КАРНАВИЧЮС (Карнович), Юргис Лаурино (Jurgis Karnavičius) (1884–1941)

Кафедра теории музыки
Профессор

КАРНАВИЧЮС (Karnavičius, Карнович), Юргис Лаурино (Jurgis, Юрий (Георгий) Лаврович) (5/17 мая 1884, г. Ковно Ковенской губ. Российской империи, ныне г. Каунас (лит. Kaunas), Литва – 22 декабря 1941, там же) — русско-литовский композитор, педагог. Доцент (1926). Профессор (1938). Муж певицы Н. М. Воротниковой-Карнавичене, отец пианиста Ю. Ю. Карнавичюса (с 1949 — ректор Литовской консерватории).

Родился в семье юриста. Начальное образование получил в Первой мужской гимназии в Вильне (ныне Вильнюс). Там же получил первые уроки музыки — играл в духовом оркестре гимназии. Обучался игре на фортепиано и скрипке у В. Добржинского. В 1903 приехал в Санкт-Петербург, где окончил философско-юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1908). В 1910 сдал экзамен в Консерватории на звание свободного художника по специальности «сольное пение» и удостоен диплома, затем прошел обучение на отделении теории композиции в кл. М. О. Штейнберга (1913); среди других педагогов — Н. А. Римский-Корсаков (инструментовка), А. К. Глазунов, Я. Витолс и А. К. Лядов.

Выступал как вокалист (баритон) в концертах А. Д. Шереметева, Общества современной музыки, Общества любителей вокальной музыки. Концертировал в составе различных вокальных и инструментальных ансамблях, играл партию альта в струнных квартетах.

В 1914–1918 был мобилизован в действующую армию, участвовал в боях на территории Галиции. С 1915 года находился в лагере для военнопленных в Йозенштадте (Богемия, ныне Чехия).

В Санкт-Петербургской консерватории: преподаватель обязательного кл. теории (1913–1914), старший преподаватель (1918), профессор музыкально-теоретических дисциплин; утвержден Государственным ученым советом в звании доцента (1926). В 1920-е гг. был также ученым библиотекарем, заведующим нотной и книжной библиотекой, проректором по административно-хозяйственной части (1923–1924), входил в состав президиума вокального отдела (до 1924). С 1923 возглавил хоровой кружок студенческого клуба, в том же году реорганизованный в хоровой класс. П/рук. Карнавичюса хор студентов принимал участие в постановках Оперной студии «Орфей» К. В. Глюка, «Волшебный стрелок» К. Вебера, «Царская невеста» и «Кащей бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова.

Входил в Совет при Государственной академической филармонии (1925–1927). Выступал с просветительскими лекциями к концертам филармонии. Принимал участие в деятельности ленинградской Ассоциации современной музыки, был избран ее первым председателем (1926).

В 1827 уехал в Литву, где преподавал теоретические дисциплины (инструментовку и сольфеджио) в Каунасской консерватории (1827–1941), с 1938 — профессор. Среди учеников в Каунасе были композиторы А. Р. Кленицкис и И. А. Новакаускас (брал частные уроки у Карнавичюса). Играл на альте в оркестре Каунасского государственного драматического театра, писал музыку для спектаклей театра.

В композиторском творчестве Карнавичюса сочетается влияние русской классической музыки и западной позднеромантической. Значительна его роль в развитии литовской национальной музыки. Карнавичюс — автор первых опер, основанных на литовском музыкальном фольклоре, «Гражина» и «Радвила Перкунас» (поставлены в Литовском национальном театре в 1933 и 1937).

За годы деятельности в России и Литве композитор написал 4 одноактных балета — «Красавица» (1926), «Барокко» (1938), «Самозванец» (1940), «Молодежь балуется» (1941), 2 симфонические поэмы («Ulalume» и «Овальный портрет» по Э. По), Вариации ми-бемоль мажор (дипломное сочинение) и Литовскую фантазию для оркестра, 4 струнных квартета (Первый квартет был отмечен Премией имени М. П. Беляева, 1913), произведения для фортепиано, романсы на стихи Э. По, К. Бальмонта, П. Шелли и др., музыку к драматическим спектаклям. Для хора и различных вокальных ансамблей Карнавичюс создал обработки русских и литовских народных песен.

Произведения Карнавичюса исполняли певцы оперной сцены — К. И. Петраускас (Пиотровский), И. А. Стасюнас, К. В. Гутаускас, В. И. Адамкявичюс, А. С. Кучингис; дирижеры — Н. А. Малько, В. А. Дранишников, Б. Дварионас, М. М. Букша. На 2-м концерте ленинградской Ассоциации современной музыки (1926) исполнялся Камерный концерт «Любовь» (ор. 13) в составе — М. В. Юдина (фп.), Н. Кранц (скр.), А. Я. Штример (влч.), Н. М. Воротникова-Карнович (сопрано), О. В. Тарновская (меццо-сопрано).

Нотография

сборники: Произведения для фортепиано / под ред. Ю. Карнавичюса и С. Вайнюнаса. Вильнюс, 1973; Вокальные и инструментальные произведения: для голоса с сопр. фп., скрипки, виолончели и для фп. соло / сост. и спец. ред. Ю. Карнавичюс. Вильнюс, 1986. 131 с.

вок. соч.: Radvila-Perkunas: Opera: Balsams ir piano: Kn. 1–7. Kaunas: Sviet min-jos knygu leidimo komisija, 1939; «Ночь смотрит тысячами глаз»: романс для голоса с фп. / сл. Я. Полонского. [Б. м.], [б. г.] 2 с.; В колокол мирно дремавший: для голоса с фп. / сл. А. Толстого. [Б. м.], [б. г.] 2 с.; Два романса: для пения с сопр. альта: ор. 5 / сл. Шелли; пер. С. С. Митусова. М., 1924. 5 с. (Содерж.: На голой ветке птичка грустно пела; Звуки нежных голосов…); Два романса для голоса с фп. / сл. А. Пушкина. М., 1924. 7 с. (Содерж.: 1. Лишь розы увядают…; 2. В лесах Гаргарии счастливой…); Четыре романса : для тенора с сопр. виолончели: № 1–4. М., 1925. 9 с. (Содерж.: 1. В твое окно...; 2. Пером Амурова крыла...; 3. Цветок, подаренный тобой; 4. Любовь сама святой закон...); Кумушки. Фуга для смешанного хора / на сл. Апухтина. М., 1927. 7 с.; «Гражина» (Прощание Лютаураса) // Арии, романсы и песни из репертуара Виргилиюса Норейки: для тенора в сопр. фп. М., 1978. С. 58–63; [Две арии Гражины из оперы «Гражина»] // Арии из опер литовских композиторов: для сопрано с сопр. фп. Л., 1986. С. 59, 10–12; Песня молодого вельможи: из оп. «Гражина» // Арии из опер литовских композиторов: для баритона в сопр. фп. Л., 1988. С. 5–8;

камерно-инструм. соч.: Первый квартет (g-moll): для двух скрипок, альта и виолончели: соч. 1 / für Pianoforte zu vier Händen. Лейпциг, 1916. 61 с.; Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели (d-moll): op. 6. [Партитура]. Голоса. М.; Вена, 1928. Партит. (63 с.), 4 парт. (101 с.); Струнный квартет № 3: D-dur / предисл. Ю. Гаудримаса. Вильнюс, 1969. 72 с.

Библиография

Литература: Гаудримас Ю. К. Ю. Карнавичюс // Гаудримас Ю. К. Из истории Литовской музыки. Т. 2. Л., 1972. С. 138–159; Гаудримас Ю. К. Карнавчюс Юргис Лаурино // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 728. URL: http://www.musenc.ru/html/k/karnavi47s.html; Из писем Ю. Карновича (1902–1940): Ю. Карнович — М. Штейнбергу /публ. Ю. Бурокайте // Музыкальная академия. 2000. № 3. С. 217–225; Бурокайте Ю. Юргис Карнавичюс в Петербурге // Музыкальная академия. 2000. № 3. С. 214–217; Юдина М. В. Радости общения, искусства, мысли…» (из заметок и писем М. В. Юдиной) // Фортепиано. 2004. № 3/4. С. 26–34; Гойови Д. Ю. Л. Карнович (Юргис Карнавичюс) // Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов. М., 2006. С. 115; Письма А. Н. Обухова Ю. Карнавичюсу / публ., вступ. ст. и коммент. Н. Л. Дунаевой // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. №18. СПб., 2007. С. 193–205.

Архивные источники

Опросный лист Ю. Карновича от 27.10.1918. ГИАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 36. Л. 72–72-об. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Алфавитный список служащих Консерватории от 1.02.1921. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 127. Л. 6. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Списки преподавателей Консерватории за 1920. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 579. Л. 17. (по арх. карт. ИБО НМБ CПбГК).

А. Н. Цветкова, 2013