БАРМОТИН, Семён Алексеевич (1877–1939)

Кафедра теории музыки
Преподаватель

БАРМОТИН, Семён Алексеевич (26 января / 7 февраля 1877, Санкт-Петербург — 5 апреля 1939, Соликамск) — композитор, музыковед-теоретик, педагог.

Окончил научные и регентские классы Императорской Придворной певческой капеллы (1887–1896, аттестат); по музыкально-теоретическим предметам учился у А. К. Лядова, композиции — у С. М. Ляпунова и М. А. Балакирева; обучался игре на фортепиано и валторне. Окончил Консерваторию по кл. свободного сочинения у Н. А. Римского-Корсакова (1899–1903, в некоторых источниках — в 1902), удостоен диплома на звание свободного художника.

Преподаватель Придворной певческой капеллы и регентских классов при ней (1897–1908), Музыкального училища Херсонского отделения Императорского Русского музыкального общества (1908[?]–1910[?]), частного Регентского училища С. В. Смоленского (Санкт-Петербург, Петроград, 1910–1917). Одновременно с работой в училищах состоял преподавателем во многих музыкальных школах, в городских коммерческих училищах и гимназиях, давал частные уроки музыки. В 1918–1938 преподавал в единых трудовых школах и музыкальных училищах Петрограда (Ленинграда), вел музыкально-просветительскую работу в музыкальных кружках и клубах. 

Служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии: учитель хорового пения в клубе Балтфлота (1920–1922; в некоторых источниках 1919–1923), на военных капельмейстерских курсах (1922 – не ранее 1925).

В Консерватории: преподаватель отдела теории композиции (1923–1924), отдела теории музыки (1924–1925). Преподавал элементарную и обязательную теорию музыки, гармонию и сольфеджио. Среди учеников по гармонии — В. Нильсен.

Римский-Корсаков называл Бармотина одним из лучших своих учеников. На творческое формирование Бармотина оказал значительное влияние М. А. Балакирев. В начале 1900-х входил в состав Беляевского кружка.

Автор многочисленных музыкальных произведений различных жанров: опер («Царевна Земляничка», 1916; «Будем как солнце», 1926; «Ийола», 1929–1931), оперетт («Настя»; «Яге», 1926, шла в Театре музыкальной комедии в 1927), кантат («Женщинам коммуны», 1926; «Траурная кантата на смерть В. И. Ленина», 1926; Торжественная кантата «10 лет Октября», 1927), сочинений для оркестра («Лирическая поэма», «У гроба Серго», симфонической поэмы «Памяти М. А. Балакирева» и др.), сочинений для фортепиано (всего около 200, в т. ч. соната, 20 прелюдий), камерно-инструментальной музыки, романсов и песен, хоровой музыки, маршей для духового оркестра (в т. ч. «Победа Октября», «Серп и молот») и др. 

Сочинения Бармотина публиковались издательствами «М. П. Беляев», «П. Юргенсон». Большая часть музыки, написанной в 1920–1930-е годы, осталась неопубликованной. Фортепианные произведения композитора ценили Н. Н. Черепнин и Ф. С. Акименко.

Нотография

Основные сочинения: Зайцева Т. А. Семён Алексеевич Бармотин // Наше святое ремесло: памяти В. В. Нильсена (1910–1998) / [ред.-сост. Т. А. Зайцева; ред. А. Г. Петропавлов]. СПб., 2004. С. 287–298. Прим.: перечень неопубликованных сочинений Бармотина С. А. см. с. 293–294, 296; для фортепиано: [Тема с вариациями]: op. 1. Leipzig, 1904; [3 песни без слов]: op. 2. Leipzig, 1904; Sonate pur piano: op. 4. Leipzig, 1906. 33 с.; Six morceaux pour piano = [6 пьес]: op. 5. Leipzig, 1907. 30 с.; Dix morceaux pour piano = [10 пьес]: op. 6. Leipzig, 1907. 47 с.; Tableaux de la vie enfantine = [Картинки из детской жизни]: op. 9. М.; Leipzig, [б. г.]; Ballade pur piano = [Баллада]: op. 10. М.; Leipzig, [б. г.]; [20 прелюдий]: op. 12. М.; Leipzig, [б. г.]; для скрипки и фортепиано: [Сюита]: op. 11. М.; Leipzig, [б. г.]; [Соната]: op. 14. М.; Leipzig, [б. г.]; для солистов, хора и фортепиано: Женщинам коммуны: кантата для солистов и смешан. хора с ф.-п. / сл. Д. Бедного. Л., 1926. 11 с.; для хора и фортепиано: Комсомольский марш: для хора с ф.-п. // Песни красного календаря. Вып. 13. Ч. 5. Л., 1925; Траурная кантата памяти В. И. Ленина: для хора с ф.-п. / сл. С. Третьякова. Л., 1926. 3 с.; для хора a cappella: Ах, сколько, сколько пало их: для смешан. хора: op. 18. Пг., [б. г.]; для голоса и фортепиано: Три романса: для баса: op. 7 / сл. А. Кольцова. М.; Leipzig, [б. г.] 7 с.

Библиография

Основная литература: Акименко Ф. Семён Алексеевич Бармотин // Русская музыкальная газета. 1913. № 11. Стб. 261–265; Бармотин Семён Алексеевич: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 223; Бармотин Семён Алексеевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 1. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1973. Стб. 330. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/790Зайцева Т. А. Семен Алексеевич Бармотин // Наше святое ремесло: памяти В. В. Нильсена (1910–1998) / [ред.-сост. Т. А. Зайцева]. СПб., 2004. С. 287–298.

Архивные источники

Бармотин Семён Алексеевич. 1923–1925. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 171. 12 л.; [Бармотин С. А.] ЦГАЛИ СПб. Ф. 121. 1890–1936. Фонд С. А. Бармотина. 55 ед. хр. Прим.: Фонд содержит документы о Бармотине А. С. (1913–1939), фото (1933), список сочинений (1939), нотные рукописи опер «Царевна Земляничка», «Будем как солнце», «Ийола» и оперетты «Яге», инструментальных и вокальных произведений (1906–1937).

Иконография

С. А. Бармотин: [портрет] // Русская музыкальная газета. 1913. № 11. Стб. 262.

Н. В. Гареева, М. И. Алейников, 2012