ДРЕЙШОК, Александр (Alexander Dreyschock) (1818–1869)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

ДРЕЙШОК (Dreyschock), Александр (Alexander) (16 (15) октября 1818, д. Жаки (Žáky), близ г. Kутна-Гopa, Чехия – 1 апреля 1869, Bенеция; захоронен в Праге) — чешский пианист, композитор, педагог. Профессор (1862). Придворный пианист Великого герцога Мекленбургского (1839) и Российского Императора (1865). Придворный капельмейстер Великого герцога Гессенского (1844). Награжден люксембургским орденом Дубовой короны (1844). Брат скрипача Ф. Р. Дрейшока.

Любимый ученик Я. B. Томашека, занимался у него по фортепиано и композиции в Праге (1833–1837).

Вел частную педагогическую деятельность в Праге (1840–1850-е) и Санкт-Петербурге (1860-е). Среди учеников — В. Блодек, В. Желеньский, У. Мейсон, Ю. Н. Мельгунов.

В Консерватории: профессор кл. игры на фортепиано (1862–1868). Адъюнкты в его классе — П. Л. Петерсен (1862/1853), Р. Аменда (1867–1869, после смерти Дрейшока, в течение 1869/1870 учебного года вел его кл. игры на фортепиано), К. Я. Лютш (1868). Среди учеников — А. М. Абаза, Э. Г. Адаевская, Н. Н. Еленковский (1-й учитель А. К. Глазунова), И. И. Слатин, П. А. Шостаковский, А. И. Эвертс.

С 1865 директор Санкт-Петербургского театрального училища. В 1868 уехал в Италию.

Дрейшок — один из наиболее известных европейских пианистов середины XIX века. Блестящий виртуоз, особенно славился феноменальной техникой левой руки, эффектно исполнял пассажи терциями, секстами и октавами. Дрейшока ставили в один ряд с Ф. Листом и С. Тальбергом. По мнению Т. Кулака, техника его превосходила листовскую. Вместе с тем, интерпретации пианиста не отличались большими художественными достоинствами. На Ф. Мендельсона игра Дрейшока производила двойственное впечатление, очень критично отзывались о ней Г. Гейне, К. Шуман, Г. фон Бюлов.

Первое публичное выступление Дрейшока состоялось, когда ему было 8 лет. Вел концертную деятельность с 1838 по 1858 (с небольшими перерывами). Совершил ряд европейских турне, выступал в Германии (с 1838; в т. ч. в начале 1840-х в Лейпциге), России (1840–1842; Санкт-Петербург, Одесса и др.), Брюсселе, Париже и Лондоне (1843). Также гастролировал в Нидерландах, Австрии (в т. ч. в Вене) и Венгрии (1846), Дании и Швеции (1849), в Чехии (в т. ч. в Праге) и Польше (в т. ч. в Кракове). Играл с оркестром под управлением Р. Вагнера, И. В. Калливоды, К. Шуберта.

Хотя репертуар Дрейшока включал произведения различных авторов — Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Тальберга, А. Гензельта и других — главным образом он исполнял собственные сочинения, которые, однако, большого успеха не имели. Критично отзывались о них в своих статьях Р. Шуман и Ц. А. Кюи.

Автор многих сочинений (всего — более 140 опусов). Основная часть из них — салонные, малосодержательные виртуозные произведения для фортепиано: сонаты, вариации (в т. ч. на темы чешских народных песен), фантазии, этюды, экспромты и др., особенно культивировал жанр рапсодии (op. 37, 38, 39, 40, 98). Написал несколько пьес для одной левой руки, в т. ч. Фантазию на тему «God save the King». Сочинил также оперу «Флоретта, или Первая любовь Генриха IV» («Floretta, oder die erste Liebe Heinrichs des IV»), увертюру для оркестра, несколько произведений для фортепиано c оркестром (концерт, концертштюк, рондо), струнный квартет. Сделал обработки чешских народных песен. Сочинения Дрейшока публиковались немецкими, чешскими и австрийскими издательствами: «Breitkopf & Härtel», «Schott», «Kistner», «Cranz», «M. Berra & J. Hoffmann», «Schreiber» и другими.

Я. Каливода посвятил Дрейшоку фортепианное трио № 3, op. 200.

Библиография

Основная литература: Телеграф (С.-Петербург) // Нувеллист. 1867. Апр. С. 31; Телеграф (С.-Петербург) // Нувеллист. 1869. Июнь. С. 48; [А. Дрейшок]: некролог // Голос. 1869. № 88. С. 3, стб. 4; Дрейшок Александр // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 486–487; Шуман Р. Этюды для фортепиано — Александр Дрейшок // Шуман Р. Избранные статьи. Л., 1936. С. 109–110; [Дрейшок Александр] // 100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л., 1962. С. 238; Дельсон B. Ю. Дрейшок Александр // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 318. URL: http://www.musenc.ru/html/d/dreyqok.html; [Соколова А. М. О выступлениях А. Дрейшока в С.-Петербурге в начале 1840-х] // История русской музыки: в 10 т. Т. 5: 1826–1850. М., 1988. С. 351–352; [Об А. Дрейшоке] // Шонберг Г. Великие пианисты / пер. с англ. В. Бронгулеева. М., 2003. С. 189–192; Порохина Е. С. На первых заседаниях Совета профессоров Санкт-Петербургской консерватории (1862–1865) // Musicus. 2007. № 8. С. 10–18. URL: http://www.conservatory.ru/node/522, http://www.conservatory.ru/files/10-18_musicus_08.pdf; Сартакова Е. С. Дрейшок Александр // Сартакова Е. С. История фортепианного отдела Санкт-Петербургской консерватории. Ч. 1: 1862–1872: монография / [Отв. ред. С. М. Мальцев.]. СПб., 2008. С. 84–88; Beer A. Dreyschock Alexander // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. 2., neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von L. Finscher. Personenteil. 5. Kassel etc., Weimar, 2001. Sp. 1425–1426; Dannreuter E., Charlton D. Dreyschock Alexander // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. S. Sadie. Vol. 7. Oxford, 2001. P. 594; [Об А. Дрейшоке с 1896 по 1986] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. S. Sadie. Vol. 7. Oxford, 2001. P. 594;

Архивные источники

ОР РНБ. Ф. 124. Арх. П. Л. Вакселя. Ед. хр. 1551. Дрейшок А. Письмо секретарю Министерства двора гр. Э. А. Сансе. [1840]. На фр. яз. 2 л.; ОР РНБ. Ф. 41. Арх. М. А. Балакирева. Оп. 1. Ед. хр. 954. Дрейшок А. Письма (2) и записка на визитной карточке М. А. Балакиреву. [1860-е гг.] На фр. яз. 3 л.

М. И. Алейников, 2012