Учебник полифонии А. П. Милки: достижения и перспективы петербургской школы

Учебник полифонии А. П. Милки:
достижения и перспективы петербургской школы

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Анатолий Павлович Милка, полифония, методика, стиль, техника сочинения, музыкальная форма.

Автор: Наталья Сербул

Сведения об авторе: НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА СЕРБУЛ

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4193-1755
SPIN-код: 2842-1650
е-mail: natserb@mail.ru

Доцент Академии хорового искусства имени В. С. Попова

125565, Москва, ул. Фестивальная, 2

Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.010

Аннотация

В рецензии отражены важнейшие аспекты сложного и многогранного труда автора. Систематизируется понятийный аппарат, в  частности, обсуждаются проблемы терминологии в области обратимого контрапункта. Предпринята попытка рассмотреть и объяснить позицию автора по этому вопросу в контексте истории формирования других точек зрения.

Анализируются инновации в  области методики преподавания полифонии, особенности сочетания исторического и  технологического подходов к  изучению предмета, новизна и  практическая актуальность научных положений. Отмечаются инновационные разработки автора в области теории малых и больших имитационных форм. Универсальность и последовательность применения этой теории придает цельность и логическую стройность всему труду автора. Особое внимание привлекается к  приемам, способствующим детальному освоению и  реконструкции в  учебных работах стиля ренессансной полифонии. Подробно рассматриваются новые формулировки правил метроритмической организации, типы работы над мелодией строгого письма, предложенные автором учебника. Отмечается важность рецензируемого издания как этапа развития петербургской музыковедческой школы, обобщения ее научных достижений и методических разработок. Выявляется ряд направлений, объединяющих исследования А. П. Милки с ведущими отечественными научными школами.

Литература

[1] Барсова 1997 — Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII в.). Москва : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1997. 571 c.

[2] Богатырёв 1960 — Богатырёв С. С. Обратимый контрапункт. Москва : Музгиз, 1960. 184 c.

[3] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония : учебник для музыкальных вузов : в 2 ч. Ч. I: Строгое письмо. Санкт-Петербург: Композитор, 2016. 336 с.

[4] Танеев 1959 — Танеев  С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. Москва : Музгиз, 1959. 383 c.

[5] Танеев 1967 — С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия / сост. Ф. Арзаманов и Л. Корабельникова. Москва : Музыка, 1967. 164 c.

[6] Холопов 1996 — Холопов Ю. Н. Гармонический анализ : в 3 ч. Ч. 1. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 1996. 96 с.

Для цитирования: Сербул Н.  Б. Учебник полифонии А. П. Милки: достижения и перспективы петербургской школы // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 5. С. 160–167. DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.010.

Textbook in Polyphony by Anatoliy P. Milka:
Achievements and Prospects of the Petersburg School

Keywords: Anatoliy P. Milka, polyphony, teaching methods, style, composition technique, musical form.

Author:  Natalia B. Serbul

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4193-1755
SPIN-код: 2842-1650
е-mail: natserb@mail.ru

Associate Professor of the Victor Popov Aсademy of Choral Art

2 Festival’naya St., 125565 Moscow, Russia

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

The review specifies the most important aspects of the complex and multifaceted work of the author, systematizing and discussing the conceptual apparatus, in particular, the problems of terminology in the field of reversible counterpoint. An attempt is made to consider and explain the author's position on this issue in the context of the history of formation of other points of view.

The author analyzes innovations in the field of polyphony teaching methods, the peculiarities of the combination of historical and technological approaches in the study of the subject, the novelty and practical relevance of scientific provisions. The author's innovative developments in the field of the theory of small and large imitation forms are noted. The versatility and consistency of the application of this theory gives integrity and logical harmony to the entire work of the author.

Particular attention is drawn to techniques that contribute to the detailed development and reconstruction of the Renaissance polyphony style in educational works. The new formulations of the rules of metro-rhythmic organization, new types of work on the melody of strict writing, proposed by the author of the textbook, are considered in detail. The importance of the peer-reviewed publication is noted as a new stage in the development of the St. Petersburg school of music, as a generalization of its scientific achievements and methodological developments. A number of areas are identified that connect the research of Anatoliy P. Milka with the leading Russian scientific schools.

Works Cited

[1] Barsova, Inna А. (1997). Ocherki po istorii partiturnoy notatsii (XVI–pervaya polovina XVIII v.) [Essays on the history of score notation (16th–first half of the 18th century)]. Moscow: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni P. I. Tchaikovskogo, 571 р. (in Russian).

[2] Bogatyryov, Semyon S. (1960). Obratimyy kontrapunkt [Reversible counterpoint]. Moscow: Muzgiz, 184 р. (in Russian).

[3] Milka, Anatoliy P. (2016). Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Textbook for Music Academies]: in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. I: Strogoe pis’mo [Strict Style]. St. Petersburg : Сompozitor • Saint Petersburg, 336 р. (in Russian).

[4] Taneyev, Sergey I. (1959). Podvizhnoy kontrapunkt strogogo pis’ma [Convertible Counterpoint in the Strict Style]. Moscow: Muzgiz, 383 р. (in Russian).

[5] Taneyev, Sergey I. (1967). Sergey Taneyev. Iz nauchno-pedagogicheskogo naslediya [Sergey Taneyev. From the scientific and pedagogical heritage] / edited by Fedor Arzamanov & Lyudmila Korabel’nikova. Moscow: Muzyka, 164 р. (in Russian).

[6] Kholopov, Yuriy N. (1996). Garmonicheskiy analiz [Harmonic analysis]: in 3 parts. Pt. 1. Moscow: The Scholarly and Printing Center ‘Moscow Conservatory’, 96  р. (in Russian).

For citation: Serbul, Natalia B. “Textbook in Polyphony by Anatoliy P.  Milka: Achievements and Prospects of the Petersburg School”. In Opera musicologica, vol.  12, no. 5 (2020), pp. 160–167 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.010.