БУНИМОВИЧ, Владимир Ильич (1894–1964)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Доцент

БУНИМОВИЧ (литературный псевдоним Музалевский), Владимир Ильич (Исаакович) (25 марта / 6 апреля 1894, Симферополь – 30 апреля 1964, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианист, исследователь, музыкальный публицист, педагог, лектор. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1954). Доктор искусствоведения (1958). Доцент (1941). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Окончил Феодосийскую гимназию (1912). Учился на юридическом факультете в Психоневрологическом институте (Петроград, 1912–1915) и в Донском университете имени М. П. Богаевского (1920–1923). Окончил курсы научных сотрудников при Государственном институте истории искусств (1923–1925). Занимался в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано у В. Н. Дроздова (1912–1917), окончил фортепианное отделение экстерном, был удостоен звания свободного художника (1923). Брал частные уроки: по инструментовке у М. В. Владимирова (1923), по гармонии — у М. М. Чернова (1925).

Работал педагогом в Музыкальном училище «Донская филармония» (Ростов-на-Дону, 1918–1920), в Донском педагогическом институте (1920–1921), в Донской консерватории (Новочеркасск, 1920–1923), среди учеников — Н. М. Яблоновский. С 1923 в Ленинграде. Педагог в Детской художественной студии Соцвоса имени З. Лилиной (1923–1928), в Государственном техникуме музыкального просвещения (1923–1927). В 3-м Ленинградском государственном музыкальном техникуме: педагог фортепианного ансамбля (1925–1928), председатель фортепианного отдела (1926–1927). Состоял членом и заместителем председателя правления Кружка друзей камерной музыки. Член Художественного совета Ленинградской государственной филармонии от прессы (1929). Преподавал историю музыкальной культуры на балетмейстерском и педагогическом отделениях Ленинградского хореографического училища (1934–1938). Старшый научный сотрудник Научно-исследовательского института театра и музыки (1935–1941, 1945–1950, 1957–1960). Заместитель председателя Союза композиторов Узбекской ССР, начальник музыкального отдела, методист-консультант, лектор Управления по делам искусств УзССР, заместитель директора лаборатории по реконструкции узбекских народных инструментов (Ташкент, 1941–1944).

В Латвийской консерватории: профессор, организатор и заведующий кафедрой истории музыки (1947–1957), проректор по научной и учебной работе (1948–1951), среди учеников — С. Ф. Вериня, В. И. Каупуж.

В Ленинградской консерватории: преподаватель общего курса фортепиано (1928–1937), член бюро кафедры общего курса фортепиано (1928–1934); преподаватель (1937), доцент (1938–1950, утверждено в 1941) кафедры всеобщей истории музыки, помощник заведующего кафедрой всеобщей истории музыки (1939–1941–?). Состоял членом редколлегии консерватории и пропагандистом (конец 1930-х). Организатор и ответственный редактор газеты «Музыкальные кадры» (с 1939). Вел общий курс фортепиано у студентов оркестрового отделения. Руководил методической работой группы по истории музыки СССР кафедры всеобщей истории музыки, участвовал в работе кафедры по составлению программы по истории музыкальной культуры СССР. Среди учеников Бунимовича — дирижеры К. И. Элиасберг и А. В. Михайлов, кларнетист В. И. Генслер, флейтист И. Ф. Янус, контрабасист М. М. Курбатов, оперный режиссер С. И. Лапиров, балетмейстер Б. А. Фенстер.

В 1917–1923 выступал в провинции как аккомпаниатор и солист: совершил ряд гастрольных поездок с басом Л. М. Сибиряковым, выступал со скрипачом И. Б. Пиастро, дал ряд самостоятельных концертов в Крыму, Ростове-на-Дону, Новочеркасске. В 1923–1930 участвовал в концертах ленинградского Общества камерной музыки в качестве ансамблиста, аккомпаниатора и солиста. Партнеры-ансамблисты — скрипачи В. И. Шер и С. Иванов (Трио Пуленка, «Цыганка» Равеля), бас П. М. Журавленко (песни Мусоргского), тенор Н. Н. Рождественский («Зимний путь» Шуберта), Квартет имени Л. Ауэра (Секстет Прокофьева). Сольный репертуар Бкнимовича включал произведения И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева и др. Во второй половине 1920-х Бунимович много выступал с тенором Р. И. Чаровым как в концертах Общества камерной музыки, так и во время гастрольных поездок (Белоруссия, Петрозаводск). Выступал с оркестрами в качества солиста в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Кисловодске.

С 1917 занимался музыкально-публицистической деятельностью. Публиковался в периодической печати Ленинграда, Москвы, Риги, Ростова-на-Дону, Ташкента, Феодосии и др., в том числе в журналах «Жизнь искусства», «Искусство и жизнь», «Красная панорама», «Ленинград», «Музыкальная самодеятельность», «Рабочий и театр», «Советская музыка», «Театр и экран», «Театральный курьер»; в газетах «Вечерняя Москва», «Известия», «Кзыл Узбекистон», «Ленинградская правда», «Литература и искусство», «Музыка», «Правда Востока», «Советское искусство», «Советская Латвия», «Трудовой Дон» и др. Состоял постоянным сотрудником музыкальных отделов газет «Красная газета» и «Смена». Всего им было напечатано более 1000 статей и рецензий. Исследовательские и публицистические работы Бунимович публиковал под различными псевдонимами, самый известный из которых — В. Музалевский, но также: Диез, В. Тамаров, Вэм, В. Ильичев, И. Владимиров.

С 1925 вел лекторскую работу в Центральном лектории и его филиалах, выступал со вступительным словом перед концертами Общества камерной музыки и в Большом зале Филармонии, читал лекции по истории музыкальной культуры в Домах культуры, рабочих клубах, домах отдыха, на заводах и в других организациях Ленинграда и Ленинградской области, в 1933–1936 участвовал в работе выездного университета консерватории и рабочего университета Ленинградской государственной филармонии. Лекторские выступления Бунимовича проходили и в других городах страны, например в Риге, Сочи, Ташкенте.

Библиография

Основные литературные сочинения: [Соч. В. И. Музалевского с 1924 по 1969] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 2. М., 1974. С. 221–222; Павел Серебряков // Павел Алексеевич Серебряков. К 100-летию со дня рождения. [2-е изд., перераб. и доп.]. СПб., 2007. С. 164–166.

Основная литература: Дроздов А. Первый этап развития русского пианизма // Советское искусство. 1950. № 62 (16 сентября). Примечание: рецензия на: Музалевский В. И. Русская фортепианная музыка: очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры (XVIII – первой половины XIX столетия). Л.; М., 1949. 360 с.; Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России: (конец XVIII и 1-я половина XIX века): для фортепиано / сост. Л. А. Баренбойм и В. И. Музалевский. М.; Л., 1949. 323 с.; Богданов-Березовский В. М. В. И. Музалевский // Советская музыка. 1964. № 4. С. 143–144; Богданов-Березовский В. М. Об авторе книги // Музалевский В. И. Записки музыканта. Л., 1969. С. 206–216; Музалевский Владимир Ильич // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 2. М., 1974. С. 220–222.

Иконография

Бунимович, Владимир Ильич (Исаакович) (1894–1964). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личное дело В. И. Бунимовича. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1930–1951. Д. 27. Л. 129–213; Личная карточка В. И. Бунимовича. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих, уволенных за 1950. Д. 482. Л. 42–43.

М. И. Алейников, 2012