ГУРЬЕВ, Георгий Николаевич (1893–1970)

Кафедра режиссуры музыкального театра
Доцент

ГУРЬЕВ, Георгий Николаевич (20 сентября / 2 октября 1893, Санкт-Петербург – 1970) — актер, режиссер, педагог. Доцент (1950). Кандидат искусствоведения (1951). Награжден Орденом Дружбы Китайской Народной республики (1958).

В 1903–1911 — учащийся I-й Санкт-Петербургской гимназии, по окончании которой был награжден золотой медалью. С детских лет обучался игре на фортепиано у В. К. Кузьминой. Позже возобновил занятия на фортепиано под руководством Н. А. Сасс-Тисовского (1912–1914), брал уроки пения у И. И. Прянишникова (1917–1919), И. Ф. Россета (1919–1926) и изучал концертный репертуар под руководством В. И. Павловской-Боровик.

В 1911–1918 — действительный студент экономического отделения Политехнического института Императора Петра Великого, который окончил с правом на звание «кандидата экономических наук» (по представлении диссертации).

В 1916–1918 служил статистиком в Особом совещании по обороне, затем в отделе Центрального статистического управления.

Еще в юности Гурьев увлекся театром, что стало причиной его последующего обучения в школе Русской драмы при Александринском театре (1918–1919, не окончил, прослушал курс истории оперно-балетного театра), на Курсах мастерства сценических постановок (1919–1921), которые окончил по специальности «режиссер» и в Петроградском Институте ритма (1920–1922, изучал сольфеджио, элементарную теорию музыки, практическую гармонию и музыкальную литературу).

В это же время стал актером и режиссером Передвижной труппы Политуправления Рабоче-крестьянской Красной Армии (1918–1920), Передвижного ансамбля под руководством Н. Н. Арбатова (1921–1923), театральной студии Губполитпросвета (1923–1925), Оперной студии Ленинградской консерватории под руководством С. А. Самосуда (1928–1930), Республиканского театра русской драмы Петрозаводска (1941–1942). Среди ролей — «Балаганчик» (Влюбленный), «Незнакомка» (Поэт) А. А. Блока; «Гибель “Надежды”» (Капс) Х. Гейерманса; «Мещане» (Пётр) М. Горького; «Уриель Акоста» К. Гуцкова (Служка); «Мораль пани Дульской» Г. Запольской (Збышко); «Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана (Георг); «Дама-невидимка» П. Кальдерона (Дон Мануэль); «Мнимый больной» (Арган), «Тартюф» (Клеант) Ж. Б. Мольера; «Снегурочка» А. Н. Островского (Мороз, Берендей); «Парень из нашего города» К. М. Симонова (Переводчик); «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (Василий Шуйский); «Немая жена» А. Франса (Муж); «Иван Мироныч» Е. Н. Чирикова (Цырков); «Вихрь» В. Я. Шишкова (Назар); «Пигмалион» (Хиггинс), «Шоколадный солдатик» (Блюнчли) Б. Шоу и другие.

Режиссерская деятельность Гурьева в дальнейшем проходила в Молодежном театре (1923); Первой государственной художественной студии (1924–1932); Государственном передвижном театре имени П. Гайдебурова и Н. Скарской (1926–1929, также художественный руководитель); Малом ленинградском государственном академическом оперном театре (ныне — Михайловский театр, 1930/1931); Театре рабочей молодежи (ТРАМ, 1931/1932, также преподаватель); Пионерском театре (1933–1935, главный режиссер и художественный руководитель); Колхозно-совхозном передвижном театре имени Леноблисполкома (1935–1940, главный режиссер); Республиканском театре русской драмы Петрозаводска (1941/1942); Ярославском театре кукол (1942/1943, также художественный руководитель).

Среди режиссерских работ Гурьева — «Взятие Бастилии» Р. Ролана (1921, Театр новой драмы); «Меч мира» (1922, массовая инсценировка в Ленгосцирке); «Ее путь» А. Т. Болотова (1929, Театр действа); «Зеленый цех» И. И. Дзержинского (1932, ТРАМ); «Шестеро любимых» А. Н. Арбузова (1935), «Чау-Чу» И. Кратта (1935, совместно с П. П. Гайдебуровым), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1937, Колхозно-совхозный передвижной театр имени Леноблисполкома); «Нашествие» Л. М. Леонова (1943, Рыбинский драматический театр) и другие.

Среди театральных постановок Гурьева — «Путешествие месье Перришона» Э. Лабиша (1922, Театр Народной комедии); «Мораль пани Дульской» Г. Запольской, «Вечер интермедий» М. Сервантеса, «Немая жена» А. Франса (1922), «Бесприданница», «Поздняя любовь» А. Н. Островского (1924) — Передвижной ансамбль; «Царь Максимилиан» А. М. Ремизова (1922/1923, театр-студия завода «Красный треугольник»); «Женитьба», «Игроки» Н. В. Гоголя, «Казнь Сальва» Э. Золя, «Бывые соколы» А. Ф. Писемского, «Разрушители машин» Э. Толлера (1923, Молодежный театр); «Война и человек» (1923), «Шоколадный солдатик» (1924) Б. Шоу — театральная студия Губполитпросвета; «Вихрь» В. Я. Шишкова (1925), «Федька-есаул» Б. С. Ромашова (1926) — Институт сценических искусств; «Освобожденный Вотан» Э. Толлера (1925), «Бабий бунт» К. Васильева и М. Пляцковского, «Гибель “Надежды”» Х. Гейерманса (1927), «Робин Гуд» С. Заяицкого, «В чужом пиру похмелье» А. Н. Островского, «Вихрь» В. Я. Шишкова, «Шоколадный солдатик» Б. Шоу (1928), «Я хочу есть и спать» А. Т. Болотова, «Вишневый сад» А. П. Чехова (1929) — Первая государственная художественная студия; «Шалонь», «Звериный бунт» М. Г. Знык (1933–1934, Пионерский театр); «Далекое» А. Н. Афиногенова, «Слава» В. М. Гусева (1936), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1937), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1938) — Колхозно-совхозный передвижной театр имени Леноблисполкома; «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Чапаев» А. С. Фурмановой и С. Лунина (1941), «Похищение Елены» Л. Вернейля, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (1942) — Республиканский театр русской драмы г. Петрозаводска; «Голубка» (Чувашская сказка) (1946, Московский радио-центр).

Среди оперных постановок Гурьева — «Боккаччо» Ф. Зуппе, «Нос» Д. Д. Шостаковича (1930, МАЛЕГОТ); «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, отрывки из «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини; пролог «Сказки о царе Салтане» (1953–1955), «Вера Шелога» (1958) Н. А. Римского-Корсакова — Оперная студия Ленинградской консерватории.

Одновременно занимался преподавательской деятельностью в Институте сценического искусства (ныне — Российский государственный институт сценических искусств, 1921–1932, педагог по практике режиссуры, актерскому мастерству и сценическому движению); Первой государственной художественной студии (1926–1932); Ленинградском государственном художественном училище (ныне — Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 1940/1941, основы режиссуры); Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского (1945–1951, в 1945–1947 — декан театроведческого факультета); Всесоюзном Доме народного творчества Комитета по делам искусств и ВТО (1951/1952, педагог и внешний консультант сектора режиссуры).

Со 2-й половины 1930-х гг. занимался систематизацией и редактированием педагогического наследия режиссера и педагога В. Н. Соловьёва.

В 1940 поступил в аспирантуру Государственного научно-исследовательского института театра и музыки (ныне — Российский институт истории искусств), которую окончил в 1945 в Институте сценических искусств. В 1948 защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Режиссерский замысел и его место в процессе работы над спектаклем».

В 1943–1945 жил в Москве, где работал начальником отдела театральных заведений в Комитете по делам искусств при Совет народных комиссаров СССР.

В 1955–1958 находился в творческой командировке в Китайской народной республике, где работал советником при директоре Центральной театральной академии и вел занятия на курсах педагогов режиссерского и актерского мастерства. В качестве отчетных спектаклей представил пьесы «Далекое» А. Н. Афиногенова, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони и «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (1957). Также работал над постановкой оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в Экспериментальном оперном театре Пекина, но в связи с отъездом, ее не осуществил.

С 1958 работал (по совместительству) на культпросвет факультете Библиотечного института имени Н. К. Крупской по кафедре режиссуры (ныне — Институт культуры имени Н. К. Крупской).

В Консерватории: режиссер-постановщик (1926–1928, совместно с С. А. Самосудом), руководитель Оперной студии (1953–1955); руководитель факультативных занятий по драматическому кружку при оперно-режиссерском факультете (1940); доцент (1952–1968), заведующий кафедрой оперной подготовки и режиссуры (1953–1955, 1959–1966): преподавал дисциплину «Актерское мастерство», читал курс «Основы режиссуры», вел семинар по теме «Система К. С. Станиславского».

Библиография

Сочинения (опубликовано): Вольная Комедия // Жизнь искусства. 1924. № 14. С. 16; «Госзнак» // Жизнь искусства. 1924. № 19. С. 16; Какой должна быть система воспитания режиссерской смены // Советское искусство. 1950. № 61 (12 сентября). С. 3; Победы и поражения Театра драмы // Театр. 1950. № 6. С. 10–19; Против вульгаризации метода физических действий // Театр. 1950. № 10. С. 59–74; Два спектакля // Театр. 1950. № 12. С. 19–28; Теория и практика // Советское искусство. 1951. № 10 (3 февраля). С. 2; Тема и сюжет спектакля. Заметки о мастерстве режиссера // Советское искусство. 1951. № 76 (22 сентября). С. 2; Две тенденции. На спектаклях Челябинского драматического театра // Советское искусство. 1952. № 42 (24 мая). С. 3; № 43 (28 мая). С. 3; Когда нет движения вперед. На спектаклях Московского драматического театра им. Пушкина // Советское искусство. 1952. № 77 (24 сентября). С. 2; Самодеятельный драматический кружок. М., 1953. 120 с. (в соавторстве с. М. Фоминой); Оптимистическая трагедия. Пьеса Вс. Вишневского на сцене Псковского театра // Советское искусство. 1953. № 10 (31 января). С. 2; Замысел не реализован // Советское искусство. 1953. № 14 (14 февраля). С. 2; Первые результаты // Музыкальные кадры. 1953. № 8 (30 мая). С. 3. Прим.: о совместной практике студентов консерватории и Института им. Репина; Репертуар оперной студии // Музыкальные кадры. 1953. № 11 (21 октября). С. 4; У дипломников-режиссеров // Музыкальные кадры. 1954. № 7 (15 апреля). С. 1; О музыкальной культуре вокалиста // Музыкальные кадры. 1954. № 9 (15 мая). С. 3; В братском Китае // Музыкальные кадры. 1958. № 6 (29 апреля). С. 3; № 8 (7 июня). С. 2; № 9 (24 июня). С. 4; «Лю Ху-лань». Гастроли Центрального экспериментального оперного театра Китайской Народной Республики в Ленинграде // Советская культура. 1958. № 40 (25 ноября). С. 4; Современный театр Китая // Нева. 1959. № 11. С. 204–209; Творческая работа самодеятельного драматического коллектива: учебное пособие для студентов заочного отделения факультета культурно-просветительской работы по курсу «Режиссура». Л., 1961. 149 с.; Кафедры в новом году // Музыкальные кадры. 1961. № 19 (29 декабря). С. 2. Прим.: о кафедре оперной подготовки.

Сочинения (неопубликовано): [О Московском государственном театре Драмы]: статья. Машинопись с авторской правкой. 1946 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 22. Л. 1–42; Творческий путь Малого театра: статья. Авторизованная машинопись. 1949 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 23. Л. 1–56; Режиссерский замысел: книга. Машинопись. 1949 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 10–12. 332 с.; Основные принципы воспитания актера: статья. Машинопись. 1950 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 46. Л. 1–52; Московский Художественный театр: статья. Машинопись. 1950 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 42. Л. 1–9; Путь к мастерству: статья. Машинопись. 1950 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 29. Л. 1–22; О книге Н. Аболкина «Система Станиславского и современный театр»: статья. Машинопись с авторской правкой. 1951 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 32. Л. 1–23; Победители ночи: статья. Машинопись. 1951 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 34. Л. 1–26; Лучшие качества советских людей: статья. Машинопись. 1952 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 36. Л. 1–12; Творческая работа самодеятельного драматического кружка: книга. Машинопись с авторской правкой. 1955–1957 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 13–17. 446 с.; Соловьев В. Н. «Введение в режиссуру»: Цикл лекций, прочитанных в ЛГК в 1937–1939 гг. / восстановление текста, редакция, предисловие и примечания Г. Н. Гурьева. Машинопись. 1962 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 63. Л. 1–113; Театры, рожденные Октябрем: статья. Машинопись с авторской правкой. 1969 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 50. Л. 1–13; Студия Шимановского — Госагиттеатр: статья. Авторизованная машинопись. 1969 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–407. Оп. 1. Д. 49. Л. 1–19.

Литература (опубликовано): Два года в братском Китае // Музыкальные кадры. 1958. № 4 (26 марта). С. 2. Прим.: о пребывании Гурьева в командировке; Интересно и содержательно // Музыкальные кадры. 1959. № 7 (30 мая). С. 2. Прим.: о докладе Гурьева «О задачах коммунистического воспитания» на теоретической конференции.

Литература (неопубликовано): Яковлев Н. В. Отзыв об инсценировке романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Г. Н. Гурьева. Машинопись. 1937 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-407. Оп. 1. Д. 176. Л. 1.

Иконография

Гурьев, Георгий Николаевич (1903–1970). Фото на документы (32 х 27 мм.) 1952 г. // Личное дело Гурьева Г. Н. за 1968. Архив СПбГК. Д. 81. Л. 2; Фото на документы (28 х 33 мм.) 1959 г. // Конкурс на замещение вакантных и штатных должностей заведующими кафедрами Ленгосконсерватории за 1959. Архив СПбГК. Д. 941. Л. 33.

Архивные источники

Документы о защите диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук за 1948. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-407. Оп. 1. Д. 171. Л. 1–6; Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава ЛОЛГК по вокальному факультету (кафедра оперной подготовки) за 1954. Архив СПбГК. Д. 627. Л. 82–94; Конкурс на замещение вакантных и штатных должностей зав. кафедрами Ленгосконсерватории за 1959. Архив СПбГК. Д. 941. Л. 26–53; Гурьев Г. Н. Письма (5) Вере Алексеевне Знаменской, 1956–1963. ОР РНБ. Ф. 1088. Оп. 1. Д. 111. Л. 1–12; Личное дело Г. Н. Гурьева. Архив СПбГК. Личные дела преподавателей, рабочих, служащих и студентов за 1924–1956. Д. 60. Л. 1–5; Брюшков Ю. В. Характеристика заведующего кафедрой оперной подготовки и режиссуры доцента Г. Н. Гурьева. Архив СПбГК. Конкурс на замещение вакантных и штатных должностей зав. кафедрами Ленгосконсерватории за 1959. Д. 941. Л. 37; Личное дело Г. Н. Гурьева за 1968. Архив СПбГК. Д. 81. Л. 1–29; Личные карточки Г. Н. Гурьева. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и оперной студии за 1968. Д. 1544. Л. 187–191; Трудовое соглашение с ВТО о систематизации и редактировании педагогического наследия профессора В. Н. Соловьева за 1969. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-407. Оп. 1. Д. 174. Л. 1–2.

М. В. Михеева, 2017