associate Professor of the Music History Department at the Gnesins Russian Academy of Music

30–36 Povarskaya St., Moscow 121069, Russia

Submitted on: 12.04.2021

Published on:  15.09.2021

Abstract

Article is dedicated to one of the “eternal themes” of Russian musicology. An attempt is made again to correlate the artistic ideals of Moscow and St. Petersburg in the works of Sergei Rachmaninoff on the example of major symphonic works. Research is focused on four elements of Rachmaninoff ’s musical language, united in the individual creative cosm. The First Symphony appears as a landmark work with a presentiment of fatal events in the Russian history and the further evolution of composer’s thinking. The connection between the concept of the First Symphony and the artistic and stylistic solution of the later symphonic works is emphasized. Symphonic dances are interpreted as the quintessence of Rachmaninoff ’s art due to fusion of previously announced elements with the all-encompassing dominance of the tragic beginning — a conditional “repetition” of the drama of the First Symphony.

Works Cited

[1] Val’kova, Vera B. (2011). “Bol’shaya russkaya simfoniya kak fenomen kul’tury rubezha XIX–XX vekov” [“The Great Russian Symphony as a Cultural Phenomenon at the Turn of the 19th-20th Centuries”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy], no. 2 (2011), pp. 10–13 (in Russian).

[2] Val’kova, Vera B. (2015). “S. V. Rachmaninoff i muzykal’naya Moskva: 1880–1890-e gody” [“Sergei Rachmaninoff and Musical Moscow: 1880–1890s”]. In Vestnik slavyanskikh kul’tur [Bulletin of Slavic Cultures], no. 4 (38) (2015), pp. 182–205 (in Russian).

[3] Val’kova, Vera B. (2016). “Pervaya simfoniya S. V. Rachmaninova: ‘tochka nevozvrata’ ” [“The First Symphony by Sergei Rachmaninov: ‘point of no return’ ”]. In S. V. Rachmaninoff i russkaya muzykal’naya kul’tura ego vremeni [Sergei Rachmaninoff and Russian musical culture of his time]: Collection of works, 2th edition, corrected. Museum-Estate of Sergei Rachmaninoff “Ivanovka”, State Institute of Art Studies, responsible organization; Irina N. Vanovskaya, executive editor. Tambov : Izdatel’stvo Pershina R. V., pp. 43–56 (in Russian).

[4] Durandina, Elena E. (2008). “O Pervoy simfonii Raсhmaninova v kontekste simfonizma XX veka” [“About Rachmaninoff ’s First Symphony in the context of 20th century symphonism”]. In Rachmaninov — natsional’naya pamyat’ Rossii: materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Tambov, 26–28 maya 2008 g.) [Sergei Rachmaninoff — the national memory of Russia: Proceedings of the IV International scientific and practical conference (Tambov, May 26–28, 2008)], Department of Culture and Archival Affairs of the Tambov Region, Tambov State Music and Pedagogical Institute named after Sergei Rachmaninoff, responsible organization; Irina N. Vanovskaya, executive editor. Tambov: Muzey-usad’ba “Ivanovka”, TGMPI im. S. V. Rakhmaninova, pp. 76–80 (in Russian).

[5] Kandinsky, Aleksey I. (1989). “ ‘Simfonicheskie tantsy’ Rachmaninova (k probleme istorizma)” [“Rachmaninoff ’s ‘Symphonic Dances’ (to the problem of historicism)”]. In Sovetskaya muzyka, no. 2 (1989), pp. 92–100 (in Russian).

[6] Keldysh, Yuriy V. (1995). “Poslednee proizvedenie Raсhmaninova” [“Rachmaninoff ’s last work”]. In S. V. Rachmaninoff. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya (1873–1993) [Sergei Rachmaninoff. To the 120th anniversary of his birth (1873–1993)]: Proceedings of a scientific conference (10–12 May 1993), Moscow State Tchaikovsky Conservatory, responsible organization; Aleksey I. Kandinsky, drafting editor. Moscow: MGK im. P. I. Tchaykovskogo, pp. 8–15. (Nauchnye trudy Moskovskoy konservatorii [Scientific works of the Moscow Conservatory]. Сollection 7) (in Russian).

[7] Nazaykinskiy, Evgeniy V. (1995). “Simvolika skorbi v muzyke Raсhmaninova (k prochteniyu Vtoroy simfonii)” [“The symbolism of grief in the music of Rachmaninoff (to the reading of the Second Symphony)”]. In S. V. Rachmaninoff. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya (1873–1993) [Sergei Rachmaninoff. To the 120th anniversary of his birth (1873–1993)]: Proceedings of a scientific conference (10–12 May 1993), Moscow State Tchaikovsky Conservatory, responsible organization; Aleksey I. Kandinsky, drafting editor. Moscow: MGK im. P. I. Tchaykovskogo, pp. 29–41. (Nauchnye trudy Moskovskoy konservatorii [Scientific works of the Moscow Conservatory]. Сollection 7) (in Russian).

[8] Rakhimova, Dil’bar А. (2013). Orientalizm v muzyke S. V. Rachmaninova [Orientalism in the music of Sergei Rachmaninoff]. Volgograd: MIRIA, 208 p. (in Russian).

[9] Skaftymova, Lyudmila A. (1976). “Tret’ya simfoniya Rachmaninova” [“Rachmaninoff ’s Third Symphony”]. In Muzykal’naya zhizn’ [Musical Life], no. 11 (1976), pp. 8–9 (in Russian).

[10] Skaftymova, Lyudmila A. (1995). “O ‘Dies irae’ u Rachmaninova” [“About ‘Dies irae’ at Rachmaninoff ”]. In S. V. Rachmaninoff. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya (1873– 1993) [Sergei Rachmaninoff. To the 120th anniversary of his birth (1873–1993)]: Proceedings of a scientific conference (10–12 May 1993), Moscow State Tchaikovsky Conservatory, responsible organization; Aleksey I. Kandinsky, drafting editor. Moscow: MGK im. P. I. Tchaykovskogo, pp. 84–90. (Nauchnye trudy Moskovskoy konservatorii [Scientific works of the Moscow Conservatory]. Сollection 7) (in Russian).

[11] Frolov, Sergey V. (1995). “Raсhmaninov v Peterburge” [“Rachmaninoff in Saint Petersburg”]. In S. V. Rachmaninoff. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya (1873–1993) [Sergei Rachmaninoff. To the 120th anniversary of his birth (1873–1993)]: Proceedings of a scientific conference (10–12 May 1993), Moscow State Tchaikovsky Conservatory, responsible organization; Aleksey I. Kandinsky, drafting editor. Moscow: MGK im. P. I. Tchaykovskogo, pp. 73–83. (Nauchnye trudy Moskovskoy konservatorii [Scientific works of the Moscow Conservatory]. Сollection 7) (in Russian).

For citation: Topilin, Daniil I. “Sergei Rachmaninoff — Harmony of West and East”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 3 (2021), pp. 74–94 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.005.